МнениеПочему несуществующие изобретения решают реальные проблемы
Дизайн-фикшн, Hyperloop и редизайн иконок как инструменты инновации
Маргарита Попова
Шеф-редактор Look At Me
Несуществующие изобретения и бесконечные дизайн-концепты принято ругать — в глазах прагматиков это решение надуманных проблем и пустая трата времени. Однако часто фантазёрские проекты — путь к реальным изобретениям. Look At Me разбирается, почему Элон Маск, Google X и авторы концептов на Behance и Dribble заняты полезным и важным делом.
В июне каждый уважающий себя дизайнер перерисовал по-своему или целиком iOS7, или хотя бы отдельные её иконки, — Dribble и Behance выдают по этому тегу тысячи результатов. Конверсия дизайнерских усилий к реальным изменениям в iOS7 ничтожно мала, но главные изменения касаются карьер создателей наиболее удачных концептов, для которых профиль на Behance заменяет портфолио с реальными проектами.
Этим летом Google представил один из проектов своей лаборатории Google X — Project Loon, нацеленный на то, чтобы лёгким и экологичным способом (то есть с помощью раздающих WI-FI воздушных шаров) распространить интернет по планете. Это один из редких примеров сумасшедшего концепта, наконец воплощённого в жизнь, — хотя и ценой бесконечных тестов и перепуганных обывателей, путавших воздушные шары корпорации с атакой инопланетян.
Месяц назад известный фантазёр (известный во многом потому, что удачно претворяет собственные фантазии в жизнь) Элон Маск представил проект Hyperloop — сверхскоростной пятый вид транспорта, способный разгоняться до 1220 км/ч. Занятый другими проектами Маск настаивает на работоспособности своей идеи, но воплощать её в жизнь самостоятельно отказывается, выразив готовность отдать чертежи любознательным инженерам или инвесторам. Своим заявлением создатель SpaceX и Tesla Motors привёл в бешенство многих уважаемых учёных: «Hyperloop — поразительно раздутый проект с чрезвычайно заниженным ценником», — возмущался Ричард Уайт, профессор Стэнфордского университета и автор книги Railroaded: The Transcontinentals and the Making of Modern America, сравнив стоимость проекта с воздушными замками.
Дизайн-фикшн — это прежде всего
решение вымышленных проблем
Все эти далёкие друг от друга понятия объединены термином design fiction, который проще всего объяснять через его различия с science fiction, хорошо знакомой нам научной фантастикой. Сай-фай — это прежде всего фантастика, текст, использующий по своему усмотрению вымышленные научные технологии и обстоятельства; дизайн-фикшн — это прежде всего дизайн, решение вымышленных проблем, устройство вымышленных сервисов и объектов. Как говорит Брюс Стерлинг, научный фантаст и колумнист Wired, дизайн-фикшн — это дизайн спекулятивных, несуществующих объектов и сервисов.
Скептическое отношение к концептам легко понять. Во-первых, многих раздражает манера больших корпораций с наскока браться за сложные мировые проблемы, требующие куда более тонких и осмысленных решений. Журналисты много критикуют жителей Силиконовой долины за повсеместное применение методов elevator pitch* — будь то в умирающих от голода районах Африки или в Северной Корее под диктатурой Ким Чен Ына. Во-вторых, в подобных проектах многие видят элементарную алчность. Google, разумеется, выгодно, чтобы к интернету были подключены как можно больше людей, потенциальных потребителей рекламы. В-третьих, кажется, что в мире слишком много нерешённых проблем, чтобы решать будущие. Эта проблема в редакции Look At Me условно обозначена как «новости безумного дьюти-фри» — круто, конечно, что придумали гаджет, фотографирующий запахи, но если учесть уменьшающийся процент кислорода в земной атмосфере, возможно, скоро нам не захочется их фотографировать.
Однако, если мы посмотрим на мировую историю изобретений, то отметим, что существенная часть прототипов в итоге приводила к реальным инновациям. Леонардо да Винчи представил проект геликоптера в XV веке, но первый вертикальный полёт состоялся только в 1907 году. В конце XVIII века Меньё изобрёл дирижабль — однако управлять дирижаблем и совершать регулярные продолжительные полёты люди смогли только через 150 лет. Примерно в это же время братья Райт начали тесты собственных летательных аппаратов, что стало первым шагом по направлению к самолётам, которые Элон Маск объявил морально устаревшими в августе 2013 года.
Чтобы решить проблему, надо сначала её осознать, и фантазёры, изобретатели и учёные заняты не просиживанием штанов за сумасшедшими чертежами, но доказательствами того, что мы можем гораздо больше, чем думаем, — и можем быстрее, чем через 150 лет, учитывая ускорение технологического прогресса и распространения информации. В этом смысле дизайн-фикшн — решение не столько несуществующих проблем, сколько проблем, до которых у нас пока не дошли руки, — и изобретения не существуют ровно до того момента, пока энтузиасты не проведут первые успешные опыты. Это доказывают и многочисленные примеры того, как выдуманные даже не учёными или дизайнерами, а гуманитариями изобретения в научной фантастике в 2013 году уже стали реальностью. Решения проблем будущего имеют непосредственное влияние на то, от чего мы страдаем сейчас, — в конце концов, даже самые устрашающие иконки в iOS7 перерисовали к пользовательскому релизу.
Комментарии
Подписаться