МнениеПочему технологических компаний больше не существует
В изменившемся мире инженер и кодер нужны всем
Технологическая компания — чрезвычайно размытый термин, которым обозначают практически все компании, регулярно мелькающие в новостях, вне зависимости от того, какими именно технологиями они занимаются, если занимаются вообще. Look At Me вынужден констатировать, что причина путаницы в том, что технологических компаний больше не существует — и объясняет, почему.
Существует мнение, что печатные газеты выпускаются вкладками, чтобы было удобнее выкидывать вон вкладку «Финансы». Во-первых, чтение с аббревиатурами в качестве главных действующих лиц — скучное по определению. Во-вторых, «Финансы» обычно не только чужие, но и сложно поддающиеся представлению. Наконец, это самый безличный вид чтения о компаниях — не о молодых рок-н-рольных предпринимателях, не об обанкротившихся пропойцах, а о менеджерах и их эффективности.
Воздушные шары, раздающие вай-фай
Ситуация меняется, когда AAPL, GOOG, AMZN и YHOO обратно превращаются в компании, которые знают, что мы будем носить, как именно общаться, куда ходить и в какой степени за этим будет следить правительство. Тогда мы их любим и ненавидим. Ругаем за красный Mac Pro и хвалим за воздушные шары, раздающие вай-фай. Остроумно шутим в «Твиттере» и пишем статьи. Наконец, называем технологическими компаниями — объединяя таким образом вообще все компании, судьба которых нам сколько-нибудь интересна. Культ вокруг них уже давно никого не удивляет; наоборот, издания вроде Business Insider регулярно составляют списки компаний, которые восхищают нас больше всего.
Именно это, вероятно, и мешает нам понять, что технологических компаний больше не существует.
«На протяжении многих лет Google настаивали на статусе технологической компании, — замечает Дэн Митчелл из SF Weekly. — Но их основная статья доходов — обеспечение пользователей информацией в обмен на рекламные деньги, и это прямое определение медиакомпании». В самом деле, поиск остаётся основным продуктом компании, однако львиную долю доходов приносит реклама, эффективная во многом потому, что Google ловко анализирует пользовательское поведение.
Это, прямо скажем, тоже нельзя считать чертой, присущей только технологическим компаниям, — аналитики и статистики теперь востребованы практически во всех областях. Широко известна история соперничества супермаркетов за беременных женщин. Так как каждая компания стремится к тому, чтобы у них покупали максимальное количество разнообразных продуктов, беременные женщины с их нехваткой времени — важный сегмент аудитории. Поэтому важно рассылать рекламные проспекты раньше конкурентов, и с этой целью специально нанятые статистики собирают всю возможную информацию о покупателях. Это действительно работает: работники Target рассказывают о нескольких случаях, когда они узнавали о беременности покупательниц раньше родственников этих покупательниц, что, разумеется, позитивно сказывалось на продажах.
Tesla model S
В массовом сознании Apple продаёт айфоны, но не в меньшей степени это музыкальный магазин: судя по последним данным, продажи в iTunes составляют 11% от их доходов — чуть меньше, чем от продаж Mac и iPad. При этом устройства компании спроектированы с учётом того, чтобы с их помощью было максимально удобно покупать у Apple музыку и фильмы. Это применимо и к Amazon: статус технологической компании крупнейший онлайн-ретейлер зарабатывает благодаря продаже своих ридеров Kindle, однако сами устройства — это лишь средство быстрее и эффективнее помогать продажам интернет-магазина. Tesla Motors делают автомобили и по сути являются настолько же технологичными, как и Ford (который теперь выпускает не только семейные машины для поездки в «Икею», но и самопаркующиеся авто). Но дополнения вроде магазина предложений и электрических станций, позволяющих сверхбыстро и бесплатно заряжать автомобиль, выводит Tesla Motors в ряд технологических компаний.
красный Mac Pro
Дело не столько в мультидисциплинарности, без которой крупную компанию сложно себе представить, сколько в том, что стало ясно: удивительные технологии — это самый простой способ добиться любви покупателей и попасть в список любимчиков технологических медиа (которые, впрочем, в большинстве случаев такие же технологические, как и компании). Topshop устанавливает в Москве интерактивные примерочные с Kinect, которые позволяют покупателям примерить одежду поверх собственной. Coca-Cola привозит в Африку киоски с самым необходимым — чистой водой, здоровой пищей и вай-фаем. Starbucks совсем недавно создали возможность отправлять друзьям кофе с помощью Twitter.
Пятьдесят лет «твиттер от фитнеса»
продавал кроссовки
Имеет место быть и обратный процесс: компании, ранее ассоциировавшиеся исключительно с интернетом, постепенно начинают движение в офлайн. Джефф Безос, CEO упоминавшегося выше Amazon, недавно занялся печатными медиа, купив Washington Post и поделившись своими планами по развитию газеты. Evernote и Paper (лучшее приложение для рисования на iPad) вовсю сотрудничают с Moleskine. Facebook строит дома и города, Google разрабатывает автомобили.
Из лаборатории Nike
Один из самых ярких примеров того, как быстро всё меняется, — это Nike, когда-то компания по производству кроссовок и спортивной одежды, а ныне — вполне себе технологическая компания. Вот что пишет журналист Bloomberg Businessweek о недавнем пресс-мероприятии Nike: «Компания представила новую версию FuelBand и провозгласила, что чем больше друзей будет у вас в социальной сети Nike, тем дольше вы проживёте; назвала себя твиттером от фитнеса и позвала основателя Foursquare Денниса Кроули, который объявил, что то, как компания обрабатывает информацию, вдохновило его на создание собственного стартапа». Пятьдесят лет назад «твиттер от фитнеса» продавал в США кроссовки Onitsuka Tiger.
Nike FuelBand
Мир сильно изменился за эти пятьдесят лет. Для того чтобы называться технологической корпорацией, недостаточно иметь сайт, активно вести фейсбук-страницу или даже держать в штате нескольких инженеров. Технологическая компания — примерно настолько же точный термин, как «компания, в которой работают люди». Он одинаково применим ко всем — в конце концов, если вас нет в интернете, вас нет вообще, а современным школьникам учиться коду так же важно, как учиться читать. Пора признать, что в мире, который ежеминутно создаёт огромные объёмы информации, нам нужен термин получше — или вообще никакого.
Фотографии: Tesla Motors & Nike Labaratory
Комментарии
Подписаться