МнениеСтрит-артисты о любви и ненависти к Бэнкси
Мнения экспертов о творчестве одиозного уличного художника
Материал подготовил
Артем Лучко
Бэнкси можно назвать самой одиозной фигурой стрит-арта. Его личность окутана тайной, что только подогревает интерес со стороны армии преданных фанатов и просто любопытствующих зрителей из самых разных стран и социально-экономических слоев.
Его оригинальные принты расходятся как горячие пирожки за тысячи и сотни тысяч долларов среди «просвещённых» бизнесменов и селебритиз первой величины, таких как Брэд Питт, Киану Ривз и Джуд Лоу.
Аккаунт Бэнкси
в «инстаграм»
Одни романтизируют британского художника, другие же называют его работы не более чем заурядными граффити на остросоциальные темы с популистскими лозунгами. Вероятно, со своей стороны Бэнкси хочет казаться этаким Робин Гудом в искусстве, раздаривая свои работы улицам и их обитателям — тем, кто может быть никогда и не был в галереях.
В минувшем октябре Бэнкси поселился в Нью-Йорке. В течение месяца он ежедневно представлял новые стенсилы, скульптуры, инсталляции и видео. Это уличное шоу, озаглавленное Better Out Than In, определённо, стало одним из самых значимых событий в арт-мире, и Look At Me не может обойти его стороной. Чтобы разобраться в личности Бэнкси, в его творчестве и в том, как его оценивать, мы обратились к экспертам — стрит-арт-художникам и тем, кто непосредственно имеет дело с уличным искусством.
Кирилл Кто
художник, Москва
Мой, запрашиваемый вами комментарий (и прочих комментаторов, как для этой статьи, так и для других подобных материалов по всему миру), — это как раз один из кирпичиков, способствующих дальнейшем превращению Бэнкси в мегазвезду. Каждый раз, когда кто-то рассказывает про него и про его работы, этот спикер прибавляет свой авторитет, своё мнение, свою репутацию в один большой проект «репутация и авторитет Великого Бэнкси», дополняет его таким образом и поддерживает. Бэнкси действительно очень не плох, но я давно уже не интересуюсь его творчеством и им самим как Проектом, а потому и сказать ничего, кроме уже сказанного, не могу (и не хочу).
Есть масса других менее раскрученных, но не менее интересных художников. Возможно, некоторые — в числе ваших комментаторов. И по сему пора бы уже нашим СМИ больше внимания уделять им.
У меня никаких обид к славе Бэнкси. Ну может только то, что моего друга Пашу 183 называли «русским Бэнкси». А так всё равно пусть пишут. Просто «тема Бэнкси» должна пробивать дорогу остальным.
Некоторые из ранних работ Бэнкси довольно интересны. Что мне больше всего в них нравится, так это юмор и ирония. В ранних проектах также есть социальный и политический подтекст. Он делал смелые и сильные вещи в Великобритании — рядом с камерами видеонаблюдения и на Даунинг-стрит. Скорее всего, потому, что Бэнкси знал, что там происходит, и понимал контекст. Но я не могу назвать себя фанатом его работ, так как вместо того, чтобы продолжать нести при помощи своего искусства некое послание, он коммерциализировался. Последнее время его работы выпадают из контекста. Например, в Нью-Йорке он использовал публичное пространство для арт-проектов прежде всего для продвижения своего имени и репутации, своего «стиля» и бренда в городе, а вовсе не ради качественного контента.
В его работах, в отличие от проектов многих других уличных художников, не чувствуется развития, и его послания не кажутся более такими остроумными и высокоинтеллектуальными. Его граффити Ghetto For Life — один из примеров того, как он отдалился от сообщества и может легко оскорбить людей своими заявлениями.
Только потому что он — Бэнкси, ему сходит с рук то, за что большинство местных граффити-райтеров и уличных художников были бы оштрафованы или имели бы большие проблемы. На самом деле он не так много делает, кроме создания шумихи и спектакля о самом себе. Это просто несправедливо, и для тех работ, которые он делает, это не так круто.
Его работы иногда довольно весёлые, но не такие изящные и находчивые. После протестов в Нью-Йорке местная полиция делает всё, чтобы поймать его, и я рада, потому что ему придётся работать при тех же ограничениях, как и другим уличным художникам, чьи работы по-настоящему комментируют реальность. На 23-й день он остановил свой проект, и, может быть, скоро всплывут новые работы о неэффективности антивандальных законов, или о полицейских и системе наблюдения в Нью-Йорке.
Тима Радя
художник,
Екатеринбург
Мне близки его взгляды, политические, антропологические, как угодно. Я верю в то, что он делает. Он говорит по-простому и ясно. Его язык состоит из четырёх основных частей: юмор, кусок картона, канцелярский нож, чёрная краска. Мне кажется, что в нём есть рассудительность и скромность: обладая неограниченными возможностями, он остаётся верен форме своего языка — небольшим и острым вещам. В его языке есть чистота — он не говорит лишнего. В этом молчании есть честность, потому что когда тебя слушает весь мир, можно найти тысячу поводов для высказывания. Но когда он говорит про действительно важные вещи, то делает это серьёзно, как в случае с эссе, посвящённым новому зданию всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Или как когда ушел Паша 183, он поставил свечку. Это очень важно.
«Кто он на самом деле» (попробуй ответить на этот вопрос в отношении себя), откуда его стиль, сколько это стоит и т. д. — меня это не интересует. Я уважаю выбор, которому следует Бэнкси. Надо понимать, что жизнь затворника не таит в себе никаких особенных преимуществ и удовольствий, скорее, она таит в себе шизофрению. Всё, что связано с известностью (и властью), — это яд; надо быть очень стойким человеком, чтобы не исказиться до неузнаваемости. Очень надеюсь, что у него хватает сил на это.
Вова Воротнёв
художник, Киев
Главная «заслуга» Бэнкси — это проникновение в британские мейнстримные масс-медиа. Как для посредственности, это, пожалуй, заслуга. Лично мне Бэнкси не нравится ничем. Большинство его трафаретов — плоские, одномерные (в смысловом значении) «фотожабы» с оттенком социальной демагогии и китчевой претензией на иллюзионизм в их размещении на поверхности.
Когда-то, лет 10 назад, мне понравилась акция Бэнкси перед зданием суда в Лондоне, где он поставил памятник богине Правосудия Фемиде в задранной юбке, в ботфортах и с пачкой долларов в чулке. Я тоже обращал в то время внимание на его трафареты, у меня даже есть один (в магазинах Кэмдена лежали стопки трафаретов «от Бэнкси» на тему экологии). Но тогда он был далёк от той славы, которую он соискал недавно, и был лишь одним из многих. Поэтому не было смысла тратить время на критику. Сейчас как-то даже неприлично толеровать этого медийного монстра, который время от времени засоряет информационное пространство очередным своим высером, пытаясь убедить весь мир в своей мнимой неуловимости.
Бэнкси — это опошление панковской политической трафаретной традиции от группы Crass до деятельности тысяч анонимных активистов и сквотеров. У Бэнкси политический аспект лишь обслуживает его псевдогероическую карьеру. Точнее его рекламного агентства. Это деградация стенсил-арт-традиции по типу Blek Le Rat или Miss Tic, где аррогантная медийная поза Бэнкси обесценивает наивный и честный уличный трафарет. Бэнкси — это максимальное упрощение художественного языка публичного искусства. Газетные карикатуры — и те более свежи и остроумны. Так называемые «выставки» Бэнкси — это комментарии к искусству интересующегося искусством школьника или внезапно «прозревшего» сорокалетнего яппи, которому надоела его работа. Неудивительно, что такого же уровня и зритель Бэнкси. Одиозность Бэнкси в том, что он либо глуп, но хитер, как многие глупцы. Либо просто циничен, понимая свою бездарность, но демонстрирующий, тем не менее, свои таланты в области паблисити. Хотя и тут можно поспорить. Ведь феномен Бэнкси многими рассматривается лишь как пример плохого вкуса.
Комментарии
Подписаться