Views Comments Previous Next Search
Художники и музыканты о полнокупольном искусстве — Мнение на Look At Me

МнениеХудожники и музыканты о полнокупольном искусстве

Макс Хаттлер, Бен Стерн, DJ Food и Илья Лагутенко о своих проектах на фестивале «Измерение»

В Калуге с 15 по 17 ноября в рамках проекта «Дома новой культуры» пройдёт фестиваль полнокупольного искусства «Измерение». Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского станет площадкой для видеоарта и анимации. Look At Me попытался разобраться в том, что такое Fulldome Art, как российские учёные вдохновляют художников и почему за полнокупольным форматом — будущее видеоарта.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 2.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 3.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 4.

Аня Титовец

Куратор фестиваля «Измерение»

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 5.

«Полнокупольный формат (fulldome) долгое время был труднодоступен и ограничен строго научными и космическими темами, но в последнее время, благодаря распространению цифровых планетариев и мобильных купольных систем, ситуация поменялась. Полнокупольный формат охватывает разные направления — аудиовизуальные live-шоу, научный и художественный кинематограф, интерактивный игровой формат, видеоарт и инсталляции.

Особенность полнокупольного формата состоит в том, что экран перестаёт быть плоским, а окружает зрителя со всех сторон, то же самое происходит со звуком; тем самым создаётся симуляция эффекта присутствия, и все органы чувств работают в усиленном режиме восприятия, когда человек оказывается в так называемой иммерсивной среде (обеспечивающей полный эффект присутствия и погружения. — Прим. ред.). Не зря даже на этапе производства графики для такого формата есть множество правил и рекомендаций, которые необходимо соблюдать, чтобы не «передавить» посетителей ощущениями.

Полнокупольные фильмы бывают как бессюжетные, так и с сюжетом, как отснятые на камеру, так и полностью созданные на компьютере (что бывает чаще), как в стилистике классической рисованной анимации, так и в виде генеративной графики.

В мире ежегодно проходит около десятка фестивалей полнокупольного формата, программа которых по большей части укомплектована научпопом. Мероприятие в Калуге — уникально, в таком формате в России его ещё никто не проводил. Вся его программа направлена на искусство, анимационные фильмы и моушен-дизайн в куполе. Мы показываем совершенно разные форматы, которые используют художники и режиссёры из разных стран мира при работе с полнокупольным форматом».

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 6.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 7.

 Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 8.

Макс Хаттлер

Макс Хаттлер является известным художником-аниматором, работающим с видеоинсталляциями. Для фестиваля в Калуге он провёл небольшое исследование о творчестве Циолковского и подготовил шоу, вдохновлённое философскими и научными идеями учёного.

 

«Полнокупольный формат по сравнению с обычным — это как стерео против моно, цветное кино против черно-белого. Работа с ним, конечно же, сильно отличается от работы со стандартным плоским экраном. Рамка фильма должна быть круглая, а не прямоугольная, и каждое изображение должно вписываться в форму купола. Нужно время, чтобы привыкнуть к работе с круглым изображением — и при этом следует учитывать тот факт, что работать в этом жанре вдали от планетариев тяжело — изображение получает окончательные пропорции только когда оно проецируется на купол.

Мой проект для фестиваля — полуабстрактный анимационный фильм, вдохновленный трудами Константина Циолковского, особенно его работами о Космизме. В этом фильме идеи Циолковского становятся отправной точкой для путешествия в наше космическое будущее. В Циолковском меня больше всего впечатлил размах его творчества. Циолковский приобрёл наибольшую известность за достижения в разработке дирижаблей и ракет, но у него есть труды в области философии, научной фантастики. И почти все его работы были написаны в крошечном домике в Калуге». 

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 9.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 10.

 Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 11.

Бен Стерн, идеолог Fulldome UK

Fulldome UK — одно из самых авторитетных и влиятельных сообществ художников, работающих в сфере полнокупольной индустрии в Великобритании. Они выступают в роли сокураторов калужского фестиваля, сделав подборку работ-призёров тематических фестивалей из разных точек мира.

 

«Пока есть совсем небольшое общество людей, которые стараются использовать возможности планетариев по другому — отойти от оптических механических проекций в сторону цифровых. Есть, например, купол в канадском Монреале, который целиком и полностью является художественным пространством. Такие мероприятия служат точкой фокуса для небольшого сообщества продюсеров, которые решили «взломать» эти пространства и дать им новое содержание. Наша аудитория, для которой мы это делаем, — смесь художников, продюсеров из традиционных и коммерческих полнокупольных компаний, а также виджеи и ученые. Знаменитости вроде Ильи Лагутенко или британского DJ Food обладают большим потенциалом, чтобы продвигать этот формат. Они могут привести новую аудиторию в планетарий чтобы познакомить её с искусством».  

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 12.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 13.

 Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 14.

Dj Food

Dj Food — один из известных электронных музыкальных проектов, подписанных на лейбл Ninja Tune. Творческое объединение постоянно ищет новые формы подачи своего материала. Премьера альбома The Search Engine, прошедшая в Монреале летом 2012 года, представляла собой масштабное полнокупольное шоу, которое имело такой успех, что Кевин Фоакс (ныне возглавляющий проект Dj Food) регулярно выступает с ним по сей день в европейских и американских планетариях. Фрагмент шоу также будет представлен на фестивале в Калуге.

 

 

«Я хотел представить мой последний альбом в уникальном пространстве — для клубной среды он не очень подходит. Главная тема, проходящая через него, — это космос, таким образом планетарий был самым очевидным выбором. Когда проект был поставлен ​​в Лондонском планетарии в Гринвиче для меня вдруг открылся целый мир, о котором я не знал до этого и сразу захотел стать его частью. Это было моё первое полнокупольное шоу, но я воспринимаю его незавершенный процесс, который постоянно находится в работе. Практически каждый раз, когда мы его представляем, мы вносим различные новшества. По мере того, как мои знания этой среды расширяются и оттачиваются навыки, я каждый раз хочу сделать его ещё лучше. В конце концов шоу трансформируется во что-то другое, соответственно будет меняться и музыка».

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 15.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 16.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 17.

Пол Пруденс

Пол Пруденс — признанный медиахудожник, разрабатывающий генеративные и интерактивные арт-среды. На фестивале он представит свою новую работу Lumophore в полнокупольном формате.

 

«Много лет меня интересовал российский авангард, особенно динамичные и экспериментальные 1920-е. Я интересовался музыкой, визуальным искусством и архитектурой той эпохи, как с эстетической, так и с философской точки зрения, — меня интересовали её утопические идеи. Недавно я открыл для себя книгу Андрея Смирнова Sound In Z: Experiments In Sound And Electronic Music In Early 20th Century Russia. Эта книга исследует самые первые примеры в синтезировании звука, графического и орнаментального звука, психоакустику, шумовые машины, электроакустику и визуальную музыку. Поскольку в своей аудиовизуальной работе я много занимаюсь взаимодействием звука, пространства и формы, эта книга была очень интересна для меня. Влияние этих художественных течений на мою работу должно иметь резонанс с российской аудиторией.

Лично для меня работать в полнокупольном формате не сложнее, чем в остальных, хотя, конечно же, есть некоторые технические требования, которые нужно соблюдать. Невозможно иметь доступ к проектору планетария всё время, так что материалы должны быть заранее подготовлены в разрешении 4096х4096 пикселей.

 

 

Также нужно придумать, как использовать огромный купол и как можно обыграть заранее продуманную идею.  Аудитория планетариев привыкла смотреть фильмы о расширении Вселенной и разглядывать созвездия. Мой подход — заново изобретать и иногда деконструировать классическую сферу и геометрию купола абстрактной видеоработой. Также я стараюсь уделять одинаковое внимание каждому аспекту аудиовизуальной композиции, чтобы между ними происходили ассоциативные отношения.

Я фанат советской архитектуры, особенно той, которая родилась под влиянием конструктивизма и супрематизма, — Черников, Мельников и Леонидов. Калужский планетарий выглядит так же потрясающе, хотя и был построен сильно позже (в 1967 году), но, кажется, эти стили повлияли на него. Здорово, что полная структура Музея космонавтики в этом планетарии напоминает форму ракеты.

Я читал работы Циолковского, его известные книги о колонизации космоса, межпланетных путешествиях и ракетостроении. Меня очень заинтересовали его ранние работы и диаграммы с космическими кораблями и ракетами».

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 18.

Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 19.

 Художники и музыканты о полнокупольном искусстве. Изображение № 20.

Илья Лагутенко

Специальным участником фестиваля станет новый электронный проект Ильи Лагутенко «КЕТА», организованный вместе с электронщиком Андреем Антонецом. В Калуге состоится премьера их полнокупольного шоу.

 

«Наш проект на фестивале — это продолжение экспериментального музыкального проекта «КЕТА», романтичное техно, баллады ХХII века, марсианский шансон.  Мне хотелось некоторые песни облечь в иную аудиооболочку, а человек, который в основном занимается аудиооболочками, хотел бы, чтобы там присутствовали структуры песни. Далее я нашёл единомышленников в лице Fulldome Films для того, чтобы вывести песни на принципиально новый уровень восприятия.

Полнокупольный формат открывает безграничные возможности по подаче материала в рамках законов физики и человеческого терпения, но ресурсы и знания по этому вопросу ограничены очень узким кругом людей. Последние несколько лет я искал единомышленников по всему миру. На данный момент, к сожалению, вся моя база данных умещается в нескольких строчках».

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются