МнениеДизайнеры критикуют мобильное приложение Paper
Мердан Агаев, Ольга Быстрова, Александр Гладких и Дмитрий Чута о том, почему у Facebook всё получилось
материал подготовил
Даниил Трабун
Компания Facebook выпустила нетипичное для себя приложение, которое превращает ленту друзей из беспорядочного потока информации в набор карточек, которые можно даже откладывать «почитать потом». Четверо дизайнеров — Мердан Агаев, Ольга Быстрова, Александр Гладких и Дмитрий Чута — поделились с нами своими мыслями и ощущениями насчёт Paper.
Мердан Агаев
экс-дизайн-директор «Афиша-Рамблер»
«Для меня как дизайнера, далёкого от медиа, в Paper интереснее всего процесс того, как его делали. Paper — самый долгоразрабатываемый продукт в Facebook. На разработку ушло около года, довольно большой срок (по меркам Facebook) для такой команды. Это знаковый для всей индустрии культурный эксперимент, который шёл наперекор всем устоявшимся в Facebook процессам. За кулисами разработки приложения столкнулись две философии, культуры и команды, команда из Facebook и команда из Apple (Для разработки Paper корпорация наняла нескольких бывших сотрудников Apple. — Прим. ред.).
Философия сотрудников Facebook была move fast break things, быстро выкатываемся, быстро проверяем гипотезы, быстро апдейтимся. И совершенно противоположная эппловская — долгая полировка каждого пикселя до совершенства. В итоге они нашли истину где-то по середине.
Ещё один знаковый момент — во время разработки дизайнеры отказались от «Фотошопа» как от устаревшего инструмента, и перешли на собственную разработку Origami, которая помогала быстрее и эффективнее прототипировать.
Конечно, если посмотреть на крутые проекты, то их обязательно делает человек из Apple».
Ольга Быстрова
UX дизайнер
«Приложение Paper получилось очень классным, я думаю одна из причин — то, что они не стали модифицировать старое приложение, а все эксперименты с жестами, анимациями, тактильными ощущениями начали с чистого листа.
Часто дизайнерам кажется, что у них не так много возможностей для изменения уже привычного для пользователя процесса — например, просмотра контента. Есть формат, все к нему привыкли. Да, появляются какие-то мелкие приятные изменения, типа pull to refresh, или анимации, жестов «Назад» и т. п. Но постепенно потенциал изменений нарастает, изначальное ощущение от интерфейса изменяется, и кажется, что можно всё сделать более изящным, цельным или более отзывчивым. Сейчас появляется всё больше реальной физики в бытовой анимации, и какие-то вещи уже кажутся топорными. В Paper отлично сделаны жесты вверх-вниз для навигации между контентом, увеличение фотографий, открытие ссылок, что-то чуть-чуть отъехало, что-то затемнилось/растянулось, но почти никаких деталей не замечаешь, когда используешь — значит, сделано хорошо. Мне лично устройство переходов между экранами по гайдлайнам в iOS кажется уже не таким естественным, зажатым в рамки.
Чтобы придумать новое и гармоничное, надо начать с гипотезы, с другого ДНК для всей системы. Дальше постепенно нарастить на эту гипотезу всё то, с чем хочется взаимодействовать в рамках этой штуки, вспомнив, как раньше происходило взаимодействие, что оно давало человеку на уровне потребностей и эмоций и что можно нового в это привнести. Говоря по-простому, можно понять, зачем человек всё это делал, и предложить альтернативу. В итоге гипотеза может привести в никуда, либо могут появиться новые локальные задачи: как совсем по-новому организовать навигацию, куда убрать настройки, как скомпоновать разделы и почему, как размещать фотографии и подписи, ну и так далее. В Paper пришлось придумать свои гайдлайны, чтобы подчинить всё новым правилам, и создать свои инструменты для экспериментов.
Решая эти пазлы, дизайнер понемногу определяет то, как изменится человек, который будет этим пользоваться. Возможно, он будет больше или меньше залипать в соцсетях, хотеть или не хотеть подумать и высказать своё мнение о проблеме, разжиреет в комфорте или оторвётся от стула и пойдёт участвовать в марафоне.
Ну а Paper — это отличный источник для вдохновения дизайнеров по всему миру и огромное число примеров того, как оказывается можно делать, если не бояться отойти от форматов. На первый взгляд всё очень естественно, чисто, логично, минимум украшательств, всё построено на контенте и изящных решениях».
Александр Гладких
сделал редизайн «Афиши», Colta и «Ленты.Ру»
«Очень интуитивное и продуманное приложение. От него появляется совсем другое, газетное, ощущение, которое и хотели передать разработчики. Совершенно замечательная штука — открытие ссылок внутри приложения и удобный возврат к режиму просмотра. Нет ощущения, что ты куда-то выходишь из приложения. Классная история с просмотром фото при помощи наклона телефона влево-вправо. Paper переводит формат соцсети в другое пространство. Теперь лента друзей выглядит, как первая полоса газеты. Это меняет восприятие контента».
Дмитрий Чута
дизайнер мобильных приложений, основатель студии Chapps
«На момент написания этого текста я, конечно, не знаю, что сказали мои коллеги относительно этого приложения, но уверен, что у большинства оно вызывает исключительно восторг. Самое главное, что приложение c большой долей вероятности понравится и непосредственно пользователям. Я установил приложение и через несколько минут после просмотра проморолика получил килограмм счастья.
Если говорить более предметно (как дизайнер), то полученное мною удовольствие — не меньше. Во-первых, Facebook — это одна из немногих компаний, которые, как я считаю, на сегодняшний день в мобайле делают инновации. Они прививают новые паттерны интерфейса и задают хорошую планку разработчикам. Во-вторых, не могу не порадоваться, что именно Facebook выпустили приложение, где такой сильный упор сделан на анимацию, жесты и звук. Ведь они являются хорошим примером для многих разработчиков, и многие начнут делать подобные вещи.
С момента выхода бета-версии iOS 7 я занимаюсь тем, что пытаюсь максимально донести, как важно уделять внимание анимации и жестам, как важно отойти немного от графической части и углубиться в проектирование. Именно это я стараюсь развивать в своей компании, именно такие приложения я хочу создавать и именно такими приложениями, как Paper, я хочу пользоваться в последующие несколько лет».
Комментарии
Подписаться