МнениеКамера GoPro стала главным атрибутом каждого спортсмена
Станислав Куприянов разбирается, как и почему
Текст
Станислав Куприянов
На днях стало известно, что производитель камер GoPro, популярных среди любителей активного отдыха (сейчас это самая продаваемая видеокамера в мире), подал заявку на IPO. Вдохновившись этой историей, Станислав Куприянов рассказывает, как GoPro из способа показать себя превратилась в вещь, навсегда изменившую современный спорт.
По Талебу, «чёрным лебедем» называется непрогнозируемое (хотя и ретроспективно предсказуемое) событие, повлёкшее за собой значительные последствия. Именно это и завораживает нас в самых впечатляющих историях успеха последнего времени — их принципиальная непредсказуемость. Кто мог предположить, что уродливая, внешне примитивная, но намеренно усложнённая игра вроде Flappy Bird «взорвёт» рейтинги мобильных приложений по всему миру? Разве можно было ещё несколько лет назад предсказать, что самой продаваемой видеокамерой в мире станет специфическое устройство, предназначенное для любителей экстремального отдыха?
Как это часто бывает, GoPro выросла из хобби своего основателя. Безработный выпускник факультета визуальных искусств Ник Вудман занимался сёрфингом в Австралии, когда понял: никаких простых и доступных способов запечатлеть своих друзей на волнах с близкого расстояния просто не существует. «Каждый сёрфер после удачного трюка испытывал это чувство: „Чёрт, если бы у меня в этот момент была камера!“», — рассказывал впоследствии Вудман. Именно тогда ему в голову и пришла концепция защищённой камеры для сёрфингистов. Так, в 2004 году появилась первая водозащищённая камера в линейке GoPro, пишущая изображение на 35-миллиметровую плёнку и способная выдерживать погружение на глубину до пяти метров. Следующие модели уже были полностью цифровые: HERO 3 оснащалась 3-мегапиксельным сенсором и записывала видео в разрешении 512 х 384 пикселей. Сегодня же камеры серии GoPro HERO3+ способны записывать видео в формате HD или 4K, делать снимки с разрешением 12 мегапикселей, работать до двух часов без подзарядки, а также выдерживать удары и погружение на глубину до 60 метров.
Но главное — из специфического аксессуара для нишевой аудитории GoPro превратилась в суперуспешный бренд с выстроенной вокруг экосистемой; инструмент, совершивший революцию в потреблении спортивного контента. Достаточно сказать, что бейсджампер Феликс Баугартнер во время своего знаменитого прыжка из стратосферы использовал сразу пять камер GoPro. Каждую неделю на официальном YouTube-канале компании появляются новые экстремальные видео, записанные в самых разных уголках планеты. Количество подписчиков канала составляет 1,6 млн пользователей, а общее число просмотров всех опубликованных видео превышает 400 миллионов.
«Action-камеры дали возможность снимать спорт от первого лица, и этим сегодня пользуются все – от любителей до профессиональных команд, занятых производством фильмов, — рассуждает Игорь Дебатур, сооснователь проекта RIDERS. — Ещё недавно съёмки подобных роликов заставили бы человека приматывать к себе скотчем camcorder, а сейчас достаточно пристегнуть к шлему крошечную камеру, и всё, HD-видео уже в кармане». С ним соглашается Данил Перушев, сооснователь видеохостинга для экстремалов BOLDKIT: «Сейчас GoPro и подобные камеры — это уникальная возможность посмотреть на мир глазами спортсмена. Как и любой новый формат, он привлекает внимание своей новизной. Но чтобы получился по-настоящему новый user experience, одной камеры не хватит, нужна экосистема, чтобы замкнуть потребление контента. Очевидно, что YouTube или Vimeo для этого не очень подходят. Поэтому мы и запустили BOLDKIT».
При этом продукция компании активно используется не только энтузиастами, но и профессионалами во время соревнований. Если взглянуть на шлемы спортсменов, объясняет Игорь Дебатур, крепления для камер есть чуть ли не у половины тех, кто катается на сноубордах или горных лыжах, а в группе фрирайдеров количество камер может быть и больше одной на каждого спортсмена. Запись самого себя на видео помогает увидеть ошибки в технике и своевременно их исправить, поэтому с практической точки зрения камеры тоже приносят пользу, и со временем их будет становиться только больше. «Про GoPro в теперешнем спорте стало всё понятно на церемонии открытия Олимпиады; когда стали выходить команды, и в каждой второй какой-нибудь спортсмен шёл с этой камерой и снимал всё вокруг», — комментирует Данил Перушев. Так, в Сети начинают появляться видео, записанные на Олимпиаде в Сочи, например, с санно-бобслейной трассы. Когда-то появление радио, а затем и телевидения перевернуло мир спорта, позволив зрителям в реальном времени наблюдать за трансляциями соревнований. Что-то подобное делает сейчас GoPro — никогда прежде у болельщиков не было возможности следить за ходом соревнований не от третьего, а от первого лица.
Комментарии
Подписаться