Views Comments Previous Next Search
Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift — Мнение на Look At Me

МнениеЗачем «Фейсбуку» Oculus Rift

Вероятные планы технологического гиганта на развитие платформы будущего

Вчера социальная сеть Facebook объявила о покупке компании-разработчика очков виртуальной реальности Oculus Rift. Сумма сделки составила 2 миллиарда долларов. Основатель соцсети Марк Цукерберг заявил, что в ближайшем будущем Facebook не собирается вмешиваться в работу разработчиков. При этом компания будет помогать развивать игровое направление Oculus Rift. Мы попытались разобраться в смысле этой сделки, перспективах развития платформы и реакции общественности.

Что такое Oculus Rift?

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 2.

Oculus Rift представляет собой подобие маски для дайвинга, в которую встроен большой экран мобильного телефона. На нём отображаются две различные картинки для каждого глаза. Набор линз, размещённых в верхней части экрана, используется для фокусировки и изменения формы изображения, а также для создания стереоскопического 3D-изображения. Очки имеют встроенные датчики, которые контролируют движения головы носителя. При повороте головы или изменении угла наклона видимое изображение меняется соответствующим образом. Последняя версия Oculus Rift поставляется с внешним трекером, который помогает отслеживать положение головы более точно, в результате чего пользователь воспринимает виртуальный 3D-мир более правдоподобно.

История развития Oculus Rift

Oculus Rift DK 2. Изображение № 3.Oculus Rift DK 2

Разработанный энтузиастом по имени Палмер ЛакИ, Oculus Rift является системой виртуальной реальности, которая работает в связке с компьютером или мобильным устройством. Впервые прототип очков был продемонстрирован на игровой конвенции E3 в 2012 году, после чего Лаки совместно с Бренданом Ирибе основал компанию Oculus VR, которую возглавил последний. В августе 2012 года компания запустила сверхуспешную компанию на Kickstarter. Деморолик с возможностями прототипа версии для разработчиков впечатлил около 10 тысяч человек, которые внесли в общей сложности почти $2,5 млн, что практически в 10 раз превысило ожидания его создателей.

В марте 2014 года Oculus VR представила обновлённую версию Development Kit 2 (DK2) на GDC 2014 в марте. Модель получила более гладкий и компактный дизайн, чем его предшественник, а также более высокое разрешение картинки и повышенную общую производительность. DK2 основан на прототипе Crystal Cove Oculus Rift, представленном на выставке CES 2014. Он может отслеживать движения головы по шести осям вместо трёх. Также устройство работает с задержкой времени всего в 30 миллисекунд (по сравнению с 50-60 миллисекундами у ранних прототипов). Помимо всего прочего, у него появился новый ЖК-дисплей с разрешением 1080p.

Что умеет Oculus Rift

Около года назад разработчики получили свои первые прототипы Oculus Rift, вскоре появились первые попытки создания игр. Энтузиасты и инди-разработчики начали представлять свои проекты, которые скорее походили на любопытные эксперименты, чем на полноценные продукты. Позже стали появляться более убедительные игры и приложения, продемонстрировавшие, насколько захватывающий опыт может предоставить гарнитура виртуальной реальности. Под Oculus Rift были официально портированы хиты Half-Life 2, Tеam Fortress 2, Doom 3 и многие другие. Разработчики взялись за платформу Oculus Rift несмотря на то, что компания даже не объявила дату запуска коммерческой версии устройства. На сегодня известно, что Oculus Rift Consumer будет выпущен не раньше конца этого года. А теперь с финансовыми возможностями Facebook у Oculus Rift есть все шансы стать действительно массовым продуктом.

несколько примеров впечатляющих приложений и игр:

1

Разработчик Тедди Липовиц предложил свой вариант того, как будет выглядеть стратегия в очках виртуальной реальности Oculus Rift.

2

На фестивале SXSW 2014 канал HBO представил прототип одного из самых захватывающих проектов Oculus Rift, перемещающий в мир «Игры престолов».

3

Программист и энтузиаст технологий виртуальной реальности Тедди демонстрирует то, как можно использовать контроллер видеоигр Razer Hydra для изучения 3D-моделей реальных людей в ультравысокой детализации.

4

Подборка самых смешных роликов (в лучших традициях YouTube), наглядно демонстрирующих, насколько впечатляет виртуальная реальность неподготовленных пользователей.

Зачем социальной сети платформа виртуальной реальности?

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 5.

покупка состоялась в рекордные сроки, а ведь, По слухам, на Oculus VR также претендовали компании Nintendo, Apple, Google, Microsoft и Sony. По словам гендиректора Oculus VR, обсуждение сделки с Facebook начались менее чем за две недели до неё. «Мы заперлись в штаб-квартире Facebook и обставили дело очень быстро, — заявил Ирибе в интервью The Wall Street Journal. — Мы не хотим нести раздор в команду и проходить через месяцы переговоров».

Для многих такая неожиданная сделка показалась бессмысленной. Одно дело покупка Instagram и WhatsApp, а совсем другое — разработчика системы виртуальной реальности. Даже команда Oculus VR вчера в своём блоге признала, что партнерство с Facebook может показаться странным на первый взгляд. Однако, по словам генерального директора Facebook Марка Цукерберга, у компании есть несколько веских причин.

Oculus — платформа будущего

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 6.

Facebook идёт в ногу со временем и подготавливает платформу завтрашнего дня. а будущее, каким он его видит, стоит за Oculus Rift. «Не так много кандидатов могло бы претендовать на место следующей крупной вычислительной платформы, — сказал Цукерберг. — И это приобретение является долгосрочной ставкой на будущее информационных технологий».

Как поясняет The Verge, следующее поколение уже забудет, что такое десктоп, браузер или веб-страница в таком виде, какими мы знаем их сейчас. Вероятно, они будут взаимодействовать и общаться через приложения наподобие Snapchat, Instagram и Hangouts. Facebook на данный момент не смог завоевать весь этот обширный «мир» мобильных приложений, хотя определённого успеха компания, разумеется, в этом достигла, и десятки миллионов людей предпочитают обмениваться фото, общаться, следить за происходящим через Paper, Messenger, Instagram и WhatsApp.

Крис Диксон из венчурного фонда Andreessen Horowitz объяснил сделку с Oculus следующим образом: «Чтобы понять смысл этой покупки, вспомните, как Google купил Android в 2005 году. Это также смутило многих в то время. Facebook считает, что виртуальная реальность станет следующей основной платформой, так же, как сейчас мобильная, и они хотят убедиться, что у них есть большая доля участия в ней».

Новый рынок революционных игр

Facebook имел огромный успех со своими играми в социальной сети, однако так и не смог завоевать рынок мобильных игр, который «захвачен» платформами Apple (iOS) и Google (Android). На этот раз Facebook, похоже, решил не упустить свои позиции на будущем рынке.

Facebook начинал с того, что дал возможность крупным разработчикам веб-игр, таким как Zynga, продвигать свои продукты в социальной сети, в обмен на это компания получала 30% от того, что заработали разработчики. Затем Facebook пытался запустить игровую платформу HTML5, однако веб-игры на ней оказались менее привлекательными для пользователей. В конце концов Facebook принял на себя роль «социального посредника», обеспечивая разработчиков функционалом соцсети (логин, шеринг), а также рекламную поддержку продуктов. Также компания купила Parse, чтобы в игры можно было играть и в мобильном приложении, но все эти попытки не смогли подвинуть iOS and Android. Теперь же Facebook первым спохватился насчёт новой платформы и вполне разумно рассчитывает на лидерскую позицию на перспективном рынке.

Новый способ социального взаимодействия

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 7.

Очки виртуальной реальности, по словам главы Facebook, могут представить совершенно новую социальную платформу, притом «самую социальную» из существующих, которая изменит привычный процесс общения, игры и даже работы. Цукерберг также рассказал о своём первом использовании гарнитуры как о настоящем откровении: «Когда я опробовал очки, это отличалось от всего, что я когда-либо испытывал в своей жизни». Однако компания хочет выйти за рамки очевидного применения Oculus в видеоиграх. Цукерберг говорит, что погружение в виртуальную реальность должно стать частью повседневной жизни людей. Так, например, надев очки, школьники во время занятий смогут перенестись в любую точку мира, пациенты получат возможность проконсультироваться с врачом лицом к лицу, не вставая с домашнего дивана, шопоголики смогут детально изучать товары перед тем, как сделать очередную покупку в виртуальном магазине.

Цукерберг видит в Oculus новую коммуникационную платформу, которая позволит сломать границы и совершенно по-новому общаться с близкими людьми. «Представьте себе не только обмен отдельными моментами с друзьями в Интернете, но и целые совместные события и приключения», — говорит глава Facebook.

Как Цукерберг собирается извлечь выгоду из сделки?

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 8.

Марк Цукерберг пролил свет и на то, как именно Facebook будет монетизировать Oculus. На соответствующий вопрос инвесторов он ответил следующее: «Мы явно не hardware-компания и не собираемся пытаться заработать на аппаратных продуктах в долгосрочной перспективе... что мы можем сделать, так это сеть, в которой люди будут общаться и покупать виртуальные товары. Также там может быть реклама...». То есть на данный момент Facebook, вероятно, задумал создать подобие App Store или Google Play с приложениями виртуальной реальности. Известно также, что в настоящее время Facebook позволит Oculus работать независимо и сосредоточиться на создании игр.

Как на сделку отреагировала общественность?

Пока сложно оценить, как сделка повлияет на развитие платформы Oculus Rift или на будущее социальной сети. Однако не все разделяют оптимизм по поводу приобретения, и многие восприняли это негативно.

Одним из первых негативным комментарием разразился шведский программист и создатель игры Minecraft Маркус Перссон. Он очень разочарован случившимся из-за того, что вёл переговоры с создателями очков о внедрении специальной версии для Minecraft, но теперь отменил все планы.

Другой критик — Джарон Ланье, который основал первую компанию по разработке системы виртуальной реальности VPL Research в 1983 году. Он предупредил, что приобретение может иметь негативные последствия: «Я видел много случаев, когда большие сделки на деле замедляли развитие технологических стартапов», — сказал он MIT Technology Review. Ланье не уверен, принесёт ли тандем Oculus и Facebook креативные плоды или, наоборот, погубит Oculus из-за нагнетания жёсткого контроля.

На странице виртуальных очков на Kiсkstarter появились сотни комментариев разъярённых пользователей, которые в своё время вносили средства в проект. Они недовольны покупкой компании калифорнийским гигантом. Во-первых, люди чувствуют, что ими просто попользовались. Во-вторых, они обеспокоены тем, как Facebook себе в угоду нещадно обрабатывает пользовательские данные и личную информацию, в-третьих, тем, насколько соцсеть любит рекламу.

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 9.

Какую роль сделка с Oculus сыграет в долгосрочной перспективе, покажет время. Но по мнению многих экспертов, всё-таки этот шаг приближает будущее. И несмотря на критику социальной сети, она помогает людям общаться и делает мир «ближе». Теперь же, в один прекрасный день, который уже не за горами, мы, как никогда прежде, сможем побыть (пусть и виртуально) с близкими людьми, независимо от того, как далеко они находятся.

Зачем «Фейсбуку» Oculus Rift. Изображение № 13.

изображение via flickr.com: 1, 2, 3

  

Рассказать друзьям
1 комментарийпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются