МнениеСайт Vox помогает разобраться в мировых новостях
Эзра Кляйн запускает сайт, который понятно рассказывает о политике и обществе
Текст
Даниил Трабун
Издательский дом Vox Media, специализирующийся на потребительских медиа — Polygon для геймеров, The Verge для гиков, SB Nation для спорстменов, Curbed, Eater и Racked для горожан, — запускает общественно-политическое издание Vox, которое должно помочь людям разобраться в картине дня и самых важных мировых событиях.
Пока в странах третьего мира общество всё ещё решает, может ли журналистика быть независимой, в цивилизованном мире появляются новые фундаментальные вопросы — к примеру, как живётся традиционной журналистике в мире мемов с Бараком Обамой и сотнями ненадёжных источников из Twitter, Instagram и Facebook. Журналисты беспомощны перед современными технологиями передачи информации, и отличить настоящие новости от фальшивых становится всё сложнее. Так, российские СМИ не первый раз в 2014 году принимают сатирическую колонку The Borowitz Report в The New Yorker за настоящую новость. Первый раз, в феврале, Газета.ру и РБК (а за ними и другие) опубликовали новость о мучениях Билла Гейтса с Windows 8.1, а в марте «Сноб» и «Состав» поверили шутке о том, что американские власти заморозили аккаунт Владимира Путина в сервисе Netflix. Во всех случаях эпидемия дезинформации начиналась с заметки на уважаемом ресурсе. Важна была скорость, а не анализ.
Эзра Кляйн
Блогер-вундеркинд, которого 5 лет назад приютил The Washington Post, быстро стал одним из самых влиятельных людей в Вашингтоне. Блог Wonkblog Эзры исследовал вопросы здравоохранения и бюджетной политики. Кроме того, Эзра известен как создатель «журналистской ложи» JournoList в Google Groups. В 2010-м, когда информация о закрытом обществе стала широко известна, группа была закрыта.
Серьёзные общественно-политические СМИ с одинаковым рвением бросаются перепечатывать заметку о том, что Кортни Лав «нашла малайзийский самолёт на картах Google», а позже, ссылаясь на анонимные источники, пишут о том, что вслед за Кортни Лав за дело взялись российские спецслужбы. В мире гипертекста больше не работают старые представления о статичной информации, которой можно верить. По крайней мере, в этом уверен главный редактор Vox Эзра Кляйн.
До 2014 года Эзра Кляйн вёл самый читаемый блог Wonkblog на сайте газеты The Washington Post, сегодня он говорит, что «[развитие] некоторых газет до сих пор ужасно тормозится даже не технологиями, но вообще культурой журналистики». Конечно, Кляйн имеет в виду Post, руководители газеты отказали ему в создании издания, которое собирается отличаться от всех других общественно-политических медиа. Один из 50 самых влиятельных людей Вашингтона оказался недостаточно влиятельным, чтобы убедить The Washington Post изменить свои многолетние традиции, инвестировать 10 млн долларов и перебросить 30 сотрудников в новый проект. Так в чём же суть амбициозных планов Эзры?
Вдохновляясь Wikipedia
Журналистику давно пытаются приспособить к интернету. Российское издание с плохой репутацией Life News запустило мобильное приложение для «гражданских» корреспондентов, с помощью которого «жареные факты» быстро превращаются в материальное вознаграждение. The New York Times разработал приложение для быстрого чтения утренних новостей. The Guardian выпускает интерактивные статьи о документах WikiLeaks и пожаре в Тасмании. Но все эти издания не нарушают фундаментальных принципов журналистики. Информация в статьях остаётся статичной. C Vox всё по-другому.
Новый формат журналистского сообщения в виде карточек
Общественно-политический ежедневник с пафосным латинским названием Vox — это, по словам главного редактора, «журналистская „Википедия“, где статьи написаны с авторской позицией». Каждая тема в разделе Understanding The News («Понимая новости») представлена на Vox набором небольших заметок-табличек с максимально конкретным заголовком-вопросом. Открываем набор «Кризис на Украине» и разбираемся в том, кто такой Виктор Янукович, что происходит с Крымом, почему страну раздирает на две части. В коротких заметках, которые постоянно обновляются, можно нажать на подсвеченные жёлтым слова и перейти на очередную объясняющую карточку. Информация больше не статична — вместо поля «автор» появилось поле «последний, обновивший статью».
Если вы такие классные, зачем вам издательский дом Vox Media с сайтами для геймеров, гиков и любителей поесть
Медиаэксперт The New York Times Дэвид Карр считает, что мы стоим на пороге важных перемен в большой журналистике. Он уверен, скоро информацией будут править не медиакомпании, открывшие для себя новые технологии, а технологические компании, зарабатывающие информацией: сайт BuzzFeed, издательский дом Gawker, The Huffington Post, Vice и Vox Media. Карр указывает на «миграцию» журналистов уважаемых изданий в стартапы: «Кара Суишер и Уолтер Моссберг ушли из All Things Digital, [принадлежащего Dow Jones], ради Re/code. Дэвид Пог — из The New York Times ради Yahoo, а Нейт Сильвер — ради ESPN». В список Карра стоит добавить сотрудников Buzzfeed — Бена Смита, который раньше работал в Politico, и Дории Шафрир, бывшего старшего редактора Rolling Stone. Так почему талантливые сотрудники покидают тёплые места?
О технологии сайтов Vox Media под названием Chorus ходят легенды. Ещё два года назад журналист TechСrunch Эрик Элдон расписывал все преимущества Polygon, SB Nation и The Verge: в тексте статей автоматически проставляются линки на другие статьи, статью можно в несколько кликов сконструировать даже из интересного пользовательского комментария. Но самым полезным для редакторов, которые хотят сделать свои статьи не просто качественными, но ещё и популярными, являются встроенные инструменты статистики. В CMS-системе сайта автор может узнать количество просмотров его статей и проанализировать, к примеру, какие заголовки работают, а какие нет. C помощью Vox Эзра Кляйн стремится изменить способ потребления журналистского контента, так что команда Vox Media для него — идеальный компаньон.
Большие тексты никто не отменял
Брэд Пламер, Сара Клифф, Макс Фишер, Мелисса Бэлл и Дилан Мэтьюс (все бывшие сотрудники The Washington Post), ранее ответственные за самые популярные проекты газеты Wonkblog и Know More, каждый день пишут большие тексты для главной страницы ежедневника Vox. Один из последних — снова о России: A Russian invasion of eastern Ukraine just got more likely. Here's why. Новая редакция знает, что большие тексты читают не хуже познавательных карточек. Но и длинные статьи также постоянно обновляются.
Важная деталь: большие тексты Vox неинтерактивны. Да, в них есть графики, видео и картинки, но никаких «красивостей», к которым совсем недавно пришла даже «Комсомольская правда». В своём блоге редакция объясняет, почему: «Нам нужно было выбрать между интерактивными графиками и графиками, которые работают на мобильных телефонах». Технологии Vox находятся строго на службе информации.
Прямая трансляция — обязательный инструмент журналиста
Сайт Vox запустился 6 апреля, через месяц после первого анонса, и пока выглядит, как квартира, в которую только что заселились, где вместо шкафа ещё стоят ящики с одеждой. Судя по обстановке в видеороликах на сайте, примерно так оно и есть в реальности. Комментарии здесь пока не работают, профиль автора пустует, но найти другие инструменты, разработанные программистами и дизайнерами, уже можно. Таким является текстовая трансляция, которая в Vox пока находится в блоге редакции.
текстовая трансляция
на сайте Vox
Прямая трансляция — это и быстрая аналитика, и самый оперативный способ поделиться новостями. Можно смотреть прямые эфиры, к примеру, с Майдана, но для того, чтобы понять, почему люди закидывают друг друга коктейлями Молотова, нужно что-то читать дополнительно.
Кто будет за это всё платить
Спонсированные видео на сайте Vox
На сайте Vox нет баннеров (основных источников заработка современных сайтов), но почти на каждой странице с видео вы увидите логотип компании General Electric, любителя поэкспериментировать в продвижении своего бренда. Самым известным рекламным проектом General Electric, дошедшим до России, был спонсированный компанией режим прилипчивой игры Dots. В этот раз транснациональная компания спонсирует видеораздел Vox.
Подход нового издания к рекламе напоминает другого медиановичка — сайт Quartz, который охотно отдаёт рубрики под спонсорство. Однако и с баннерами издательский дом Vox Media экспериментирует давно и успешно. Благодаря технологии Triton рекламные картинки на сайтах Polygon и The Verge встраиваются в статьи примерно так, как в бумажных журналах рекламный разворот можно вставить в середине длинного исследования.
Редакция Vox, как и любой технологичный стартап, ставит цифры 1.0 рядом со своим названием — это большой эксперимент. Жёлто-синие карточки кажутся полной противоположностью недавнему массивному редизайну The New York Times — здесь изменилось не оформление, а сам подход. Большой эксперимент проводят новые большие игроки — цифровой издательский дом, который уже давно задаёт новые стандарты в развлекательных медиа, и молодые журналисты во главе с медиавундеркиндом Эзрой Кляйном, которым было тесно в рамках The Washington Post. Есть основания полагать, что у них всё получится.
Комментарии
Подписаться