МнениеСтоит ли нашумевший конструктор шрифтов Prototypo ваших денег
Инструмент для всех и никого: Интервью с его создателями и порция критики от Ильи Рудермана
Текст
Около месяца назад на Kickstarter начался сбор средств на интересный проект — онлайн-редактор шрифтов с исходным кодом и понятным интерфейсом, который призван упростить работу шрифтовиков. Приложение, существующее в настоящее время в бета-версии, за три дня привлекло 12 тыс. фунтов и продолжило собирать средства и восторженные отзывы пользователей и СМИ.
Prototypo предлагает выбрать один из четырёх дефолтных шрифтов и, используя такие параметры, как толщина, апертура и округлость, создать на их основе собственный. Засечки и другие нюансы дизайна возможно дорабатывать отдельно. Окончательный вариант онлайн-инструмента будет включать в себя более 25 настраиваемых параметров. Готовый шрифт можно экспортировать в виде файла с расширением .SVG. Если пользователь решит в дальнейшем усовершенствовать его, он может использовать более традиционное программное обеспечение, например, FontForge. Look At Me связались с командой разработчиков Prototypo, чтобы узнать об этом проекте подробнее. А также поговорили с Ильёй Рудерманом, который дал проекту свою профессиональную оценку.
В данный момент над проектом работает два человека:
Янник Матей
Графический дизайнер и программист, разработавший
концепцию Prototypo
Луи-Реми Бабе
Веб-разработчик, ранее работавший над большими опенсоурс-проектами jQuery и MDN
Проект Pimp My Serif
С чего всё начиналось
«Янник окунулся с головой в шрифтовой дизайн и программирование во время своего последнего года обучения в Высшей школе декоративного искусства в Страсбурге. Студенты часто начинают с изменения существующих шрифтов или построения модульных шрифтов (сборка шрифта по частям как LEGO), но при использовании первого метода обычно возникают юридические вопросы, и модульные шрифты обычно имеют свои ограничения. Поскольку дизайн шрифта каждый раз начинается с повторяющихся задач, регулируемых определённым набором правил, Янник понял, что существует ещё один способ: он решил использовать код, чтобы быстро создавать оригинальные буквы.
Рисование засечек для всех букв алфавита является одной из самых часто повторяющихся задач в шрифтовом дизайне. Так что его первый эксперимент Pimp My Serif позволял делать именно это: создавать практически любую форму засечек, используя семь ползунков. Удовлетворённый результатом, Янник решил, что его окончательным проектом по итогам года станет приложение, с помощью которого можно изменить все буквы целого алфавита.
Так выглядел проект Prototyp-0
Результат был довольно впечатляющим (увидеть демо-ролик можно здесь). Янник окончил школу с отличием и был приглашён на различные мероприятия, чтобы представить проект Prototyp-0 (такое название получил проект вначале). Тогда же к нему присоединился Луи-Реми, и эта программа была переработана в веб-приложение».
Чем Prototypo может быть полезен
«Зачем люди изобретают всё новые и новые шрифты? Да всё за тем же, зачем люди до сих пор пишут книги в то время, когда все библиотеки уже переполнены. Всегда находятся авторы, желающие созидать, и всегда существуют люди, которые ищут что-то новое. Сейчас приходится отсматривать сотни шрифтов, прежде чем сделать правильный выбор для своего графического дизайн-проекта. Мы же надеемся, что в один прекрасный день будет проще и быстрее создать свой собственный пользовательский шрифт с помощью Prototypo.
Разумеется, сейчас многие шрифты можно скачать бесплатно. Но оригинальные шрифты по-настоящему хорошего качества всегда будут выделяться, и, разумеется, за них стоит платить. Вряд ли Prototypo как-то значительно изменит эту ситуацию. Так же, как и любой другой инструмент, он поможет производить как посредственные шрифты, так и вполне достойные, в зависимости от опытности авторов».
Инструмент для любителей и профи
«Нам по-прежнему необходимо многое сделать, чтобы спейсинг (Расстояние между группами символов. — Прим. ред.) и кернинг (Расстояние между знаками в парах букв. — Прим. ред.) в Prototypo работали автоматически и корректно. И мы должны дать пользователям возможность настраивать их вручную, так же как и контуры отдельных букв. По нашему мнению, как только это будет сделано, Prototypo подойдёт как начинающим дизайнерам, так и профессионалам.
Приложение на нынешней стадии
Существует три эффективных способа, позволяющих представителям творческих профессий улучшить свои профессиональные качества:
Делайте так, чтобы это захотелось попробовать, чтобы это выглядело весёлой игрой, а не чем-то пугающим;
Предоставляйте пользователям подробное руководство, давая возможность улучшить свой продукт;
Предлагайте источники вдохновения, чтобы мотивировать пользователей на дальнейшие эксперименты.
Мы считаем, что Prototypo соответствует этим принципам и поэтому может быть ценным инструментом».
О критике
«Мы получили крайне положительные отзывы от крупных французских и международных специалистов, таких как Жан-Батист Ливи, Жан-Франсуа Порше и Эрик Спикерманн. Но мы столкнулись и с порцией здорового скептицизма и критики. Мы неоднократно заявляли, что сгенерированный шрифт не может быть таким же хорошим, как и созданный вручную. И это приложение может привести к всплеску производства большого количества плохо разработанных шрифтов.
Конечно, определяющее значение в этом процессе будет иметь опыт шрифтовика, а Prototypo — это всего лишь инструмент, который направлен на упорядочение процесса создания типографики. И мы будем работать над тем, чтобы поощрять дизайнеров, создающих хорошие шрифты с большой поддержкой специальных символов и не латинских алфавитов».
О философии open source
«Проект было решено создавать с открытым исходным кодом по вполне понятным причинам. Луи-Реми всегда публиковал код под Open Source лицензией, потому что разрабатывал его с использованием программного обеспечения с открытым исходным кодом. А Янник в своё время занимался программированием на языке Processing, вокруг которого существует активное комьюнити пользователей, также склонных делиться исходным кодом».
Версия 1.0 позволит видоизменять глифы независимо друг от друга
...и также корректировать засечки.
О главных технических трудностях
«В настоящее время шрифт в приложении отображается не как обычный текст, а в виде векторных фигур. Во-первых, это было проще реализовать, и пока этого вполне достаточно, чтобы эффективно работать в большинстве браузеров. Но такой функционал не даёт возможности отображать полные абзацы или страницы в виде обычного нормального текста. Зато это позволяет на выходе получить файл со шрифтом, сгенерированным в реальном времени, прямо из браузера. К счастью, мы смогли объединить усилия с другими open source разработчиками, и есть шанс, что скоро мы добавим отображение шрифтов и абзацев».
О краудфандинге
«Мы были искренне удивлены тем, что наша начальная цель в 12 тысяч фунтов была пройдена за первые три дня кампании на Kickstarter. И мы очень рады, что на этом всё не остановилось. В настоящее время мы привлекли более 200 %, а до конца финансирования ещё остаётся несколько дней. Дополнительные деньги позволят нам добавить новые функции в приложение и, возможно, пригласить стажёров.
Kickstarter, определённо, был правильным выбором платформы. У сайта действительно самое большое сообщество, чьё участие становится весьма значимым уже с момента запуска кампании».
О планах на будущее
«Как только наша кампания подойдёт к концу, мы разошлём приглашения всем своим инвесторам, чтобы они получили онлайн-доступ к версии Prototypo для разработчиков. Мы продолжим улучшать его согласно плану и изучать фидбек. Prototypo 1.0 должен выйти в сентябре. После этого мы начнём работать над долгосрочными задачами, поставленными в ходе краудфандинговой кампании: возможностью импорта собственных шрифтов и превращении их в параметрические шрифты, а также над возможностью хранить шрифты в облаке и с лёгкостью использовать их на любом сайте».
В окончательной версии у отдельных букв появятся новые виды глифов
Превью шрифта в виде текста будет доступен прямо в браузере
«Не знаю, по какой причине вам этот инструмент показался интересным. Последние лет десять подобные вещи появляются раз в полгода, раз в год, когда какому-нибудь молодому и талантливому человеку открываются секреты шрифтовой интерполяции, а именно это мы и наблюдаем в этом конкретном инструменте. Интерполяция — это просчёт промежуточных значений. Если в «жирном» случае ширина абстрактно равна 200 абстрактным единицам, а в случае «лёгкого» начертания она равна 10, то весь спектр от 10 до 200 можно создать механически.
Этот алгоритм, которым оперирует команда стартаперов, известен человечеству очень давно, а шрифтовые дизайнеры имеют возможность пользоваться им с момента появления Multiply Master в программе FontLab где-то в 2003 году. Сейчас мы пользуемся такими технологиями уже в других программах.
Ролик, демонстрирующий функцию Multiply Master в FontLab
Поэтому для профессионального сообщества эта веселуха и баловство — очередной утопический проект весёлых молодых дизайнеров, которые в очередной раз напорются на швабру, получат по куполу палкой, наверняка чему-то научатся, приобретут незабываемый опыт. Но это гарантированно не приведёт ни к какому качественному результату с технической точки зрения. Уже сейчас, посмотрев на превью, можно усомниться в том, что у ребят есть глаза, простите. Тут дырки между буквами в промо, — всё это выглядит крайне несерьёзно.
Из этого ничего не может получиться уникального, того, что получите только вы, но не сможет получить ваш сосед. У этой штуки нет возможности делать дизайн, то есть создавать уникальные авторские решения, которые не доступны кому-то ещё. Сейчас мы можем наблюдать софтину, которая при одинаковых настройках даст одинаковый результат всем. То есть это поднастройка чего-то уже продуманного за вас, причём в ограниченном пространстве и по заданным алгоритмам. Это, может, и выглядит как-то разнообразно, но по сути вас загоняют в песочницу и дают одну формочку.
Моё профессиональное мнение: вы обнаружили глупую весёлую программу, которая никому не полезна, кроме детей. Нет ни единой причины писать об этой вещи. Это не весело вообще».
Комментарии
Подписаться