МнениеПочему Google, Amazon
и Facebook хотят
убить айфон
Три компании вступают в гонку смартфонов
Текст
Анна Савина
В первый раз за долгое время мы ждём не только выхода нового iPhone, но и появления его новых сильных конкурентов — например, Amazon Fire Phone. Это соревнование становится всё более интересным — на 2015 год намечен выход собственного смартфона Facebook и нового модульного смартфона Google. Разбираемся, зачем компании, которые раньше занимались интернет-сервисами, начали производить мобильные гаджеты.
Рост количества мобильных пользователей
Исследование одной из крупнейших аналитических компаний comScore показывает, что среди молодых людей велика доля тех, кто пользуется только мобильными устройствами
Самая главная причина того, что Google, Amazon, Facebook и другие компании хотят выпускать смартфоны, — это желание не отставать от запросов людей. Количество мобильных пользователей постоянно растёт, особенно среди миллениалов — самой желанной и активной части аудитории. Исследование одной из крупнейших аналитических компаний comScore показывает, что среди молодых людей велика доля тех, кто пользуется только мобильными устройствами, а это значит, что компании, которые не думают о том, как адаптировать свои сервисы для такого потребления, обречены на провал.
Кроме того, о необходимости развиваться в этом направлении говорит и статистика компаний. Например, в конце марта у Facebook было 901 миллион активных пользователей, и 488 миллионов из них заходили в сеть с мобильных устройств. В поисках новых источников прибыли и новой аудитории Цукерберг (который после её выхода на IPO обязан постоянно думать о том, как заработать) решил производить смартфоны, хотя их разработка держится пока в секрете. Эксперты не уверены, что выпуск смартфона поможет Facebook увеличить аудиторию.
Джофф Блэйбер
руководит исследованиями мобильного ПО в компании CCS Insight
«Я сомневаюсь, что Facebook нужно производить собственную аппаратуру. Google это необходимо, чтобы увеличить объёмы поиска с Android-устройств, а Facebook и так популярна на мобильных».
Другие эксперты отмечают, что Facebook будет невероятно сложно выйти на рынок мобильных телефонов — создание собственного устройства требует множества опытных специалистов, а конкуренция на этом рынке очень высока.
Возможность повысить продажи собственного контента
Выпуск собственного смартфона — удачный стратегический шаг ещё и потому, что популярность онлайн-шопинга только растёт: количество денег, потраченных на покупки в интернете, выросло в 2012—2013 годах на 117 %, а к концу 2015 года треть всех онлайн-покупок будет совершаться с мобильных устройств. Компании хотят воспользоваться возможностью создать такой смартфон, который максимально облегчит покупку контента компании и повысит продажи. Например, Fire Phone может отсканировать обложку любой книги или её штрихкод и с помощью функции Firefly определить, есть ли этот товар в магазине Amazon. Firefly также может распознавать песни и телепрограммы и предлагать пользователям купить их. Ещё одна компания, которая надеется улучшить продажи с помощью выпуска собственного смартфона, — это Facebook. Проект Цукерберга давно перестал быть только социальной сетью: у компании есть собственный магазин приложений, в котором продаются сотни игр и полезных аппов, среди которых есть, например, приобретённый за $1 млрд Instagram. Стоит отметить, что такую стратегию нельзя назвать новой: ещё выпуская первый Kindle, Джефф Безос говорил, что не хочет заработать на продаже устройств, и его цель — увеличение спроса на электронные книги.
Джефф Безос
основатель и CEO Amazon
«Мы делаем покупку очень простой, и так и нужно делать. Очевидно, что с помощью телефонов люди хотят покупать контент на Amazon и в других магазинах. Так что помогать людям делать покупки — это важная функция для любого смартфона».
из интервью The New York Times
Подстраховка на случай ухудшения отношений с конкурентами
Зачем создавать собственные устройства, если контент легко продавать на чужих платформах с помощью приложений, как это делает Amazon, распространяя книги с помощью Kindle? Такая стратегия может привести к уязвимости, потому что многие компании, которые позволяют размещать приложения, сами продают контент, так что они могут предпринять шаги, которые поставят конкурентов в невыгодное положение. Выпуская Fire Phone, Безос «страхует» свою компанию на случай, если у его клиентов будут проблемы с приобретением контента на других платформах. Конкуренция с Apple заставляет Facebook двигаться в том же направлении: хотя существование hardware-отдела отрицают представители компании, некоторые источники говорят о том, что недавно Facebook наняла нескольких бывших сотрудников Apple, которые работали над созданием iPhone и iPad.
Соперничество с другими компаниями, выпускающими устройства
Сегодня Google и Amazon хотят не просто быть преуспевающими компаниями — они хотят быть лидерами рынка, главными технологическими гигантами. Для того чтобы окружить пользователя только своим контентом, сервисами и устройствами и завоевать рынок, компаниям Брина и Безоса нужно догнать и обогнать Apple, которая много лет разрабатывает всеми любимую технику — это особенно непросто, учитывая, сколько времени и усилий Джобс потратил на создание действительно полезных и хорошо работающих гаджетов.
Создание собственной экосистемы
Создавая собственный смартфон, производители ПО создают для своих программ наиболее благоприятную «экосистему» — иными словами, устройство, на котором продукты компании будут работать лучше всего; Facebook создаёт смартфон именно по этой причине. «Марк переживает, что если он не создаст смартфон в ближайшем будущем, Facebook просто станет приложением для других мобильных платформ», — сказал сотрудник компании в комментарии NYT. Создание собственной аппаратуры — это сложная задача для интернет-компании, так что несмотря на то, что многие ожидают появления телефона Facebook в 2015 году, Марк Цукерберг отрицает даже существование отдела, специализирующегося на мобильных устройствах.
Марк Цукерберг
сооснователь и CEO Facebook
«Мы не хотим создавать смартфон, потому что это было бы неправильной стратегией для нас. Даже если мы продадим 10 миллионов устройств, это всего лишь 1 % аудитории социальной сети. У нас есть миллиард пользователей, и нам нужно сделать так, чтобы все они могли использовать наши продукты на всех устройствах, и мы будем стараться интегрировать их со всеми системами».
обсуждение итогов 4 квартала 2012 года
фотографии via flickr.com/intelfreepress
Комментарии
Подписаться