МнениеЧто общего между Аароном Шварцем и Бэтменом?
В день премьеры документальной ленты об Аароне Шварце мы публикуем его собственные размышления о кинематографе
материал подготовил
Николай Удинцев
27 июня в открытый прокат выходит документальный фильм об интернет-активисте Аароне Шварце The Internet's Own Boy: The Story of Aaron Swartz. Шварц — талантливый IT-специалист, который участвовал в создании RSS, Reddit, лицензии Creative Commons и в других значительных проектах. Он покончил жизнь самоубийством 11 января 2013 года. Причиной стало судебное преследование за попытку выложить в открытый доступ два миллиона документов из хранилища научных журналов и книг JSTOR. Ему было 26 лет.
Шварц вёл блог, где рассказывал о своей жизни, технологиях, иногда о просмотренных им фильмах. В своих рецензиях он, например, объясняет, как работают фантастические технологии в «Петле времени», описывает центральные проблемы «Гражданина Кейна», а также рассматривает трилогию о «Тёмном рыцаре» с точки зрения философских проблем и экономических теорий. Look At Me публикует выдержки из его эссе по фильму «Тёмный рыцарь».
The Internet's Own Boy: The Story of Aaron Swartz снял режиссёр-документалист Брайан Кнэппербергер (Brian Knappenberger). Он начал работу над съёмками практически сразу после смерти Шварца, поскольку до этого заканчивал свою другую работу (фильм про хакеров-активистов We Are Legion: The Story of the Hacktivists) и следил за его делом. В документальной работе Кнэппербергер поднимает вопросы современного уголовного права и беседует с друзьями и родными интернет-активиста. The Internet's Own Boy вошёл в официальную программу фестивалей Sundance, SXSW и Hot Docs. Фильм вышел 27 июня на платформе Vimeo On Demand.
Аарон Шварц
интернет-активист
«В фильме „Бэтмен: Начало“, который снят в стиле 1960-х годов, борьба с безработицей приводит к росту преступности. В фильме „Тёмный рыцарь: Возрождение легенды“, снятом в стиле 1980-х годов, жёсткая политика по отношению к преступности и неолиберальная экономика приводят к восстанию низших классов. Кинофильмы являются зеркальным отражением друг друга: один — о провале либеральной политики, другой — о провале консервативной политики».
Аарон Шварц объясняет происходящее в фильме
Действующие лица:
Бэтмен — вторая жизнь эксцентричного миллионера Брюса Уэйна.
Джокер — анонимный маньяк. Желает видеть мир пылающим в огне.
Харви Дент — новый окружной прокурор Готэма. Искренне пытается избавиться от преступности и коррупции в своей юрисдикции.
Джим Гордон — неподкупный лейтенант полиции. Иногда работает вместе с Бэтменом.
Шварц пишет, что многие поступки Джокера реализуют некоторые экономические методы или философские проблемы, в частности из теории игр. Это математический метод, который изучает создание оптимальных стратегий в играх с участием более двух сторон, каждая из которых придерживается какой-то определённой тактики. Впервые его основные принципы изложил математик Джон фон Нейман в 1944 году. Позже теорию начали использовать в кибернетике, биологии, военном деле и других областях. Ниже описаны некоторые отсылки к экономической теории, которые Аарон Шварц увидел в «Тёмном рыцаре».
Пиратская игра
Что происходит:
Джокер собирается ограбить банк с пятью подельниками. Всем им он приказал убить своих товарищей, мотивируя это тем, что таким образом они получат большую долю награбленного.
Как это объясняется:
злодей предлагает им сыграть в математическую игру, суть которой состоит в следующем: есть 100 золотых монет и пять «рациональных» пиратов, каждый из которых старше другого по званию. Пираты должны решить, как разделить награбленное. Первое предложение выносит самый старший пират, после чего остальные голосуют, а у автора предложения остаётся право решающего голоса. Если предложение принимается большинством пиратов, то игра заканчивается. Если нет, то автора предложения убивают, а игра начинается снова. Согласно игре, когда пираты начинают убивать друг друга, чтобы захватить самую большую долю добычи, награбленное достанется четвёртому по старшинству пирату. Он получит право решающего голоса и сможет забрать все 100 монет себе.
Чем фильм отличается от теории:
В фильме в банде налётчиков Джокера было шесть человек, и все они заранее мотивированы увеличить свою долю с добычи.
«Народная» теорема
Что происходит:
Бэтмен пытается выбить из главы мафии информацию о Джокере. Но тот отказывается сотрудничать. «Никто тебе ничего не скажет. Ты ведь на страже закона, у тебя правила. Джокер... у него нет правил. Никто не станет переходить ему дорогу», — говорит глава мафии.
Как это объясняется:
гангстер применяет «народную» теорему (сформулирована израильским экономистом Ариелем Рубинштейном) и пытается рационально использовать заведомо иррациональный аргумент.
Чем фильм отличается от теории:
«Народная» теорема — следствие так называемых повторяющихся игр.
Их отличительной чертой являются установившиеся правила, которые участники игр стараются не нарушать. В фильме тем не менее глава мафии принимает сторону, которая отказывается придерживаться правил.
Игра в курицу
(chicken — пер. c англ. как «трус» на сленге)
Что происходит:
Бэтмен намеревается сбить Джокера на мотоцикле. Тот не пытается увернуться от столкновения.
Как это объясняется:
Это одна из моделей конфликта в теории игр. Простейшее объяснение игры описывается двумя водителями, которые едут навстречу друг другу по узкой дороге. Если один из них свернёт, то второй назовёт его «курицей» (трусом), но если никто из них не свернёт, то оба водителя погибнут.
Чем фильм отличается от теории:
У Бэтмена есть преимущество в столкновении: после него он, скорее всего, не погибнет.
Дилемма заключённого
Что происходит:
Джокер заминировал два парома: на одном — невинные граждане, на другом — заключённые. Детонатор от взрывчатки на одном пароме находится в руках пассажиров другого (и наоборот). Джокер требует, чтобы один из паромов взорвал другой, иначе через две минуты он подорвёт оба.
Как это объясняется:
Пассажиры паромов сталкиваются с дилеммой заключённого из теории игр. (Была впервые сформирована американскими математиками Меррилом Флудом и Мелвином Дришером в 1950 году.) По её условиям, в двух камерах сидят преступники, проходящие по одному делу. Они не могут общаться друг с другом, а полиция предлагает обоим «настучать» на своего подельника и в качестве награды выйти на свободу. Полиции известно, что у неё нет достаточных доказательств, чтобы посадить обоих на долгий срок. У арестованных есть выбор: донести на сообщника и выйти на свободу или молчать и получить короткие сроки заключения. Согласно исследованиям, условные арестанты поступают нерационально и отказываются доносить друг на друга.
Чем фильм отличается от теории:
Не отличается.
Проблема катящейся вагонетки
Что происходит:
Один из сотрудников Wayne Enterprises заявляет, что готов раскрыть личность Бэтмена. Джокер передаёт ответное заявление, в котором обещает взорвать больницу, если жители Готэма сами не разберутся с работником компании Брюса Уэйна.
Как это объясняется:
Джокер разыгрывает «проблему катящейся вагонетки» (впервые сформулирована английским философом Филиппой Фут в 1967 году). В её условии есть катящаяся с горы вагонетка, пять человек, связанных и лежащих на путях, и наблюдатель у железнодорожной стрелки. Последний может спасти связанных, но замечает, что на втором пути стоит случайный прохожий. Человеку у стрелки нужно решить: ничего не делать и дать погибнуть группе людей или перевести стрелку и убить прохожего.
Чем фильм отличается от теории:
С одной стороны, герои фильма не следуют правилам проблемы и пытаются спасти и жертву, и пациентов больницы. Однако ранее Джокер заявлял Бэтмену, что из-за его нежелания раскрыть свою личность погибли пять человек. Но если бы Бэтмен «перевёл стрелку», то единственной жертвой стал бы он сам.
Бэтмен и рынок «лимонов»
Что происходит:
Джокер взял в заложники невинных людей и приставил к ним вооружённую охрану. Он угрожает убить заложников, если полиция не примет меры. На самом деле заложники обездвижены и находятся на месте охраны, а охранники — на месте заложников.
Как это объясняется:
Рынок «лимонов» — часть названия статьи американского экономиста Джорджа Акерлофа The Market for Lemons: Quality Uncertainty and the Market Mechanism. В статье он рассказывает об информационном дисбалансе между покупателем и продавцом, который знает о товаре намного больше, чем покупатель. В качестве примера Акерлоф приводит автомобили-«лимоны», о неисправности которых можно узнать только после покупки. В данном случае продавец — Джокер, товар — фальшивые заложники, покупатели — Бэтмен и отряд спецназа.
Чем фильм отличается от теории:
«Покупатели» разгадывают замысел продавца до совершения «сделки».
Лейтенант Гордон
и проблема принципала–агента
Что происходит:
Джокер сидит в камере предварительного заключения и напоминает лейтенанту полиции Джиму Гордону, что его люди продажны, поэтому тот должен чувствовать себя одиноко.
Как это объясняется:
Гордон сталкивается с классической проблемой принципала-агента. Ему, как принципалу и руководителю, нужно добиться успеха в расследовании. Его люди тоже стремятся к успеху. Но они также заинтересованы и в собственном заработке. Поэтому агенты используют служебное положение и «сливают» информацию мафии. Проблема, как и рынок «лимонов», описывает информационный дисбаланс.
Чем фильм отличается от теории:
Не отличается.
Аарон Шварц
интернет-активист
«На протяжении всего фильма мы видим отчаянные попытки изменить систему, игнорируя её правила. Бэтмен думал, что может вдохновить людей на изменения. Но смог создать только кучку юнцов, которые подражают его костюму. Дент думал, что сможет изменить систему изнутри. В итоге он начал срезать новые и новые этические углы, пока его навязчивые идеи не превратили его в монстра. У Джокера, безусловно, был самый интересный план: он надеялся уничтожить коррупционеров, чтобы занять их место и дать городу „лучший вид преступников“».
Это безумие, но это работает! В конце фильма Джокер жив, гангстеры и их подельники в основном мертвы, а их деньги перераспределены. Как мы видим, к началу третьего фильма есть устойчивое равновесие: политики больше не боятся мафии, поэтому могут увереннее бороться с преступностью.
В конце фильма подчёркивается, что Бэтмен должен стать злодеем, но нигде не отмечается, что Джокер на самом деле — герой».
Комментарии
Подписаться