МнениеМихаил Иванов о том, почему краткое содержание важнее книг
Бывший издатель «Манн, Иванов и Фербер» рассказал LAM о своём новом проекте
Текст
Что произойдёт с нон-фикшн-литературой в ближайшие годы? Почему больше никто не читает и не пишет длинные нехудожественные книги? Мы спросили об этом Михаила Иванова, сооснователя издательства «Манн, Иванов и Фербер», который недавно оставил свой бизнес в Москве, переехал в США и создал компанию Smart Reading — библиотеку кратких содержаний бестселлеров о бизнесе, самосовершенствовании и психологии.
Михаил Иванов
сооснователь издательства «Манн, Иванов и Фербер», предприниматель
В мире, где ежемесячно выходят сотни изданий, читатель готов платить за то, что ты проводишь правильный отбор, экономя его время
Никакого кризиса чтения нет
На мой взгляд, никакого кризиса чтения нет. Люди cегодня читают больше, чем когда-либо в истории человечества. Правда, не традиционных книг, а почты, постов в социальных сетях, блогов. Мы переживаем эволюцию форматов: короткие форматы вытесняют длинные. Монополисты по распространению контента — издательства — теряют контроль. Каждый, у кого есть, что сказать, может это сделать без помощи издательства.
В первую очередь меняется нон-фикшн. Мне трудно вспомнить, когда я пользовался бумажной картой или словарём. Wikipedia практически вытеснила все бумажные энциклопедии, а видеоинструкции на YouTube удобнее, чем справочники. Сборники рецептов скорее покупают для эстетического удовольствия, нежели для того, чтобы реально ими пользоваться. Иными словами, интернет побеждает книги в конкуренции за наше внимание.
Смарт-книги – новый формат нон-фикшн-книг
Сегодня у авторов нет времени писать традиционную книгу объёмом в 300 страниц, а у читателя — читать её. Многие нон-фикшн-книги выросли из статей — например, «Длинный хвост» Криса Андерсона или «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла, и их безболезненно можно «свернуть» до 7–10 страниц. Будучи руководителем издательства «Манн, Иванов и Фербер», я общался с клиентами, которые покупали книги для обучения сотрудников, но обнаружили, что дефицит времени приводит к тому, что книги не читают. Несколько заказчиков попросили нас подготовить summary книг и контрольные вопросы на понимание прочитанного.
Я понял, что такой формат донесения идей становится более популярным и решил создать онлайн-библиотеку лучших нон-фикшн-идей Smart Reading. Уехав в США и оставив работу в «Манн, Иванов и Фербер», я начал заниматься этим проектом. Для меня это возможность сделать новый востребованный продукт, не привязанный к географии, отвечающий тенденциям и потребностям как читателей, так и писателей.
Многие нон-фикшн-книги можно «свернуть» до 7–10 страниц
Я внимательно изучил юридический аспект и выяснил, что краткое содержание — это отдельный продукт, не требующий покупки прав. Мы можем выбрать лучший контент вне зависимости от источника. Однако мы не считаем, что summary полностью заменят книгу: если человеку не достаточно краткого содержания, то он прочтёт полную версию. Интересно, что авторам нравится такой формат распространения своих идей, так как он точно охватывает более широкую аудиторию.
Часто инвестиционные банкиры, которые смотрят на ту или иную модель, говорят: «Если вы первые в мире, откуда вы знаете, что ваша бизнес-модель будет работать?». Нам повезло — в нашей области уже есть несколько успешных компаний, мы стараемся учесть их опыт и создать собственный, не менее успешный.
Наша ближайшая задача — создание библиотеки из 500 summary, 70 из них уже доступны. Каждый месяц добавляются еще 5–7 новых. Многие доступны в аудиоформате. Мы делаем summary не только на уже изданные на русском языке книги, но и на книги, которые только выходят на английском. Такие краткие содержания могут появиться в нашей библиотеке уже через несколько недель после выхода книги. А на русском в качестве книг они выйдут только через год или не выйдут вообще. Библиотека доступна по подписке и пока только для корпоративных клиентов. С сентября она будет доступна и для частных лиц.
Изменяя традиционную
бизнес-модель
Традиционное издательство работает, как инвестиционный банк, инвестируя в каждый проект (книгу) и рассчитывая на возврат. Издание переводной книги в 300 страниц тиражом 3 000 экземпляров требует примерно $15 000 прямых инвестиций и столько же косвенных. Ты инвестируешь и через полгода начинаешь получать деньги обратно. А можешь и не получить, так как не угадал со спросом и не смог продвинуть книгу. Склады полны нераcпроданных книг. А теперь представьте, что вы издаёте 300 книг в год (почти столько МИФ издавал, когда я ушёл). Какой капитал вам нужен, чтобы поддерживать этот процесс? При этом нельзя остановиться.
Smart Reading существует в принципиально иной экономической модели. Во-первых, больше не нужно 30 тысяч долларов на подготовку издания книги. Это значит, что можно делать summary на книги, которые никогда не будут переведены на русский язык традиционными издателями из-за узости сегмента потенциальных читателей и финансовых потерь. Во-вторых, мы выполняем функцию своего рода контентного сомелье. В мире, где ежемесячно выходят сотни изданий, читатель готов платить за то, что ты проводишь правильный отбор, экономя его время.
Мы выполняем функцию контентного сомелье
Мы делаем summary не только на бизнес-книги, но и на книги о воспитании детей, здоровом образе жизни, психологии, научно-популярные издания — например, как «Ружья, микробы и сталь». Это 500-страничная книга, которая входит в программу многих бизнес-школ, при этом 7–10 страниц достаточно для того, чтобы пересказать ключевые идеи автора.
Чтобы верифицировать summary, мы посылаем их русскоязычным авторам на проверку. Например, недавно мы отправили краткое содержание книги «Камасутра для оратора» её автору, тренеру Радиславу Гандапасу. Он написал, что мы сделали отличную выжимку и что теперь он не понимает, зачем писать книги на сотни страниц.
Платформа для авторов
Следующий шаг, который мы планируем сделать, — это платформа для авторов, которые готовы поделиться своими идеями, но у них нет времени на книгу в 300 страниц. Мы сейчас тестируем эту идею, договариваясь с некоторыми писателями, которые готовят смарт-книги на 7–10 страниц. После этого они сами смогут выкладывать свои идеи на нашу платформу и зарабатывать деньги и репутацию. Так мы дадим возможность высказаться множеству авторов, которые никогда бы не стали писать стандартную книгу.
В книгоиздании происходит то же самое, что когда-то происходило с театром. С приходом кино театр не умер, но индустрия значимо уменьшилась в размерах. Понимая это, многие, в том числе сильные, игроки уходят из книгоиздания, поскольку сомневаются в перспективе. Люди покупают не книги, а возможность отвлечься, подумать. Для этого сейчас есть много альтернативных возможностей. А когда индустрия теряет сильных, она слабеет сама. Мне кажется, что из работающих сегодня издательств значимая часть будет поглощена или обанкротится уже через несколько лет. Мне кажется, что я вышел из индустрии в правильное время, и рассчитываю создать новый тип контентного бизнеса, следующий требованиям времени.
Комментарии
Подписаться