Views Comments Previous Next Search
Люди врут:
Почему нельзя слепо верить социологическим
опросам — Мнение на Look At Me

МнениеЛюди врут:
Почему нельзя слепо верить социологическим
опросам

Как ими формируют, а не отражают общественное мнение

Каждый человек с одной стороны стремится к тому, чтобы мыслить независимо, а с другой — ощущать себя частью чего-то большего. Формируя мнение по любому вопросу, мы почти всегда опираемся на чьи-нибудь взгляды. Но узнать мы можем точку зрения только сравнительно неширокого круга знакомых. По идее, социологические опросы существуют для того, чтобы определить точку зрения большинства, но на практике сталкиваются с кучей ограничений.

Люди врут:
Почему нельзя слепо верить социологическим
опросам. Изображение № 2.

64 % владельцев машин заявляют, что умеют водить очень хорошо

Основная проблема заключается в том, что люди врут. Осознанно или неосознанно респонденты предпочитают недоговаривать или скрывать, что думают на самом деле. Они преувеличивают свою религиозность, не признают, что часто выпивают, утверждают, что ведут здоровый образ жизни и порядочно исполняют родительские обязанности, занижают свой вес и высоко оценивают своё умение водить автомобиль — хотя реальные данные говорят об обратном. Выяснить, что в голове у детей, вообще почти невозможно, если не прибегать к более глубоким исследованиям: бывает, когда подростки приписывают себе рост выше двух метров, протезы и нескольких детей.

Около 5 % американцев соврали в телефонном опросе, что ходят в церковь каждую неделю

Люди стесняются признаться другому человеку, что они не так религиозны, как ожидает от них общество, но готовы сказать правду, если опрос проходит в интернете.

Люди врут осознанно, когда их спрашивают о чём-нибудь личном: например, о сексе или употреблении наркотиков. Исследования показывают, что мужчины, участвуя в опросах, стабильно прибавляют себе одного сексуального партнёра, даже если результаты анкетирования обрабатываются анонимно, в то время как женщины, напротив, одного партнёра вычитают. Секс, пожалуй, единственная сфера, где классические социальные стереотипы по-прежнему слишком сильны — особенно это касается молодых людей. При этом авторы альманаха Sex Roles: A Journal of Research признают, что мужчины больше не стесняются признаваться в традиционно женских увлечениях, а женщины — в мужских. Что же касается употребления наркотиков, то здесь юноши любят хвастаться своим опытом и откровенно врать. Иногда социологи включают в списки выдуманные наркотические вещества: 18 % опрашиваемых указывают, что пробовали их. Случаются казусы: так, выдуманный социологами наркотик дербизол сначала стал городской легендой, а потом всплыл в действительности — в Южной Корее.

В случае с темами, которые по-прежнему воспринимаются обществом как запретные, работает правило «спирали молчания». Например, опросы об отношении к гомосексуальности необязательно свидетельствуют о том, что в обществе растёт число гомофобов или сторонников однополых браков: люди могут побояться высказать свою истинную точку зрения, если посчитают, что с ними не согласится большинство или их социальная группа. Под мнением большинства обычно понимается либо текущая повестка в средствах массовой информации, либо результаты предыдущих опросов. То же самое и с другими острыми и очень личными темами, будь это легализация марихуаны или законность абортов.

Люди врут:
Почему нельзя слепо верить социологическим
опросам. Изображение № 3.

18 % подростков говорят, что пробовали наркотики, которых не существует

Результаты еще одного исследования свидетельствуют, что респонденты склонны преувеличивать, когда их расспрашивают на общественно важные темы. Нам нравится думать, что наше мнение по значимым вопросам чёткое и непоколебимое. В этом мы видим основу своей личности, но обычно сильными убеждениями обладают эксперты, лидеры общественного мнения и те, кто сталкивался с проблемой на личном опыте, а остальные просто следуют за ними, даже об этом не подозревая. Чем больше вариантов ответа, тем выше 

 

вероятность, что респондент не станет разбираться в оттенках и выберет крайность — хотя на деле его позиция может быть умеренной. Если вариантов ответа слишком мало, то возникает другая опасность: подходящего ответа не найдётся и человек остановится на позиции, якобы совпадающей с мнением большинства. Впрочем, это справедливо далеко не для всех: самые образованные люди реже уходят в крайности, но их не большинство.

Ключевой критерий — нейтральность вопроса; респондент не должен знать, что от него хотят услышать. Практика показывает, что в зависимости от формулировки на одни и те же вопросы люди могут отвечать по-разному, особенно если убежденную позицию не занимают — а таких очень много. Если вы спросите «Нужно ли запретить курить в общественных местах?», а затем «Нужно ли разрешить курить в общественных местах?», то можете получить разные по смыслу ответы от одних и тех же респондентов: для того чтобы повлиять на их выбор, хватает смены глагола. В теории для более точных результатов нужно задавать вопрос в обеих формулировках, но это далеко не всегда реализуемо на практике.

Социологов могут воспринимать как агентов власти

В таком случае люди на вопросы будут отвечать так, чтобы «понравиться» — правдивых ответов ждать не стоит.

в открытых обществах с развитой демократией результаты социологических опросов выходят более достоверными. Во-первых, более вероятно, что респонденты скажут то, что думают. Они по-прежнему будут испытывать давление своего социального круга, но зато смогут не оглядываться на то, что хочет услышать от них государство. Во-вторых, в них развита внутренняя конкуренция между социологическими службами, которые за время работы вывели наиболее удачные формулировки и выборки. В-третьих, опросы рассматриваются государством, скорее, не как еще один из способов манипуляции, а как повод для того, чтобы задуматься. Разные же СМИ, обладающие сопоставимыми ресурсами и конкурирующие напрямую, транслируют по крайней мере две точки зрения на каждую проблему, а не одну, как это бывает в менее свободных странах.

В авторитарных государствах и молодых демократиях к результатам опросов нужно относиться со скепсисом. Зачастую люди (в первую очередь речь идет о представителях старшего поколения) могут воспринимать социологов как агентов власти и отвечать на вопросы так, как того от них якобы ожидает сотрудник социологической службы, — лишь бы он отстал. Из-за этого в ответах могут возникать противоречия, которые сами респонденты не замечают. Нечистоплотно могут себя вести и составители опросов: это касается не только формулировок вопросов, но и следования выборке. Тогда результаты опроса будут иметь мало общего с реальностью.

Люди врут:
Почему нельзя слепо верить социологическим
опросам. Изображение № 4.

Почти 20 % фермеров из ЮАР признались в нелегальном отстреле леопардов, когда методику опроса поменяли

Для того чтобы респонденты врали меньше, иногда используют довольно необычные приёмы. Так, в ЮАР проводили опрос, посвященный тому, отстреливают ли фермеры леопардов (что запрещено в стране). Чтобы они не боялись сказать правду, авторы исследования добавили элемент случайности. Каждый раз опрашиваемый фермер кидал шестигранный кубик: если ему выпадала единица, то он отвечал «да», шестерка — «нет», а во всех остальных случаях должен был говорить правду. При этом цифра от человека, задававшего вопрос, скрывалась. Социологи

 

обнаружили, что в новых условиях в отстреле признались почти на 20 % больше фермеров, чем раньше. Другая необычная техника — использование фальшивого детектора лжи. Если подключить к нему человека, то он куда более вероятно скажет правду — так некоторые исследователи устанавливают, когда люди преувеличивают и врут, отвечая на вопросы.

Результаты социологических опросов могут быть полезны, но к ним не надо относиться как к абсолютной истине. Слишком многое должно сойтись: респонденты должны быть настроены дружелюбно и не чувствовать давления, сотрудники социологических служб должны соблюдать все предписанные правила, а часто на результаты влияют такие факторы, о которых специалисты даже не подозревают. Для политиков и маркетологов несовершенство техник опросов остаётся головной болью: разобраться, что в голове у каждого человека, нельзя, и вполне вероятно, что это только к лучшему.

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются