МнениеКак технологии уничтожают конфликт отцов и детей
Гаджеты укрепляют семьи, если ими правильно пользоваться
Текст
Разговоры о том, помогают ли технологии развиваться детям, всерьез ведутся еще с 80-х годов. Ответ всегда более-менее один и тот же: да, помогают, если ими правильно пользоваться. Но есть и смежный вопрос: помогают ли технологии родителям стать лучше? Обсуждать его нужно именно сейчас, когда дети растут у людей, которые, в свою очередь, росли с компьютерами, видеоиграми, VHS-проигрывателем или даже интернетом. Look At Me, беседуя с психологом, пытается выяснить, нужны ли мамам и папам айфоны, датчики движений, игровые приставки и электронные дневники.
Технологии
делают учебу привлекательнее
В апреле 2010 года, будучи президентом, Дмитрий Медведев рассказал, что его сын Илья увлечённо читает «Героя нашего времени» на электронной книге, в то время как к бумажному варианту он вряд ли бы притронулся. Медведев-младший заинтересовался Лермонтовым, только когда с отцом загрузил роман на устройство. Этот случай не уникальный: исследования показывают, что большинство детей предпочтут ридер традиционной бумаге, причём это касается не только учебников, но и чтения для удовольствия.
Технологии вообще удачно выступают центром притяжения для детей. Например, американским библиотекам рекомендуют собрать коллекции видеоигр и обучающих программ, чтобы привлечь больше подростков. То, что детям всё новое и технологичное нравится больше традиционного — не открытие, но родителей часто не устраивает такой вариант: Лермонтов на Kindle — не то, обучение через игру — дурачество, а iPad, гарантированно, отупляет.
Сергей Савич
психолог
«С каждым годом у взрослых понятие „интересно“ всё сильнее и сильнее уступает понятиям „надо“ и „важно“. Даже в досуге. Выучить новый язык — не чтобы расширить кругозор и понимание мира, а потому что это даст преимущество при поиске новой работы. Посмотреть фильм — не потому что заинтересовала история, а потому что он получил приз в Каннах, а значит, очень важный, все его должны увидеть. А у детей при потреблении информации нет общественного контекста (кроме желания выигрышно смотреться перед сверстниками, но это другая тема), нет прагматичных побуждений, нет естественных представлений о важности и нужности (есть только навязанные взрослыми), поэтому для них существует две категории — «интересно» и «не интересно». И если подросток хочет знакомиться с Пушкиным именно на планшете, нужно отдавать себе отчет в том, что планшет интересует его больше, чем Пушкин. Но для процесса обучения в этом нет ничего страшного.
У актеров в театре есть такая техника: если выйти на сцену и трястись от ужаса, ты, в конце концов, действительно почувствуешь ужас. Так и тут: если знакомиться с классиками, чтобы проводить побольше времени с любимым устройством, то и классиками ты в итоге заинтересуешься — или как минимум будешь в курсе, о чем они там писали. Родители всегда должны находить интересную форму для заведомо малоинтересной ребенку вещи. Технологии здесь — самое эффективное оружие».
Технологии позволяют лучше следить за детьми
Родительский контроль на компьютерах, планшетах и игровых приставках — давно уже привычные вещи, но есть и более экзотические. Например, системы по контролю за несовершеннолетними водителями. В США автомобильные аварии — главная причина смерти для людей в возрасте от 15 до 20 лет. Технология Ford MyKey позволяет остановить верхнюю планку скорости на 80 милях в час и ввести некоторые другие ограничения: например, радио не включится, если не пристегнуть ремень безопасности, а колонки не смогут играть слишком громко, чтобы не навредить слуху ребенка.
General Motors Family Link работает иначе: родители устанавливают зону, по которой подросток может передвигаться, и, если машина окажется за пределами очерченного периметра, взрослых оповестят текстовым сообщением. А еще при помощи Family Link можно узнать точное местоположение подростка за рулем. Хотя для этого необязательно сажать ребенка в автомобиль: датчик eZoom крепится на одежду или школьный рюкзак и передает местоположение его носителя на компьютер.
Слежку можно привязать и к мобильному телефону: компания U.S. Cellular уже не первый год предлагает такую услугу, и не только она. Наконец, чтобы ребенок окончательно погрузился в антиутопию, можно пристально следить за всем, что касается школы: в электронные дневники, которые внедряются в российские школы с 2012 года, попадают не только оценки и домашние задания, но и замечания по поведению, и вообще любая информация по усмотрению учителя.
сергей савич
психолог
«Надо понимать, что за вырванной из дневника страницей с двойкой обычно стоит нечто большее, чем простое желание скрыть плохую отметку от родителей. Немного жульничая в таких мелочах, ребенок, как ни странно, учится ответственности: он сам оценивает риски, сам думает о том, как ему исправлять положение, в которое он попал. Если он перекроет двойку пятеркой, то прекрасно — он улучшил ситуацию безо всяких наказаний. Если не перекроет, но родители всё равно об этом узнают, — и тогда будет ему урок. И в первом, и во втором случае это важный элемент воспитания. Полный контроль же рождает только бесконечный страх.
Что касается ограничений в принципе, то их нужно подавать как новые возможности для ребенка. Например, с упомянутыми технологиями для молодых водителей: вы не разрешаете подростку садиться за руль, но потом всё-таки разрешаете при условии, что вы включите ограничение скорости. Или не даете играть в компьютерные игры, а потом даете, но только в те, которые вы одобрили. Получая новые возможности, ребенок не будет расценивать идущие в комплекте ограничения как ущемление его свободы. Конечно, такой подход не сработает, если вы и так всё разрешаете, а потом отрезаете от возможностей ребенка по кусочку, когда вдруг начинаете за него беспокоиться. Поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и когда вы начнете разрешать».
Технологии помогают общению внутри семьи
Согласно исследованию 2001 года, проведенному среди банковских служащих, длительные командировки способствуют стрессу в семье, и больше всех страдают именно дети, которые месяцами не общаются со своими отцами. Мобильная связь и интернет практически решили эту проблему, но технологии эффективны не только на больших расстояниях. Реклама телевизоров, игровых приставок и многой другой домашней электроники часто эксплуатирует тему «соберись со всей семьей в гостиной» — и как бы приторно не выглядели эти ролики, вы и сами наверняка замечали, что именно технологичные вещи собирают людей в одной комнате.
сергей савич
психолог
«Технологии действительно могут сокращать дистанцию между детьми и родителями, причём это даже не всегда предполагает совместное времяпровождение, хотя оно и желательно. Чтобы ребенок почувствовал себя с вами на равных, предложите ему аналог того, чем вы занимаетесь сами. Что-то подходящее по возрасту, но тоже технологичное. Это почти как купить ребенку игрушечную печку, чтобы он не трогал настоящую духовку, но одновременно и не чувствовал себя обиженным. Садитесь за компьютерную игру — пусть и у ребенка будет своя компьютерная игра. Сидите в интернете — разрешите и ребенку какой-то ограниченный список сайтов. Подбирать такие аналоги очень важно, потому что любой родитель подтвердит, что отказ с формулировкой «ты для этого еще слишком маленький, подрастешь — тогда разрешим» не работает. Так вы заставляете ребенка чувствовать себя неполноценным».
Технологии могут занять ребенка, когда вам нужно отвлечься
Большинство родителей не только не против того, чтобы дети пользовались их планшетами, но и используют устройства, чтобы успокоить или отвлечь детей. В итоге это якобы перерастает в плохую привычку: когда ребенок мешает, достаточно вручить ему iPad, и на какое-то время можно вообще забыть о его существовании.
сергей савич
психолог
«Мои коллеги в университете говорят о такой вещи, как отвлечь ребенка смартфоном или планшетом, пренебрежительно, как будто таким образом пожираются их мозги. Я считаю, проблема сильно преувеличена. Давайте будем честны: мы не можем уделять детям 100 % нашего времени, у всех нас есть свои дела. И если вы точно знаете, доступ к каким приложениям для ребенка открыт, занять его на часок планшетом или смартфоном — то же самое, что отвлечь его кубиками, а если приложения хоть чуть-чуть образовательные — даже лучше. Главное — давать выбор. Дети устают от одного и того же гораздо быстрее, чем нам кажется. Когда вечером мне нужно посидеть за бумагами, я всегда спрашиваю у дочек, чем они хотят заняться: игрушками, рисованием, планшетом или, например, пазлом. Планшет они выбирают не чаще, чем всё остальное».
Комментарии
Подписаться