Мнение«Ваш смартфон мощнее»: Команда Philae о неожиданных открытиях на комете
Открытое интервью группы учёных
Текст
Николай Удинцев
В конце ноября учёные из миссии по исследованию кометы 67Р/Чурюмова — Герасименко провели открытую сессию вопросов и ответов на Reddit. В частности, они рассказали о самых удивительных и неожиданных моментах высадки, а также сделали предположения о целесообразности добычи полезных ископаемых на Луне и астероидах. Look At Me выбрал 10 самых интересных ответов учёных, которые впервые посадили беспилотный аппарат на комету.
Читайте также:
Эккхард Кюрт
Научный руководитель Rosetta
Миссию начали примерно 10 лет назад, а задумали — 25 лет назад. С какими трудностями вы столкнулись сейчас при использовании старого оборудования?
«Технологии 20-летней давности работали почти идеально. Самый большой недостаток Philae — ограничение вычислительной мощности и объём массовой памяти. Ранее мы могли поставить на него процессор на 800 МГц и несколько мегабайт памяти. Сейчас это кажется чем-то из другой вселенной. В принципе, ваш смартфон имеет больше вычислительной мощности [чем Philae], но он не сможет работать в космосе».
Майкл А'Херн
Профессор астрономии, главный исследователь миссии Deep Impact
Какое самое важное открытие сделали в рамках миссии?
«Мы наверняка не сойдёмся во мнении, какое открытие было самым большим. Для меня самым важным открытием Rosetta было то, что газовыделение на таких больших расстояниях от Солнца происходит не так, как мы ожидали. Это суперлетучие компоненты, а не вода. Самым важным открытием Philae, опять же для меня, является наличие твёрдой поверхности под мягким покрытием на месте первого касания [модуля]».
Хорст Уве Келлер
Исследователь комет
Чего вы не ожидали? Что удивило вас в комете?
«Я не ожидал такой разнотипной поверхности ядра. Разнообразные морфологии удивляют, как ничто другое; это выглядит как сублимированные шарики из грязи. Некоторые фотографии [с кометы] выглядят так, будто их сделали на Земле. Там есть скалы, валуны и покрытые пылью площади. Потребуется некоторое время, чтобы разобраться, как сформировался этот пейзаж. К процессу эрозии здесь могли добавиться тепловой стресс или шок».
Мартин Кнапмейер
Исследователь
на эксперименте SESAME
Вы действительно думаете, что нашли на комете одноклеточную жизнь? (Ранее сообщалось, что Philae нашёл на комете органические соединения. — Прим. ред.)
«Органические молекулы — это просто молекулы
с несколькими атомами углерода. Они не обязательно должны быть живыми. Я не думаю, что там вообще может быть какая-то жизнь, кроме тех случаев, когда её занесли туда откуда-то ещё. Например, на спускаемом аппарате».
Эккхард Кюрт
Научный руководитель Rosetta
«Я не ожидал, что мы найдём там подобное. Да, там есть органические молекулы, но нет воды и слишком нестабильные температурные условия для развития жизни».
Майкл А'Херн
Профессор астрономии, главный исследователь миссии Deep Impact
Насколько вы уверены, что сможете зарядить батарею Philae (Он впал в «спящий режим» 15 ноября. — Прим. ред.) и продолжить миссию? Сколько времени потребуется на зарядку?
«Аккумулятор должен заряжаться от солнечных батарей, но Philae несколько раз оттолкнулся от поверхности кометы, после чего оказался в тени. Сейчас он получает один час на Солнце из 12-часового дня на комете. Это как зимой пытаться зарядить домашний аккумулятор от солнечных батарей на крыше дома, который находится на Аляске. Многие коллеги считают, что ближе к весне сезонные изменения на комете дадут Philae больше солнечного света. К тому же комета подойдёт ближе к Солнцу: оно сможет сильнее разогреть батареи, а аппарат — быстрее накопить энергию в аккумуляторе».
Мартин Кнапмейер
Исследователь
на эксперименте SESAME
Я слышал, что инструменты Philae не смогут восстановиться после «спящего режима». Их не рассчитывали на такие низкие температуры?
«Я не инженер, но мы летаем уже 10 лет, а на определённом этапе траектории мы залетали гораздо дальше того места, где находимся сейчас. Это значит, что у нас есть шанс на выживание в течение ещё нескольких месяцев».
Стуббе Хвиид
Исследователь на камере OSIRIS на Rosetta
«При подготовке космической миссии мы всегда тестируем оборудование в определённом диапазоне температур. Это называется квалификационный ряд. Поэтому [во время полёта] мы стараемся, чтобы аппарат никогда не покидал этого диапазона. Philae находится при температуре ниже его квалификационного ряда, поскольку мы оказались на терра инкогнита. Это значит, что инженеры не могут гарантировать того, что спускаемый аппарат продолжит работать. С другой стороны, известны случаи, когда оборудование продолжало работать даже после глубокой заморозки. Например, SOHO выжил после нескольких лет мерзлоты, когда с ним потеряли контакт. Но сейчас он безупречно работает, хотя прошло уже несколько лет».
Мартин Кнапмейер
Исследователь на эксперименте SESAME
С какой задержкой сигнал с Земли доходит до Philae?
«Время пути близко к получасу („28 минут“, — Стуббе Хвиид). Но могут быть и дополнительные задержки, поскольку мы не общаемся с ним напрямую, а передаём сигнал через Сеть дальней космической связи NASA, а потом через Rosetta».
Стефан Уламек
Руководитель
по проекту Philae
Мы можем быть уверенными, что знаем все элементы таблицы Менделеева? Если ваш модуль обнаружит атом с 83 746 327 электронами, это будет чем-то удивительным? (У атома унуноктия, последнего синтезированного на данный момент элемента таблицы Менделеева есть 118 электронов; у последнего гипотетического элемента таблицы — унбигексия — должно быть 126 электронов. — Прим. ред.)
«Атом с 83 746 327 электронами будет очень удивительным! Самым тяжёлым природным элементом является уран (атомное число — 92), более тяжёлые элементы получаются искусственным путём, и все они — радиоактивны. „Новые“ атомы можно найти или синтезировать, но „по-настоящему тяжёлые“ элементы будут иметь очень короткий период полураспада».
Мартин Кнапмейер
Исследователь на эксперименте SESAME
«У нас есть теории о сочетании нейтронов и протонов, которые позволят элементу оставаться стабильным. Эти теории всё ещё тестируются, но сейчас нет оснований полагать, что мы пропустили какой-то стабильный элемент».
Мартин Кнапмейер
Исследователь на эксперименте SESAME
Выгодно ли осваивать астероиды или кометы с точки зрения добычи ресурсов?
«Лично я не верю в это, <...> либо на это потребуется очень много времени. На Луне сейчас нет ничего достаточно дорогого (включая знаменитый гелий-3), чтобы покрыть затраты на добычу полезных ископаемых. А добыча на астероидах будет стоить ещё дороже [добычи на Луне].
Например, разработка гелия-3 на Луне в достаточном количестве, чтобы обеспечить энергопотребление в США, потребует тяжёлую промышленность такого масштаба, который превысит масштаб всей угольной промышленности на Земле. Ту же мощность можно создать, если мы просто установим на все крыши солнечные батареи».
Хорст Уве Келлер
Исследователь комет
Что дальше: ещё одна комета, карликовая планета, нормальная планета?
«ESA должно сохранить ведущую роль в кометных миссиях и сделать следующий шаг: взять образец кометы и доставить его на Землю для исследования в лаборатории».
Стефан Уламек
Руководитель
по проекту Philae
«На 2018 год планируется запуск миссии ExoMars. Я же нахожу чрезвычайно интересным спустить аппарат на Европу, луну Юпитера или доставить на Землю образцы грунта кометы».
Комментарии
Подписаться