Views Comments Previous Next Search
Инди-режиссёры о том, 
как дёшево сделать блокбастер — Мнение на Look At Me

МнениеИнди-режиссёры о том,
как дёшево сделать блокбастер

Как за небольшие деньги добиться впечатляющих спецэффектов

Делать впечатляющие спецэффекты для фильма всё проще и дешевле — для этого нужен всего лишь компьютер, соответствующая программа и немного усердия. Благодаря такой доступности малобюджетные фильмы становятся похожи на голливудские блокбастеры. Look At Me спросил четырёх режиссёров независимых короткометражек об их фильмах и визуальных эффектах.

Найлс Хекман

режиссёр научно-фантастического
фильма Auroras

«Auroras — мой первый профессиональный фильм, так что я не хотел делать его слишком сложным, но в то же время смог показать, на что способен. Это простая короткометражка с незамысловатым сюжетом, где рассказывается история одного персонажа — но так, что фильм выглядит зрелищно и сложно. Я потратил много времени на фильм, больше, чем я думал. Последние 10 % работы были самыми сложными — множество инди-проектов запускаются, но их режиссёры сдаются как раз в самом конце.

Сначала я написал интересную историю и уже после того, как закончил первый черновик, стал думать над эффектами. Тем не менее нужно писать сценарий так, чтобы уложиться в бюджет. В будущем я буду делать красивые спецэффекты, но такие, на которые не уходит слишком много времени — а значит, меньше CG (Компьютерная графика. — Прим. ред.), потому что компьютерные эффекты делаются медленнее всего. Примерно 90 % эффектов в фильме я сделал самостоятельно. Некоторые пейзажи и декорации мне помогали делать Бастиан Кох и Марко Иоцци — первый в 3D, второй в 2D. Но я не нанимал дизайнеров, потому что сам занимаюсь визуальными эффектами уже 15 лет — мне скорее помогали советами.

Инди-режиссёры о том, 
как дёшево сделать блокбастер. Изображение № 2.

Сейчас просто самому создавать спецэффекты. Инструменты намного доступнее, процесс стал демократичнее. Каждый год выходит всё больше короткометражек. Правда, они по большей части очень плохо написаны

 

Я вдохновлялся сразу несколькими художниками. Во-первых, сюрреалистичными пейзажами Каспара Давида Фридриха, чьи жуткие и мрачные виды меня очень впечатляют. Гравюрами Гюстава Доре — они что-то вроде окна в прошлые столетия. Фильмами Дэвида Финчера, который отлично работает с контрастным освещением. Наконец, мультфильмами японского аниматора Макото Синкая — в его работах очень насыщенные цвета и красивое, неоднородное по текстуре небо.

Сейчас очень просто самому создавать спецэффекты. Инструменты намного доступнее, процесс стал демократичнее. Каждый год выходит всё больше короткометражек. Правда, они по большей части очень плохо написаны — от потребности в хорошем сценарии никуда не деться. Аппаратура и программы, которые 10 лет назад были только у профессионалов, теперь доступны всем. Возможность рендерить графику по интернету — большой прорыв, теперь спецэффекты могут создаваться маленькими командами или вообще одиночками. Всё дело в упорстве. Нужно очень много работать — и только из любви к своему делу, не мечтая о том, что ты в итоге получишь признание или какую-нибудь награду.

Самое интересное из того, что в ближайшем будущем произойдёт в кино, — это виртуальная реальность. Отношение к сценариям и историям изменится. Сотрётся граница между экраном кинотеатра и тем, что мы видим перед собой своими собственными глазами».

Митч Коэн

режиссёр трагикомического
зомби-хоррора Super Zero

«Я люблю жанровое кино, в особенности научную фантастику. Super Zero — одновременно фантастическая и в то же время правдоподобная история, органично вписанная в современную реальность. Отчасти эта мысль возникла после фильма «Дитя человеческое», ещё немного я взял из «Вечного сияния чистого разума». Труднее всего было найти верную комбинацию ограниченных ресурсов и талантливой команды. У нас был маленький бюджет, спецэффекты нужно было использовать максимально точно. Время и деньги были не на нашей стороне, но за фильм взялись хорошие люди — у них был энтузиазм и опыт.

Я не работал над спецэффектами самостоятельно, у меня была хорошая команда. Задача режиссёра — окружить себя людьми, которые талантливее тебя самого в своих сферах. Если я самый способный человек в проекте, то он ограничен моими навыками. Если же я нахожу людей опытнее и талантливее меня, фильм может получиться сколько угодно хорошим.

Фильм постоянно эволюционировал в процессе работы. Всё, что я хотел увидеть на экране, я описал в первоначальном сценарии. Потом спросил «Как сделать это лучше?» Коллеги вернулись ко мне с разными идеями, расширили мои первоначальные задумки — и вдобавок предложили, как их воплотить, уложившись в сроки и бюджет. Кое-что мы выкинули из сценария, потому что новые идеи были лучше. Одна из приятных особенностей работы над кино — то, что сначала кажется проблемой, после может оказаться возможностью сделать фильм лучше.

Самое важное в работе над спецэффектами — не загнать себя в угол. Во время работы над фильмом всё постоянно меняется: сценарий, локация, действия. Нужно находиться в постоянном диалоге с командой по спецэффектам, чтобы они могли адаптироваться под изменения. Те элементы фильма, вокруг которых потом строятся визуальные эффекты, должны быть чёткими и ясными — для этого нужно постоянно сотрудничать с тем, кто занимается спецэффектами.

Инди-режиссёры о том, 
как дёшево сделать блокбастер. Изображение № 3.

Если кадр полностью зависит от спецэффектов, они слишком много к себе притягивают внимания — это плохо. Эффект должен изобразить мир, а не заполнять собой кадр

 

Я работал над видеоиграми, поэтому по-своему смотрю на спецэффекты. Спецэффекты работают лучше всего, когда сбалансированы с другими элементами в кадре или сцене. Музыка, история, монтаж, темп, звуковые эффекты — всё должно работать вместе с визуальными эффектами. Если кадр полностью зависит от спецэффектов, они слишком много к себе притягивают внимания — это плохо. Эффект должен изобразить мир, а не заполнять собой кадр.

Сейчас человек без какого-либо опыта может в приложении на телефоне добавлять спецэффекты в видео, которое он на этот же телефон снял. Конечно, тут есть ограничения, но это отличный способ понять, как всё работает на практике, настроить себя на правильное мышление, прежде чем переходить на более развитые и сложные инструменты. При достаточном упорстве научиться работать со спецэффектами легко.

Процесс создания спецэффектов постоянно меняется и развивается. В зависимости от того, как ты используешь доступные инструменты, они могут помочь или помешать. С одной стороны, сейчас режиссёры очень свободны в том, как снять сцену, какими методами интегрировать спецэффекты, каким программам отдать всякие технические штуки — с маленьким бюджетом можно создавать удивительные вещи. С другой стороны, доступ к такому количеству инструментов может навредить — ты потратишь слишком много времени на их изучение, вместо того, чтобы заниматься съёмками. Легко решить, что фильм можно будет исправить во время постпродакшена, на самом же деле кино нужно сразу хорошо снимать.

Думаю, в скором времени мы сможем создать цифрового актёра, который будет достаточно детализирован и не будет при этом попадать в «зловещую долину». Будет трудно отличить реального актёра на площадке от созданного в постпродакшене. Мы недалеки от того, чтобы изучить старое кино и поместить, скажем, Чарли Чаплина в новый фильм. Вдохнуть в него жизнь, дать ему сердце и душу — уже другое дело, но вот чисто технически добавить Чаплина в новый фильм, чтобы он выглядел как живой и взаимодействовал бы с пространством — к этому мы уже приблизились».

Джакомо Чимини

режиссёр фантастической
драмы The Nostalgist

«На работу над „Ностальгистом“ меня вдохновил одноимённый рассказ Дэниела Вильсона. Мне понравилось, как автор рассуждает о виртуальной реальности и искусственном интеллекте. Создание фильма оказалось невероятно трудным проектом, я не справился бы без поддержки моей жены и большой и очень опытной команды.

Я разбираюсь в спецэффектах, но не могу назвать себя художником спецэффектов. Тем не менее я участвовал в постпродакшене и даже работал с парочкой самых простых кадров. Но в основном я выступал как организатор. С воплощением всех идей мне помогли две очень перспективные в VFX-индустрии компании: лондонская INKY MIND (они помогли нам с логистикой и организацией офиса для работы) и барселонская MinimoVFX, специализирующаяся на моделировании CG-персонажей. Конечно, на съёмку фильма потребовалось потратить много денег. Но художники понимали, что это не блокбастер и не огромная прокатная картина. Они сделали мне скидку ради возможности поработать в своё удовольствие.

Инди-режиссёры о том, 
как дёшево сделать блокбастер. Изображение № 4.

Главное, что я понял о спецэффектах: если что-то можно сделать прямо во время съёмки, на камеру — так и делай. Не усложняй

 

Всего работа над картиной заняла шесть дней. С учётом того, что некоторые сцены были очень сложные и в итоге сильно влияли на наше расписание, это довольно быстро. Главное, что я понял о спецэффектах: если что-то можно сделать прямо во время съёмки, на камеру — так и делай. Не усложняй.

Создание графики — процесс трудоёмкий, требующий определённого внимания и не терпящий халтуры. Я не считаю, что есть какие-то трюки и механизмы, позволяющие любителю на голом энтузиазме создавать действительно впечатляющие спецэффекты. Нет. Если ты добиваешься красивых спецэффектов, вероятно, ты уже понимаешь все тонкости, ты уже не любитель. Ты — профессионал».

Алексис Децелль,
Сирил Деклерк,
Винсент Дефур,
Пьер Жюри

студенты школы игрового
видеопроизводства и анимации
Isart Digital, авторы
короткометражного
фильма L3.0

«L3.0 — наша выпускная работа. Мы изучали спецэффекты, и нам нужно было сделать фильм, в котором были бы объединены CG и натуральные съёмки. Мы решили построить историю вокруг компьютерного персонажа. Самым сложным было работать в команде — и сорежиссировать фильм с таким количеством человек. Каждый хотел привнести в фильм собственные мысли, точку зрения. Мы должны были слушать друг друга.

Все эффекты мы сделали самостоятельно. У каждого из нас есть конкретные навыки, так что мы их сложили и получили полноценную команду. Поскольку мы изучали спецэффекты, задача была в том, чтобы сделать визуально интересный фильм. Про каждый кадр мы точно знали, как будем его делать. Сначала мы сняли всю живую часть, потом сделали предварительную анимацию, чтобы подровнять тайминг и перемонтировать то, что сняли, — затем финальную анимацию и рендер. Потом соединили всё вместе, чтобы получить итоговую картинку.

Инди-режиссёры о том, 
как дёшево сделать блокбастер. Изображение № 5.

Судя по тому, как развиваются технологии, следующим прорывом в спецэффектах будет риал-тайм. Уже сейчас в реальном времени делают очень красивые рендеры или симулируют декорации

 

Главным референсом для нас были «Валл-И» и «Искусственный интеллект», также книги Айзека Азимова и Рея Брэдбери. Мы хотели сделать робота детским, наивным, немного игрушечным. Образ Парижа в фильме мы тоже построили вокруг определённых источников вдохновения. Мы хотели сделать пустой город, заросший растениями, но не уничтоженный войной. Мы использовали фильм «Я легенда» а также фото храмов из Ангкор-Ват в Камбодже в качестве референсов.

Поскольку это наш первый фильм, нам сложно сказать, насколько сегодняшние технологии отличаются от старых. Программное обеспечение постоянно эволюционирует, всё автоматизируется и становится проще. Тем не менее не каждый аспект работы над фильмом одинаково попал под воздействие технологий. К счастью, где-то ещё необходимо вмешательство человека и творческий подход.

Судя по тому, как развиваются технологии, следующим прорывом в спецэффектах будет риал-тайм. Уже сейчас в реальном времени делают очень красивые рендеры или симулируют декорации. Но сейчас это используется в основном в видеоиграх, где человек играет и все эффекты разворачиваются прямо перед ним, на экране. Но мы верим, что эти технологии доберутся до кино — и продакшен будет делаться гораздо быстрее, что сохранит время, например, для того, чтобы сделать всё ещё качественнее».

Рассказать друзьям
2 комментарияпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются