Views Comments Previous Next Search
Как расизм и гомофобия исчезают из комиксов — Мнение на Look At Me

МнениеКак расизм и гомофобия исчезают из комиксов

Почему разнообразие ведёт к интересным историям, а не цензуре

В индустрии комиксов происходят большие перемены. Большие издательства делают супергероев всё разнообразнее и не пренебрегают историями о женщинах, представителях самых разных национальностей и сексуальных ориентаций — тех, кого они раньше игнорировали. Продолжая вчерашний список, Look At Me рассказывает об этой тенденции — и объясняет, почему за комиксами скоро последуют индустрии видеоигр и кино.

→ Лекция TED Саны Аманат, редактора Marvel, одного из создателей Ms Marvel

 

Комиксы быстрее всех реагируют
на изменяющийся мир

Как расизм и гомофобия исчезают из комиксов. Изображение № 2.

 

Слово «разнообразие» («diversity» сложно перевести на русский) сейчас у всех на слуху. Западное общество за вторую половину XX века и в начале XXI стало разнообразнее по своему составу. Но мейнстримовая культура реагирует на это медленно, как неповоротливый великан: главными героями преимущественно остаются белые мужчины, и в любой индустрии в основном работают белые мужчины среднего возраста. Многие журналисты, читатели, игроки, зрители жалуются на это и призывают индустрии меняться и соответствовать окружающей реальности. Реагируют по-разному: скажем, недавний скандал «Геймергейт», случившийся в мире видеоигр, показал, насколько незрело и болезненно многие потребители и производители игр воспринимают проблему разнообразия. В кино все недавно жаловались на состав жюри и номинантов «Оскара» — но и Голливуд не спешит меняться.

На этом фоне лучше всего выглядит сравнительно маленькая индустрия комиксов, в которой над отдельными произведениями работают небольшие команды людей. Два главных издательства, производители комиксов о супергероях Marvel и DC, начинают меняться. Marvel в 2010-х разнообразили своих героев, сделав, скажем, Человека-паука латиноамериканцем и выпустив комикс о девочке-мусульманке; сейчас они объявили о двух новых сериях, посвящённых полностью женским командам героев, — такие появлялись и раньше, но это всё равно хорошие новости. DC так и вовсе объявили о большой перезагрузке и официально берут курс на разнообразие. Перед этим они опубликовали письмо от 11-летней девочки, которая попросила издательство выпускать больше серий о женщинах-супергероях, аргументировав тем, что «девочки тоже читают комиксы». Это выглядело скорее как маркетинговая уловка, но очевидно, что намерения у DC положительные. Главное, что индустрия комиксов показывает остальным — разнообразие в персонажах ведёт не к падению продаж или цензуре, а к более интересным и разнообразным историям. Потому что наш мир разнообразен, так почему бы поп-культуре не соответствовать ему?!

 

Раньше комиксы были консервативными

Как расизм и гомофобия исчезают из комиксов. Изображение № 3.

 

Мир комиксов был таким не всегда. Как и любой другой поп-культурный феномен, они в первую очередь отображали настроения общества, а оно было традиционным и консервативным. В США на это накладывался религиозный фундаментализм. Женщины долгое время не имели равных с мужчинами прав, латино- и афроамериканцы считались второсортными людьми, за гомосексуальные отношения во многих штатах можно было попасть в тюрьму. Супергерои появились в 30-х годах, между двумя мировыми войнами — и были в первую очередь белыми мужчинами, которые сражаются со злом (первое время даже конкретно с Гитлером). Такое положение сохранялось на протяжении всего XX века: женщины и люди с разным цветом кожи, которые в 60-е начали появляться в комиксах, были второстепенными членами в командах.

Где-то в 70-е годы большие издательства пытались вводить разнообразных супергероев, но это были скорее маркетинговые ходы, попытки захватить новые рынки — и все по большей части нелепые и провальные. Скажем, Экстрано, маг-гомосексуал во вселенной DC, заражённый ВИЧ, серия о котором продержалась всего 12 выпусков. Или Брат Вуду, первый персонаж Marvel с Гаити, стереотипный шаман, который запомнился тем, как заколдовал женщину, чтобы заняться с ней сексом.

В 80-х Дэнверс стала жертвой чудовищного
и нелепого изнасилования,
в котором были задействованы параллельные реальности, путешествия во времени и промывка мозгов

 

В 2010-х издательства комиксов наконец начали целенаправленно меняться. Лучше всего это видно на примере супергероини Кэрол Дэнверс, появившейся в качестве героини Мисс Марвел в 70-х, как раз когда издательства безуспешно пытались создать сильного женского персонажа. В 80-х она стала жертвой чудовищного и нелепого изнасилования, в котором были задействованы параллельные реальности, путешествия во времени и промывка мозгов. Этот сюжет вызвал жёсткую критику со стороны журналистов и даже некоторых сценаристов Marvel. После этого издательство пыталось исправить образ Дэнверс, но превратило её в совсем безликого и незаметного персонажа.

В 2010-х серию доверили молодой сценаристке Келли Сью Деконник — и она превратила Мисс Марвел в первую сильную женщину-супергероиню нового времени. Деконник сменила титул Дэнверс с Мисс Марвел на Капитана Марвел (это важно; Капитан Марвел — один из знаковых персонажей Marvel) и написала в каком-то смысле феминистскую, но в первую очередь хорошую серию о сильной, ответственной женщине, которая при этом не лишена недостатков: сомневается в себе и вообще контрол-фрик.

 

Что делают Marvel, чтобы исправить положение

Как расизм и гомофобия исчезают из комиксов. Изображение № 4.

 

Супергеройские комиксы — это не только инструмент эскапизма, но и просто истории о героях, важнейшем архетипе. Герои должны быть разными, чтобы люди могли себя с ними ассоциировать — и чтобы истории были интереснее. В 2011 году Marvel сделала Человека-паука латиноамериканцем (правда, в параллельной вселенной, но это всё равно было важно). Роль Мисс Марвел на себя взяла мусульманка-подросток Камала Хан. В конце прошлого года Тором стала женщина, а Капитан Америка сейчас темнокожий. Даже если это временные перемены, которые могут показаться маркетинговым ходом, за этим всё равно лежит важная идея для когда-то жёсткой и традиционалистской индустрии.

Все хоть сколько-нибудь необычные герои Marvel с восторгом принимаются критиками и отдельными читателями, но они не так хорошо продаются, как консервативные серии. Отдельные выпуски комиксов о Мстителях и Людях Икс, где накаченные супергерои мутузят друг друга, продаются тиражом больше 100 тысяч копий, а какая-нибудь Ms Marvel — в три раза меньше (что всё равно много). С другой стороны, большие серии о Людях Икс (например, All-New X-Men или Uncanny X-Men) тоже пытаются делать более разнообразными, вводя больше женщин, людей разных национальностей и сексуальных ориентаций.

Интерпретация и изменение привычных персонажей — самый мощный инструмент
в комиксах

 

Некоторые фанаты считают разнообразие персонажей надуманным и навязанным. Скажем, в новом фильме «Фантастическая четвёрка» Джонни Сторма (обычно — белого блондина с голубыми глазами) будет играть темнокожий актёр Майкл Джордан, из-за чего в интернете многие негодуют. Другим не нравится Тор-девушка (на эту критику остроумно ответили на страницах комикса). Критики настаивают, что ходы нарушают цельность персонажа и искажают его историю. Это не так: интерпретация и изменение привычных персонажей — самый мощный инструмент в комиксах. Именно так рождаются лучшие истории. Не зря есть сотни комиксов о Бэтмене, и везде его трактуют и описывают по-разному — при этом суть персонажа сохраняется.

В то время как в комиксах поощряется свобода, эксперименты, и разнообразие, кино идёт по проверенному консервативному пути. Главные герои — все как один белые мужчины среднего возраста. В фильмах Marvel Studios сейчас есть одна женщина-супергероиня, Чёрная Вдова, — и о ней нет отдельного фильма. Темнокожий тоже один, Сокол, и он появляется только в одном фильме о Капитане Америке. Это можно объяснить бюджетами: комиксы стоят дёшево, и поэтому в них можно экспериментировать и рисковать, а кино стоит огромных денег — и студии боятся, что фильмы не продадутся. Есть популярная теория, что причиной тому — фильм «Электра» с Дженнифер Гарднер 2005 года, который провалился в прокате, потому что был попросту ужасным. После него в Голливуде боятся снимать кино про женщин-супергероинь, потому что считают, что он не продался именно из-за женщины, а не из-за того, что был плохим (и закрывают глаза на то, что в начале 2000-х супергеройские фильмы были вообще не очень хорошими, и многие не очень хорошо продавались). Сейчас Marvel Studio объявили планы на несколько лет вперёд: нас ждут фильмы о Капитане Марвел и Чёрной пантере, но они появятся не скоро.

 

Почему за комиксами последуют
все остальные

Как расизм и гомофобия исчезают из комиксов. Изображение № 5.

 

Многие читатели говорят, что супергеройские комиксы — это форма эскапизма, поэтому все супергерои должны быть безупречными, а разнообразия хватает и в реальности. На самом деле эскапизм никто не отнимет. Всегда будут комиксы о том, как безупречные белые Мстители дерутся с безупречными белыми Людьми Икс; просто общество двигается вперёд — и хочет альтернатив. Мир сложен. Поэтому эти перемены для индустрии комиксов естественны.

Волна разнообразия в комиксах — важный урок для других индустрий. Разнообразие — это в первую очередь здорово с точки зрения творчества. Даже если оставить за скобками все социальные и политические коннотации, необычные персонажи делают истории о супергероях гораздо интереснее. Достаточно поменять один элемент — и история становится интереснее. Возьмите классическую героиню и сделайте её школьницей-мусульманкой — и неожиданно откроются новые грани для сюжета. Возьмите члена большой команды Мстителей, Соколиного глаза и покажите его странную и немного нелепую жизнь — и это будет намного интереснее жизни безупречного супергероя. Поменяйте пол скандинавского героя с волшебным молотом — и вам откроются бездны. Самые интересные серии Marvel сейчас именно эти. Большие компании всегда неповоротливы, и это лучший способ освежить свои произведения: просто посмотреть вокруг. В ближайшее время эта идея заразит и остальные поп-культурные индустрии, и это уже не остановить.

Рассказать друзьям
6 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются