Views Comments Previous Next Search
Почему в будущем каждый фильм — это «Мстители» — Мнение на Look At Me

МнениеПочему в будущем каждый фильм — это «Мстители»

Как Marvel создали самую большую вымышленную вселенную

На прошлой неделе в прокат вышел фильм «Мстители: Эра Альтрона», 11-й фильм в большой киновселенной Marvel. Look At Me рассказывает о том, как эта вселенная стала одним из самых успешных предприятий в истории кино — и к чему она приведёт киноиндустрию.

 

 

Этот текст за 10 секунд

 Киновселенная Marvel, супергеройские фильмы, которые объединены сквозным сюжетом и одним вымышленным миром, — самая успешная франшиза в кино за долгое время.

 Фильмы Marvel Studios играют на постоянном обращении к зрителю, отсылкам к самим себе и том факте, что люди любят всё знакомое и привычное и рады раз за разом погружаться в один и тот же мир.

 Во главе Marvel Studios стоит продюсер Кевин Файги, контролирующий вселенную, общий сквозной сюжет и даже некоторые детали в отдельных фильмах. Без жёсткого контроля такая вселенная невозможна.

 С точки зрения бизнеса модель киновселенной Marvel безупречна, потому что она гарантированно приносит деньги. Тем не менее она вредит киноиндустрии; например, у авторов всё меньше шансов получить деньги на отдельные фильмы, не имеющие отношения к большим франшизам.

 

От «Эры Альтрона» зависит многое. Это 11-й фильм в огромной франшизе и предпоследний
в так называемой «второй фазе» фильмов Marvel Studios.

 

Он тянет за собой полдюжины фильмов, которые придут за ним: от успеха вторых «Мстителей» зависит, пойдут ли люди на «Человека-муравья», третьего «Капитана Америку», «Доктора Стрэнджа» и на другие будущие фильмы Marvel Studios, которые распланированы вплоть до 2019 года. Он стоит очень много денег и не может провалиться. Он не может провалиться.

В «Эре Альтрона» команда Мстителей, шесть супергероев Marvel, противостоит взбунтовавшемуся искусственному интеллекту Альтрону, которого Тони Старк создал в надежде защитить мир. Фильм снял Джосс Уидон, кумир гиков и режиссёр, уже принёсший Marvel Studios полтора миллиарда долларов первыми «Мстителями».

Если и есть одно слово, лучше всего описывающее фильм и всё, что происходит вокруг него, — это истощение. Джосс Уидон много рассказывает в интервью о том, как устал во время съёмок (это его последний фильм для Marvel). Актёры главных ролей кажутся изнеможёнными, как на экране, так и в пресс-туре; каждый из них подписал контракт с Marvel минимум на шесть фильмов — эти контракты подходят к концу, и можно быть уверенным, что ни один не будет продлён. Фильм — сам по себе истощение всех ресурсов: он вызвал смешанные отзывы, потому что невозможно раз за разом снимать супергеройские фильмы в одной вселенной с новыми и свежими идеями. Можно сказать, что киновселенная Marvel истощает себя (хотя очевидно, что она проживёт ещё долго — и наверняка внутри неё будут хорошие фильмы), сама модель огромной объединённой вселенной в кино истощает себя. Но именно сейчас эта модель становится популярной в индустрии кино — и все хотят её использовать.

Почему в будущем каждый фильм — это «Мстители». Изображение № 2.

 

 

Концепция объединённой вселенной очень проста: несколько произведений с разными героями объединены так, будто действие происходит в одном вымышленном мире.

На сколько фильмов выполнили свои контракты актёры «Мстителей»

  

Роберт Дауни-младший: 5 из 6

Крис Хемсворт: 4 из 6

Крис Эванс: 4 из 6

Марк Раффало: 2 из 6

События разных фильмов (или книг, или комиксов) влияют друг на друга, герои пересекаются и объединяются, создаётся ощущение одной длинной истории. Marvel сделали такую вселенную в комиксах ещё в 60-х годах: они не были первыми, но именно благодаря тому, что Человек-паук общался с Фантастической четвёркой, а Тор объединялся с Железным человеком, издательство стало таким успешным.

Через 40 лет они повторили этот трюк в кино. В 90-е Marvel не уделяли много внимания кино, продав права на экранизации студиям 20th Century Fox и Sony. Первые, ни на что особо не надеясь, доверили Брайану Сингеру снять фильм «Люди Икс». Внезапно он стал успешным и собрал $300 млн, в четыре раза больше своего бюджета. После этого в 2000-х пошла волна супергеройских фильмов — их начали снимать все. «Сорвиголова», «Фантастическая четвёрка», «Призрачный гонщик» — это были не очень хорошие фильмы, но они почти неизменно приносили деньги киностудиям. В конце концов к кино напрямую обратилась и Marvel: там перепридумали свою студию Marvel Studios, поставили во главе продюсера Кевина Файги и начали не спеша, с «Железного человека», строить свою объединённую вселенную — и вносить порядок в хаос супергеройского кино. Одиннадцать фильмов, три сериала, и семь лет спустя получилась франшиза на миллиарды долларов.

→ Третий выпуск подкаста Look At Me; с 36-й минуты идёт разговор о киновселенной Marvel

 

Ничего подобного киновселенной Marvel по масштабам и охвату ещё не существовало, но объединённая вселенная — стандарт в поп-культуре. Скажем, в фэнтези и научной фантастике: начиная с «Властелина колец» каждый успешный роман обречён превратиться в огромную серию — чтобы продаваться, авторам приходится работать внутри уже созданного мира. Об этом, например, говорил писатель Анджей Сапковский. Читателю, зрителю хочется повторения, хочется всего узнаваемого — мы с опаской относимся к новым идеям и новым мирам, зато рады раз за разом погружаться в старые. Это держится на привычных ловушках сознания: мы склонны к комфорту, к повторению, к привычке, и, впустив однажды фантастический мир в сердце, не хотим его отпускать.

Более того, мы стремимся объединять и объяснять уже существующие миры: можно вспомнить, например, как фанаты видеоигр The Legend of Zelda пытаются объединить события разных частей серии в одну вселенную (они, кстати, были очень рады, когда компания Nintendo официально подтвердила, что всё правда происходит в одном мире — и даже предоставила официальную историю), или даже пытаются разобраться с тем, как устроена вселенная Марио.

Почему в будущем каждый фильм — это «Мстители». Изображение № 3.

 

Тем не менее все эти объединённые комиксы, книги и сериалы были скорее нишевыми сериями, популярными среди небольшого количества гиков; даже комиксы Marvel можно назвать «небольшими», по сравнению с кино. Именно Marvel Studios догадалась коммерциализировать эту тягу к знакомому, обратить её в франшизу таких масштабов и распространить на весь мир. Премьера «Эры Альтрона» ещё не состоялась в США, но в 44 странах мира фильм уже собрал $200 млн за первые выходные.

Работой Marvel Studios управляет продюсер Кевин Файги — он следит за общим сюжетом всех фильмов, нанимает режиссёров, планирует будущие фильмы и даже принимает мелкие решения, связанные со многими фильмами Marvel Studios, — например, как должен выглядеть тот или иной персонаж. Файги работал над супергеройскими фильмами с начала 2000-х, но именно с Marvel он превратился в настоящую легенду Голливуда: человек, который почти единолично спас супергероев Marvel в кино. Масштабную вселенную с десятками сюжетных линий и десятками героев невозможно сохранять без точного плана и жёсткого контроля: это видно, например, на примере супергеройских комиксов DC, в которых так часто наступает путаница, что вселенная просто «перезагружается». Что уж говорить о кино, где больше денег, больше рисков и меньше пространства для ошибки: вселенная должна работать идеально.

 

Отлаженная машина Marvel Studios нередко конфликтует с талантливыми авторами.

 

Некоторые критики видят в «Эре Альтрона» противостояние Джосса Уидона и большой корпорации: режиссёр ограничен рамками, которые навязывает большая франшиза; скажем, Уидону пришлось оставить несколько «крючков» для будущих фильмов Marvel Studios, ввести персонажей, места и линии, которые ещё вернутся, — и это навредило цельности фильма. Есть и более яркий пример — фильм «Человек-муравей», который должен был снять Эдгар Райт, сделавший «Зомби по имени Шон» и «Скотта Пилигрима». Райт придумал сценарий для фильма о Человеке-муравье, одном из самых необычных супергероев Marvel, ещё в середине 2000-х, когда не было никакой киновселенной. В 2012 году Marvel Studios наняли его снимать фильм, но два года спустя, после того, как сценарий Райта несколько раз переписали, он уволился перед самым началом съёмок. Джосс Уидон, к слову, сказал, что сценарий Райта — это «лучшее, что было у Marvel».

Но авторы для киноиндустрии — не главное. Главное — это деньги. Франшиза Marvel доказывает одно: объединённые вселенные безупречно работают на прибыль. Они безопасны для бизнеса и безопасны для зрителя. Эффект узнавания срабатывает идеально: первые фильмы Marvel Studios были рассчитаны на фанатов комиксов, а новые фильмы рассчитаны на фанатов предыдущих фильмов. Фильмы Marvel Studios полны отсылками к самим себе, подмигиваниями зрителям и игре на чувстве ностальгии: чем больше фильмов Marvel ты смотрел, тем больше тебе понравится каждый последующий. Если ты смотрел «Железного человека», тебе особенно интересно будет следить за героем в «Мстителях», а если смотрел «Капитана Америку», то обрадуешься, когда персонаж появится в «Торе». Всеми силами — и это большая заслуга Кевина Файги — создаётся ощущение, что эти фильмы сняты специально для тебя, фаната этих фильмов. Это как один бесконечный сиквел со знакомыми героями. Людям нравится чувствовать себя «в теме», «своими». Это идеальная бизнес-модель — не нужно искать новые идеи.

Почему в будущем каждый фильм — это «Мстители». Изображение № 5.

Вслед за Marvel Studios эту модель хотят использовать все. Свою киновселенную строят Warner Bros., начиная с Бэтмена и Супермена. Возвращаясь, «Звёздные войны» будут действовать по схожему принципу: кроме номерных фильмов у них будут спин-оффы, действие которых происходит в той же вселенной (и начнётся всё опять с фанатов первых фильмов — а закончится новыми). Есть и совсем курьёзные примеры: свои киновселенные уже объявили авторы «Трансформеров» и Universal, возвращающие классических монстров: Дракулу, Мумию, Человека-волка и других.

Мы вполне можем оказаться в мире, где существуют только огромные франшизы, а кино может продаваться, только если давит на узнаваемость и знакомые ощущения. Самостоятельным поп-фильмам будет гораздо сложнее получить деньги. Отдельную историю будет сложнее снять, и будет сложно убедить продюсеров, что они смогут продать твой фильм, если он уже не часть какой-то большой вселенной.

Marvel Studios ввела чит-код, нашла идеальную схему, чтобы продавать блокбастеры — и эта схема ещё нескоро даст сбой. Перед выходом фильма Джосс Уидон дал много интервью — в них чувствуется усталость, и между строк можно прочитать, что он недоволен своим фильмом. Но, кроме этого, режиссёр сказал, что был бы не против снять какую-нибудь часть «Звёздных войн». Единственный выбор, который остаётся у поп-режиссёров в XXI веке: из одной франшизы — в другую.

5 крупнейших кинофраншиз

   

Киновселенная Marvel

«Гарри Поттер»

«Звёздные войны»

«Джеймс Бонд»

«Властелин колец»

Рассказать друзьям
20 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются