МнениеФото: зачем нужны закрытые студенческие выставки
Протей Темен о том, чему можно научиться, устраивая выставки
Текст
Рита Попова
Студенты второго курса Школы дизайна ВШЭ каждые две недели проводили закрытые выставки, поочерёдно выступая то в роли кураторов, то в роли художников. Преподаватель группы «Дно» Протей Темен рассказал Look At Me, чему они научились и почему это важно, а также показал фотографии.
Читайте также:
Как факультет дизайна ВШЭ готовит студентов к реальному миру
Протей Темен
преподаватель факультета дизайна ВШЭ
«Мне всегда казалось, что искусство — это ультимативный инструмент изучения внешнего и внутреннего мира. Как художник я не раз осознавал бесценность опытов, полученных в рамках участия в групповых выставках. Соответственно, когда представилась возможность (на втором курсе более свободная программа обучения), я предложил ребятам попробовать себя в роли кураторов и художников. Для этого мы придумали серию «Кола и орешки» и в сентябре выбрали кураторов на год вперёд. Куратор назначал тему, а остальные выступали в этот момент художниками, готовящими свои работы.
Сначала это не было обязательной частью обучения, было интересно попробовать. Все навыки и форматы соответствовали реальным условиям, включая фуршет на открытии (откуда и взялись те самые кола и орешки). Цель — увидеть, как работает механизм, а по пути немного разобраться со своей системой ощущений и образом мышления.
Сложность всегда есть только одна — зачем и что надо сделать
Проект шёл вне системы оценок, на чистом интересе к предмету в сверхурочное время. Поэтому то, что все 14 выставок прошли в полном объёме в назначенные даты — удивительный результат. Сложность всегда есть только одна — зачем и что надо сделать. В процессе работы я настаиваю на том, что мой ученик должен сам разобраться с этими вопросами. А в итоге я (ну и остальные) должны увлечься и заинтересоваться тем, что получается. Без опыта и управления рефлексией сложно приступить к такому процессу, но после первых результатов всё встаёт на свои места.
Я склонен считать, что скорость реакции и возможность создать что-либо неразрывно связаны с навыком общения, умением формулировать мысли, тем более на пустом месте: без «задания», «необходимости» и «обязательств». Ребята узнали, как устроены изнутри такие редко обсуждаемые в профессиональной среде проявления человека, как свершение, ревность, скепсис, находчивость, помощь, тщеславие, застенчивость, страх, покорность судьбе и внимание со стороны.
Выживать и реагировать на изменение окружающей среды — это инстинктивный навык
Мне повезло с друзьями в школе. На открытиях выставок был прекрасный состав приглашённых гостей: кураторы, искусствоведы, художники, полный список — два десятка профессионалов культурного круга Москвы. Обсуждения как самих работ, так и формулировок приводили к интенсивным дискуссиям или спонтанным лекциям. Я редко видел такую плотность общения по делу на «настоящих» московских выставках.
Никто из нас не вёл статистики посещаемости. Но, конечно, людей в итоге стало приходить намного больше, и многие из них оставались на внезапную вечеринку, случившуюся потом. Постепенно формируется некоторый круг постоянных гостей, начали приходить (невзирая на сложность пропускной системы) друзья друзей, и я очень счастлив это наблюдать.
Всё получилось случайно — было желание изучить, экспериментировать и обсуждать получающееся. Это невероятный опыт изучения свободы и ответственности. Думаю, для того чтобы получился такой проект, невозможно установить жёсткие рамки или правила. Выживать и реагировать на изменение окружающей среды — это инстинктивный навык. Его просто нужно рассмотреть и принять».
Екатерина Лебедева, «Город, который я обо...»
Максим Ерофеев, «Без труда»
Азат Исламов
Екатерина Молчанова, «Руками не трогать»
Аделина Адигамова, «Ощущение»
Елена Григорьева, «A+B=C»
Владислава Чернова, «Манифест белой стены»
Мария Ларина, «Социальная выкройка»
Кристина Сергеева, «Фобии»
Мария Харитонова, «Прошлое, настоящее, будущее»
Елизавета Таранина, «Пренебречь, вальсируем!»
Комментарии
Подписаться