МнениеКак всеобщая истерия испортила фильм о маленьком человеке
Почему «Человек-муравей» Эдгара Райта оказался недостаточно большим для Marvel
Cегодня в прокат вышел «Человек-муравей», новый фильм Marvel Studios. Фильм столкнулся с трудностями уже на стадии производства: режиссёр Эдгар Райт, придумавший его 15 лет назад, ушёл за несколько недель до начала съёмок. Look At Me рассказывает, почему современная громкая культура не может ужиться со скромным авторским кино.
Текст
Гриша Пророков
Человек-муравей долго и трудно шёл к кино
ЧЕЛОВЕК-МУРАВЕЙ — ПОЖАЛУЙ, САМЫЙ СТРАННЫЙ И НЕЛЕПЫЙ ПЕРСОНАЖ MARVEL
из придуманных Стэном Ли в 60-х. В большой киновселенной Marvel он смотрится странно. В комиксах Человек-муравей — это учёный Хэнк Пим, который открыл частицы, способные уменьшать размер объектов и людей. Он сделал себе костюм, чтобы становиться очень маленьким. Это классическая история из 60-х: одновременно психоделическое и наивное восхищение наукой и её возможностями. Позже Человеком-муравьём стал юноша по имени Скотт Лэнг, который украл у Пима его костюм. Сегодня выходит фильм «Человек-муравей», в котором есть они оба. Их дорога в кино была долгой.
В конце 90-х, чтобы избежать банкротства, Marvel начали продавать права на экранизации своих комиксов (мы уже немного говорили об этом). Часть прав досталась маленькой студии Artisan Entertainment, которая заработала популярность фильмом «Ведьма из Блэр». Их успех был недолгим: в 2000 году их поглотила Marvel Studios, и компании быстро вернулись права на Лешего, Чёрную вдову, Люка Кейджа и Человека-муравья.
Примерно в то же время молодой режиссёр Эдгар Райт со своим коллегой Джо Корнишем придумал фильм о Человеке-муравье. Уже позже, в середине 2000-х, после того как Райт снял «Зомби по имени Шон» и «Скотта Пилигрима», Райт стал культовым режиссёром. Тогда он только начинал. Райт хотел сделать фильм о Пиме и Лэнге: о том, как второй украл костюм у первого, об их отношениях — больше фильм-ограбление, чем супергеройское кино.
ЭТОТ ТЕКСТ ЗА 10 СЕКУНД:
ГЕРОЙ НОВОГО ФИЛЬМА Marvel Studios «Человек-муравей» — самый странный и нелепый персонаж комиксов Marvel 60-х. В масштабной и эпичной киновселенной он смотрится странно.
РЕЖИССЁР ЭДГАР РАЙТ работал над фильмом о Человеке-муравье почти 15 лет и хотел сделать камерное кино, не связанное жёстко с другими фильмами Marvel Studios.
В ПОСЛЕДНИЙ МОМЕНТ перед началом съёмок Райт отказался от роли режиссёра, его сценарий переписали, и фильм снял другой человек.
ИСТОРИЯ «ЧЕЛОВЕКА-МУРАВЬЯ» иллюстрирует, как трудно Marvel Studios сработаться с оригинальными авторами и как громкие, масштабные истории в современной поп-культуре побеждают всё остальное.
Несколько лет Райт и Корниш предлагали свой фильм всем: сначала Artisan Entertainment, потом Кевину Файги, будущему президенту Marvel Studios. В конце концов Файги согласился — и предложил Райту сделать для Marvel именно такой фильм, как он хочет. Это было в середине 2000-х. Но Райту помешало масштабное событие: пришла эпоха объединённой вселенной Marvel.
«Marvel Enterprises Inc. поменяет своё название на Marvel Entertainment Inc., чтобы отразить начало работы в кино, которая последует за закрытием сделки по займу $525 млн у компаний Merrill Lynch, Pierce, Fenner & Smith Inc., — писала Los Angeles Times 6 сентября 2005 года. — Marvel говорит, что использует эти деньги для создания 10 фильмов с бюджетом в $165 млн каждый, включая фильм о Капитане Америка».
Мы знаем, что произошло после этого. Кевин Файги начал строить огромную франшизу супергеройских фильмов. Начинать надо было с более популярных героев: Железного человека, Тора, Халка, Капитана Америка — и привести их к тому, чтобы они стали Мстителями. Странному Человеку-муравью не было места в этой цепочке. Фильм Райта встал на паузу.
Но Райт не переставал работать над фильмом и говорить о нём. Они с Корнишем несколько раз переписывали сценарий, чтобы угодить Marvel. Вот, например, его интервью о «Человеке-муравье» сайту SuperHeroHype, которое режиссёр дал на Comic-Con в 2006-м. Или вот Райт рассказывает журналу Empire в 2008-м о своём видении фильма: «Он будет менее комедийным, чем другие мои фильмы. Там будет больше экшена и научной фантастики, но комедийный элемент тоже останется». Так продолжалось несколько лет: Райт работал над сценарием и регулярно вспоминал о «Человеке-муравье». Наконец, в июле 2012-го Marvel Studios объявила, что «Человек-муравей» выйдет и его будет снимать Райт.
История работы
над «Человеком-муравьём»
2001
Райт и Корниш встречаются с Artisan Entertainment
и предлагают им свой фильм о Человеке-муравье.
2004
Райт встречается с Кевином Файги на Comic-Con;
Файги предлагает ему снять фильм для Marvel.
2008
Райт и Корниш работают над вторым
вариантом сценария «Человека-муравья».
2011
Райт и Корниш отправляют Marvel
третий вариант сценария.
2012
Marvel объявляют, что «Человек-муравей»
выйдет: его снимает Эдгар Райт.
2013
Файги говорит в интервью Entertainment Weekly, что «Человека-муравья»
нужно переписать, чтобы включить в киновселенную Marvel.
2014
За несколько недель до начала съёмок Файги сообщает Райту, что его
сценарий будет переписан. Райт получает новый сценарий и отказывается от роли режиссёра.
2015
«Человек-муравей» выходит в прокат. Режиссёр
и сценарист — Пейтон Рид и Адам Маккей.
Видение Райта оказалось слишком скромным
для Marvel Studios
Всё это время было понятно, что у Райта есть разногласия с Кевином Файги и его огромной машиной по производству фильмов. Райт нажимал на то, что «Человек-муравей» будет более личным, отдельным фильмом, почти никак не связанным с киновселенной Marvel. Файги говорил об обратном — что все фильмы Marvel Studios связаны и это важнее всего.
После ещё нескольких перестановок и пауз съёмки фильма назначили на весну 2014-го. И тут случилось то, чего никто не ожидал: после нескольких вариантов сценария Райта и Корниша Marvel Studios решила сделать свой — без их участия. За несколько недель до начала съёмок Кевин Файги позвонил Райту и сказал, что тот получит новый сценарий. Режиссёр, конечно, расстроился. 22 мая Райт получил новый сценарий, прочитал его — а 23 мая ушёл с позиции режиссёра фильма. Почти 15 лет он вынашивал в себе фильм о Человеке-муравье, и наконец большая студия лишила его возможности его снять. Это обидно. Джосс Уидон недавно сказал, что сценарий Райта — это «самое живое, что было у Marvel Studios».
Что случилось? Скорее всего, лет через 20 о всей колоссальной работе Marvel Studios выйдет правдивая книга, и мы узнаем, как всё было. Файги и Райт ссылаются на «творческие разногласия». Так или иначе, дата выхода фильма всё ещё стояла на 17 июля 2015-го, так что Marvel Studios пришлось быстро искать замену. В итоге «Человека-муравья» в спешке снял режиссёр Пейтон Рид по сценарию Адама Маккея. Неудивительно, что получившийся фильм похож на киборга: холодная мёртвая машина, через механические детали которой проглядывает живой фильм Эдгара Райта. В «Человеке-муравье» явно остались отрывки того кино — и это самые живые моменты. И в них нет ничего громкого.
Это ведь фильм о герое, который может становиться маленьким. Райт использовал это и явно хотел сделать маленький фильм. Местами итоговый «Человек-муравей» действительно смотрится как камерный фильм, совсем не похожий на продукцию Marvel Studios. Например (внимание: спойлер), фильмы Marvel обязательно кончаются сражением суперзлодея и главного героя. Райт оставил это клише, но эта драка происходит в спальне маленькой девочки (поскольку и злодей, и герой могут быть крошечными).
Рид и Маккей рассказывают, что они сделали со сценарием Райта, и совершенно ясно, что он был недостаточно громким. Идеи, которые туда вставили после Райта, — самые «марвеловские». Например, в «Человеке-муравье» есть абсолютно бессмысленная сцена сражения Человека-муравья с членом команды Мстителей; ведь нужно как-то объединить фильм с остальной киновселенной Marvel. Или, например, для фильма придумали дурацкий сюжетный приём: «квантовый мир», куда Человек-муравей попадает, когда становится меньше атома. И это выглядит не как наивная поп-наука из 60-х, а как ерунда, призванная сделать фильм «масштабным». Выглядит действительно захватывающе.
5 персонажей комиксов Marvel, не обладающих суперспособностями:
Человек-муравей (Скотт Лэнг)
Чёрная вдова (Наташа Романова)
Железный человек (Тони Старк)
Соколиный глаз (Клинт Бартон)
Каратель (Фрэнк Кастл)
В современной поп-культуре всё должно быть громким и ярким
В СУПЕРГЕРОЙСКИХ КОМИКСАХ ДАВНО ПОНЯЛИ, что на одних только повышенных тонах невозможно рассказывать интересные истории. Там есть вещь, которой нет в супергеройских фильмах: авторский подход. Разные авторы интерпретируют одних и тех же героев по-разному. Они рассказывают разные истории, используя одних и тех же персонажей. У того же Человека-муравья, например, были и мрачные периоды (в комиксах именно Хэнк Пим создал робота-убийцу Альтрона), и юмористические периоды, а сейчас, например, идёт очень трогательный: комиксы в первую очередь посвящены отношениям Лэнга и его дочери.
Благодаря этому супергеройские комиксы — это не просто истории про героев в трико, не бесконечные сражения, взрывы и накал страстей. Это разные истории (хотя лучше всего продаются, как можно догадаться, самые громкие). «Человек-муравей» Эдгара Райта как минимум отличался бы от всего остального, что сейчас выходит в кино. «Стражи Галактики», например, отчасти и оказался таким живым и удачным, потому что это был в первую очередь фильм Джеймса Ганна, которому удалось снять всё так, как он хочет, и одновременно угодить Marvel Studios.
Мы живём в культуре непрерывного ажиотажа. Потребитель всегда должен быть чем-нибудь воодушевлён — грядущим фильмом, сериалом или игрой. На это рассчитывают маркетологи или продюсеры. Например, на прошлой неделе прошёл фестиваль Comic-Con. Пять лет назад в мире о нём не слышал почти никто за пределами сообщества гиков. Теперь это, возможно, главное поп-культурное событие года, за которым следят все. Каждая новость с Comic-Con моментально распространяется по интернету и бесконечно дублируется и обсуждается: тизеры, трейлеры, анонсы. «Бэтмен против Супермена». Новая серия «Шерлока». Девятый сезон «Доктора Кто». Всё вызывает бурный восторг. Всего ждут с нетерпением.
5 комиксов о Человеке-муравье для начинающих:
Ant-Man Ника Спенсера (2015), серия о Скотте Лэнге и его отношениях с дочерью
«Украсть Человека-муравья!», серия Ant-Man, выпуски 47 и 48 (1979) — первое появление Скотта Лэнга в качестве Человека-муравья
серия Avengers, выпуски 212, 213, 224, 228 и 229 (1981) — трагичная история о Хэнке Пиме и Мстителях
серия Avengers Academy (2010) — Хэнк Пим примеряет на себя роль учителя и обучает молодых героев
Iron Man, выпуск 133 (1980) — Скотт Лэнг выполняет задание для Тони Старка. В этом комиксе отлично показан потенциал способностей Человека-муравья
Внутри произведений всё тоже ошеломительно и масштабно. Взрывы, накал страстей, огромные ставки (персонажи гик-культуры чаще всего спасают мир от тотального уничтожения — и не меньше). Даже не слишком масштабные произведения всё равно стремятся вызвать предельно яркие эмоции. Вокруг них тоже разговоры только о том, что этот фильм, игра или комикс настолько хорош, что изменит вашу жизнь. О поп-культуре перестали говорить в каких-либо тонах, кроме повышенных. Два месяца спустя у «Безумного Макса» всё ещё оценка 98% на сайте Rotten Tomatoes, потому что как фильм может быть просто хорошим? Он либо безупречный, либо ужасный, другого варианта нет.
В то время как у фильмов Marvel Studios, видеоигр Blizzard и комиксов DC, конечно же, есть определённая ценность и люди, участвующие в их создании, вкладывают душу, эта громкость в первую очередь служит маркетинговым целям. Как лучше всего продать свой продукт? Сделать его ярче, громче и убедить всех, что он лучший. Marvel Studios — мастера этого маркетинга. Их фильмы всегда на эмоциональном пределе, зритель должен испытывать постоянное волнение. Эмоциональнее всего — фанаты, уже знакомые со вселенной и персонажами, поэтому Marvel Studios делают так, что их вселенную знают все.
Но фильм о маленьком герое оказался недостаточно громким.
Комментарии
Подписаться