ДеталиКак читать супергеройские комиксы: Руководство для начинающих
В чём разница между DC и Marvel, а также по каким комиксам сняли ваши любимые фильмы
Текст
Гриша Пророков
Комиксы становятся всё популярнее в России и во всём мире. По ним снимают фильмы, их читают люди, которых раньше сложно было заинтересовать рисованными историями, и никого уже не удивляет, когда книги комиксов ставят в один ряд с большой литературой. В то время как в комиксах, как и в любом искусстве, есть множество разных жанров, самыми многочисленными и важными всё ещё остаются комиксы про супергероев. Новичков они пугают своими масштабами и разнообразием — многие не знают, как подступиться к историям про Супермена или Человека-паука. Look At Me составил простой и наглядный гид по супергеройским комиксам (а точнее, по комиксам двух главных супергеройских издательств — DC и Marvel).
С чего начинать читать?
Мир супергеройских комиксов огромен: за почти восемьдесят лет, что они существуют, он наполнился тысячами персонажей, серий и сюжетов. Это пугает — кажется, чтобы начать их читать, нужно предварительно во всём разобраться и знать все имена и события. Это, конечно, не так: развлечение, над которым нужно ломать голову, как над квантовой физикой, не стало бы таким популярным. На самом деле подступиться к комиксам о супергероях очень просто: достаточно выбрать какую-нибудь одну историю, лучше всего ограниченную одной книгой, и прочитать её, не думая о том, что вы упускаете что-то важное или не знаете чего-то необходимого про героя и мир. Хорошая супергеройская история ценна как вещь в себе, отдельно от остальных комиксов.
«Чудеса»
Курт Бьюсик, Алекс Росс
История вселенной Marvel с 1939-го по 1974 год, увиденная глазами простого жителя Нью-Йорка фотографа Фила Шелдона. Хоть серия и была написана для поклонников комиксов, «Чудеса» одновременно является отличной точкой входа во вселенную Marvel: комикс даёт возможность оценить её масштабы и уловить суть.
«Алтимейт Люди Икс»
Марк Миллар, Адам Куберт
Люди Икс в параллельной основному миру Marvel алтимейт-вселенной, придуманной в начале 2000-х; Марк Миллар рассказывает историю известной команды заново, так, чтобы было понятно новым читателям. В какой-то момент серия довольно сильно испортилась, но первые 12 выпусков безупречны.
«Несокрушимый Железный человек»
Мэтт Фрэкшен, Сальвадор Ларокка
Комикс, превративший Железного человека в глубокого и интересного персонажа; здесь Тони Старк показан на пике успеха, но как раз в завязке комикса в его жизни всё начинает идти не так. Тут упоминается много непонятных подробностей из мира Marvel, но в то же время всё необходимое для понимания сюжета рассказано в самом комиксе.
«Супермен: Все звёзды»
Грант Морриссон, Фрэнк Куайтли
Самый известный американский супергерой в переосмыслении сценариста Гранта Морриссона; цельная и красивая история, существующая отдельно от всего остального мира комиксов DC. Чтобы узнать о Супермене всё необходимое, достаточно прочитать один этот комикс.
«Зелёная стрела»
Кевин Смит, Фил Хестер
Удачная попытка перезапуска в начале 2000-х неудачного героя DC: режиссёр Кевин Смит взялся за сценарий про Зеленую стрелу и превратил комикс про малоизвестного героя в интересную историю с блестящими и остроумными диалогами.
«DC: Новые горизонты»
Дарвин Кук
Сборник отдельных историй, в итоге складывающихся в серию с цельным сюжетом; комикс нарисован в стиле рекламных плакатов 60-х и в нём участвуют все основные супергерои вселенной DC Comics. Начало «Новых горизонтов» может показаться запутанным, но стоит читать дальше: оно оказывается важным зачином для истории, которая разворачивается на несколько десятилетий.
«Удивительный Человек-паук»
Майкл Стражински, Джон Ромита-младший
История о повзрослевшем Человеке-пауке, который нанимается работать учителем в школу и сталкивается с новыми серьёзными противниками. Сценарист Майкл Стражински переосмысливает прошлое Питера Паркера, но делает это достаточно ненавязчиво.
«Долгий Хэллоуин»
Джефф Лоеб, Тим Сейл
Классический комикс про Бэтмена, из которого про героя можно понять примерно всё, что нужно: тут появляются и все его главные противники-суперзлодеи, и основные сюжетные мотивы (например, борьба Бэтмена с мафией), и есть простая, но захватывающая детективная история. У «Хэллоуина» есть и продолжение — комикс «Тёмная победа».
Чем отличаются разные
форматы комиксов?
Самый распространённый формат комиксов — синглы, отдельные номера серий, размером обычно около 22 страниц. Сингл — это примерно как один эпизод сериала; в рамках одной серии они выходят примерно раз в месяц, по средам (важный день для поклонников комиксов). Чтение синглов — самый удобный способ следить за самыми новыми сериями; синглы выходят задолго до того, как комикс собирается в отдельную книгу (тем более иногда этого вообще не происходит). Правда, иногда выхода отдельных номеров приходится очень долго ждать, и в длинных сериях можно легко забыть, что же происходило раньше. Серии комиксов тоже делятся на разные типы: есть онгоинги — ежемесячные серии, которые могут продолжаться бесконечно, а есть мини-серии — те, про которые авторы точно знают, сколько выпусков они займут (обычно 4, 6 или 12).
TPB — это trade paper back, книга в мягкой обложке. Обычно в них собирают отдельные номера серий комиксов, в среднем по 6 штук. Примерно столько в комиксах традиционно занимает то, что называется «сюжетной аркой», отдельная и законченная история в рамках серии. Длинные супергеройские серии в итоге могут умещаться в десятки TPB.
Кроме TPB комиксы выходят в виде обычных книг в твёрдой обложке. Иногда это просто более солидная версия TPB (то есть в книге тоже собраны синглы), иногда то, что называется «графическим романом», — цельная история, которая не выходила в виде отдельных номеров. С супергеройскими комиксами, впрочем, так редко бывает: даже многие признанные романы в комиксах вроде «Хранителей» первоначально выходили в виде синглов. Но графические романы про супергероев тоже бывают: скажем, комикс God Loves, Man Kills про Людей Икс.
Самый удобный способ читать комиксы в XXI веке — с экрана планшета или компьютера. В цифровом виде все вышеперечисленные форматы тоже представлены неизменёнными; главное преимущество цифровых комиксов — то, что авторы иногда дополняют их новыми возможностями. Скажем, комикс удобно «прыгает» между кадрами, или где-нибудь добавляется движение, как в гифах. Удобнее всего пользоваться магазином и приложением Comixology — это монополист на рынке цифровых комиксов. Если вам не хочется им пользоваться, у всех крупных издательств, включая Marvel и DC, тоже есть свои приложения для чтения комиксов.
Чем отличается DC от Marvel?
Действие всех комиксов Marvel происходит в одной, связанной вселенной. Это значит, что Железный человек может попасть в комиксы, например, к Человеку-пауку, а действия Капитана Америки в его собственной серии теоретически влияют на все остальные. Marvel чуть менее серьёзны, чем DC, и больше открыты экспериментам: молодые авторы часто сочиняют для них необычные серии (из последнего — She-Hulk, Hawkeye, The Superior Foes of Spider-Man и Young Avengers). В традиционных же больших мейнстримовых сериях Marvel любят устраивать глобальные события, затрагивающие все комиксы сразу: скажем, противостояние Мстителей и Людей Икс.
В комиксах DC всё тоже связано, но издательство относится к себе чуть серьёзнее, чем Marvel, поэтому все события, происходящие во вселенной, обычно не имеют заднего хода. Супергерои DC тоже чуть мрачнее (в конце концов, самый мрачный супергерой — Бэтмен — герой именно DC). Серьёзное отношение к вселенной DC вызывает проблемы: раз в несколько лет все сюжетные линии, события и их последствия так запутываются, что издательство перезагружает свою вселенную, отменяя всё произошедшее ранее. Последняя такая перезагрузка была в 2011-м, она называлась The New 52 — и пока что в комиксах DC всё снова достаточно просто.
По каким комиксам сняты
мои любимые фильмы?
Экранизация супергеройских комиксов — это совсем не так просто, как можно подумать. За редким исключением (например «Хранители») они снимаются не по конкретным книгам и даже не по конкретным выпускам серий, а скорее, вдохновляются сюжетами и идеями из комиксов. Тем не менее, если вам хочется начать чтение супергеройских комиксов с книги, максимально близкой к вашему любимому фильму, — это возможно.
«Железный человек — 3»
комикс: «Железный человек: Экстремис»
Третий фильм про Железного человека берёт из комиксовой сюжетной линии «Экстремис» настолько много, насколько это возможно: тут те же главные персонажи и та же продвинутая технология, которая может быть одновременно полезной и опасной.
«Люди Икс: Дни минувшего будущего»
комикс: «Люди Икс: Дни минувшего будущего»
Как можно догадаться из названия, новейший фильм про Людей Икс хотя бы отчасти основан на классическом комиксе из 80-х, а сценарист оригинальной истории Крис Клэрмонт даже выступал консультантом на съемках фильма.
«Первый мститель: Другая война»
комикс: «Капитан Америка: Зимний солдат»
В оригинале второй фильм про Капитана Америку называется точно так же, как и комикс-первоисточник: Captain America: The Winter Soldiers. Главное, что тут взято — сюжетная линия про друга Капитана Америки Баки.
«Росомаха»
комикс: «Росомаха»
Второй фильм про «Росомаху» основан на самом первом комиксе, посвящённом герою: минисерии от сценариста Криса Клэрмонта (того же, что написал «Дни минувшего будущего»). Сюжет и фильма, и комикса плотно связан с Японией.
«Новый Человек-паук —
2: Высокое напряжение»
комикс: «Ночь, когда умерла Гвен Стейси»
Просим прощения за спойлер в названии, но его никак не избежать: второй фильм про Человека-паука с Эндрю Гарфилдом в главной роли был основан на одном из ключевых комиксов Marvel 1970-х: двух выпусках «Невероятного Человека-Паука» (121 и 122, если быть точным), в которых произошла первая смерть большого персонажа в комиксах.
«Люди Икс: Последняя битва»
комикс: «Сага о Тёмном Фениксе»
В третьем (и худшем) фильме о Людях Икс довольно безмозгло пересказывается классический сюжет из комикса «Сага о Тёмном Фениксе», с которого началась эпоха мрачных и тёмных супергеройских комиксов в 80-е.
Где покупать комиксы?
Помимо того что комиксы очень просто покупать в цифровом виде (в приложении Comixology, а также в приложениях DC и Marvel), в Москве существует больше мест, где можно купить комиксы, чем можно подумать: уже целых четыре магазина комиксов — «Чук и Гик», Bizarrebook, «28-ой» и Rocket Comics (последний открылся буквально на прошлой неделе), а также обычные книжные магазины, в которых комиксы тоже продаются. Из обычных книжных с комиксами лучше всего работают «Москва» и «Библио-Глобус» (во второй даже иногда привозят комиксы на английском).
Что можно читать кроме классических комиксов?
Самое главное в чтении супергеройских комиксов — это в какой-то момент перестать следить за персонажами и начать следить за авторами. Потому что хорошие истории про Бэтмена могут долгое время не появляться, а вот от любимых сценаристов и художников всегда можно ждать чего-то хорошего. Вот, например, пять хороших современных сценаристов, за которыми можно следить.
Мэтт Фрэкшен
Hawkeye, The Invincible Iron Man, Fantastic Four
Сценарист, придумывающий самые необычные и безумные современные комиксы: именно он пишет Sex Criminals, именно он сделал для Marvel гениальный комикс про Соколиного глаза. Традиционные супергеройские комиксы, впрочем, даются Фрэкшену не хуже всяких странностей: именно он в середине 2000-х перепридумал Железного человека.
Скотт Снайдер
Batman, Superman Unchained, Iron Man Noir
Когда DC Comics перезагрузили свою вселенную в рамках проекта The New 52, они доверили писать комиксы про Бэтмена Скотту Снайдеру — и не прогадали. Кроме прочего, Снайдер придумал одного из самых необычных (а главное, новых) бэтменовских злодеев за последнее время — целое тайное общество под названием Суд Сов.
Брайан Майкл Бендис
New Avengers, Daredevil, Ultimate Spider-Man
Невероятно продуктивный сценарист, работающий с Marvel Comics и сделавший сразу несколько лучших серий Marvel в 2000-е: в том числе про Мстителей и Сорвиголову. Ещё Бендис часто придумывает для Marvel глобальные события (помните, выше мы рассказывали, что они любят их делать) — например, House of M, после которого многие мутанты во вселенной Marvel потеряли свои способности.
Дэн Слотт
The Amazing Spider-Man, Silver Surfer, Avengers: The Initiative
Дэн Слотт писал сценарии к комиксам про Человека-паука несколько лет и сделал с героем много всего интересного. Слотт пишет в более классическом, старом стиле, чем многие современные сценаристы: его комиксы громкие, драматичные, гипертрофированные, почти как в 60-е и 70-е.
Грант Морриссон
(The Multiversity, Batman, New X-Men)
Настоящий живой классик современных комиксов, шотландец Грант Морриссон сделал для супергеройских комиксов больше, чем кто-либо другой. Он перепридумал Супермена, убил Бэтмена, написал одну из самых лучших сюжетных линий о Людях Икс в начале 2000-х. Сейчас Морриссон меньше пишет про супергероев, но всё равно продолжает это делать: сейчас, например, выходит его серия The Multiversity, происходящая в нескольких параллельных вселенных с героями DC.
Полезные советы
Не начинайте чтение супергеройских комиксов с совсем уж старых историй. Кажется логичным начинать читать комиксы про Человека-паука с самого первого выпуска, вышедшего в 1963 году, но на самом деле все комиксы старше 80-х сейчас читаются с трудом. В них есть свой шарм, но оценить его можно, только почитав более современные комиксы.
Не пытайтесь понять устройство вселенных Marvel и DC, проследить за всеми сюжетными линиями, узнать биографии всех персонажей и понять все перипетии. Да, такие богатые вселенные — это очень интересно, но от попытки разобраться в них, у вас только разболится голова. Прочитаете достаточно комиксов — и какая-никакая картина сложится у вас сама собой.
Не забывайте про сообщество. В том, чтобы читать супергеройские комиксы в одиночку и ни с кем их не обсуждать, мало весёлого. В Москве, да и в России уже сложилось большое сообщество поклонников комиксов. Может быть, они не все очень дружелюбные, но многие будут рады с вами поговорить. Хотя бы попробуйте поговорить с людьми на Reddit.
Смерть в супергеройских комиксах обычно ничего не значит. Когда-то смерть героя могла иметь серьёзные последствия, и он исчезал из комиксов на несколько десятков лет, но теперь авторы обращаются с этим максимально легкомысленно. Если какой-нибудь большой персонаж погибает, то можете быть уверены — он вскоре вернётся. С другой стороны, это может быть использовано как мощный инструмент в рамках одного сюжета. Смерть героя, например, отлично обыгрывает Грант Морриссон в All-Star Superman.
Читайте комиксы в удобном для вас темпе. Главное преимущество комиксов перед кино: они не берут за руку читателя и не ведут его по истории с необходимой скоростью. Останавливайтесь на отдельных кадрах на несколько минут или, наоборот, листайте страницы со скоростью света.
Экспериментируйте. Не забывайте, что комиксы не ограничиваются историями о супергероях, а супергеройские комиксы не ограничиваются издательствами Marvel и DC. Один из лучших супергеройских комиксов последнего времени — Invincible (невероятная постмодернистская трактовка классических супергеройских мотивов), например, был издан в Image.
Комментарии
Подписаться