ДеталиКак гифки стали символом интернет-юмора
От компактного формата к смешным картинкам
Текст
Антон Мухатаев
В рубрике «Интернет-археология» Look At Me рассказывает о том, как в интернете появились стандарты. В сегодняшнем выпуске говорим, как у старого формата GIF открылось второе дыхание.
До того как GIF-изображения (Graphics Interchange Format) стали символом веб-юмора, они были самым компактным графическим форматом. Благодаря эффективному алгоритму сжатия LRZ, описанному в 1984 году американским программистом Терри Уэлчем в журнале Computer, GIF до середины 90-х оставался самым удобным способом передавать цветную цифровую графику и идеально подходил медленным dialup-соединениям тех времён. Первый GIF-файл в 1987 году представили сотрудники компании CompuServe, вдохновлённые статьёй Уэлча: на картинке, как утверждают её создатели, был изображён самолёт. Это и другие ранние GIF-изображения, к сожалению, не сохранились. Зато хорошо известны прообразы современных юмористических гифок из 90-х — это танцующие ребёнок и банан.
Когда в CompuServe создали GIF, его авторы даже не подозревали, что к тому времени патент на алгоритм сжатия уже принадлежал компании Unisys. Её сотрудники, кажется, такого стремительного распространения формата не ожидали. Спустя несколько лет Unisys всё-таки вышла на связь с CompuServe, и в итоге стороны договорились вместе продавать лицензию на формат тем, кто пользовался им в коммерческих целях. В 1994 году это вызвало негодование пользователей интернета: к тому времени GIF давно превратился в стандарт. Впрочем, на смену ему уже начал приходить JPEG, да и PNG появился во многом в ответ на требования Unisys и CompuServe.
Спустя почти 30 лет GIF по-прежнему справляется со многими задачами лучше видео
Следующие 10 лет компании безуспешно меняли правила, пытаясь получить хоть какую-то выгоду из своего изобретения, но к середине 2000-х годов действие патента истекло. Примерно тогда же случилось второе пришествие GIF — но уже как формата для юмористических анимаций. Сначала его использовали для этого нишевые сетевые сообщества, но с ростом скорости доступа в интернет, а особенно с появлением блог-платформы Tumblr гифки стали мейнстримом. Спустя почти 30 лет GIF по-прежнему справляется со многими задачами лучше видео — всё потому, что ленивые пользователи интернета не хотят лишний раз нажимать на кнопку воспроизведения. И хотя законодатели интернет-моды вроде Reddit продвигают на смену гифкам формат WebM, без поддержки Apple и Microsoft ему вряд ли светит тот же уровень популярности.
КАРЛОС РИБЕЙРО
программист
Комментарии
Подписаться