ДеталиЗачем дизайнеры делают вещи неудобными
Как нас делают внимательными и дисциплинированными
Текст
Сергей Бабкин
Если вам неудобно пользоваться какой-нибудь вещью или интерфейсом, то это далеко не всегда означает, что дизайнер плохо над ней поработал. Скорее наоборот: иногда объекты намеренно делают такими. Look At Me разобрался, зачем.
Чтобы отпугнуть некоторых людей
Согласно представлениям современной урбанистики, города делятся на зоны, которые отличаются не только по размеру и функциям, но и по тому, какие люди в них предпочитают находиться. В некоторых городах такое зонирование стало одним из главных пунктов повестки для местных властей, и промышленные дизайнеры и архитекторы помогают очищать некоторые районы от нежелательных для муниципалитета людей.
Одним из спорных проектов, созданных для этой цели, стала разработанная в Лондоне «кэмденская скамейка». Её на первый взгляд странная органическая форма, по словам дизайнеров, призвана сделать так, чтобы сидящим на ней людям было удобно разговаривать. На деле её критикуют за то, что на ней невозможно делать ничего, кроме как сидеть в неловкой позе. Сразу видно, что на ней неудобно спать, потому что у неё нет обширных горизонтальных поверхностей. По той же причине на неё невозможно положить никакую вещь так, чтобы она не скатилась на землю. Получается, что главная цель такого дизайна — предотвратить появление бездомных в поле зрения более обеспеченных горожан.
Иногда жертвами дисциплинарного дизайна становятся обычные люди
Неровные поверхности — это вообще главный дизайн-метод контроля над теми, кто по какой-то причине решил прилечь на улице: в феврале этого года британская пресса критиковала магазин Selfridges за установку шипов у входа в здание в Манчестере, которые тоже сделали, чтобы отпугнуть бродяг. Но этот приём давно используют по всему миру. Например, Сан-Франциско стал первым городом, власти которого решили так бороться с забавами скейтеров. Там к высоким бордюрам на тротуарах стали прикреплять так называемые «свиные ушки». Это небольшие кочки, из-за которых проехать по перилам на скейте или запрыгнуть на него неудобно.
Иногда жертвами дисциплинарного дизайна становятся обычные люди. Особенно в этом преуспели дизайнеры интерьеров в аэропортах. В некоторых из них зоны выдачи багажа специально оснащают минимальным количеством сидений, а подходы к конвейерным лентам делают неудобными, чтобы люди, получив багаж в одной точке, затем не толпились и переходили в другие зоны аэропорта. А в залах ожидания сиденья разделяют ручками во многом не ради комфорта посетителей, а чтобы на них не было удобно подолгу спать.
Чтобы люди были внимательнее
Иногда слишком удобный дизайн приводит к тому, что человек перестаёт осознавать процесс взаимодействия с вещью или вообще то, где он находится. Дисциплинарный дизайн помогает справиться и с этим, и за это его тоже критикуют. Например, в западных странах раньше кабинеты в школах проектировали так, чтобы подоконники были выше линии взгляда сидящего ученика. Это делали, чтобы школьник не отвлекался на происходящее на улице и сосредоточился на учёбе. Критики этого подхода отмечали, что это только вводит детей в подавленное состояние и скорее рассчитано на то, чтобы воспитать покорного и пассивного человека, а не полноценного члена свободного общества.
Если техника несовершенна, то она тоже требует от пользователя повышенной внимательности. И чтобы подчеркнуть это, дизайнеры делают устройства ещё более несовершенными. Так произошло с печатными машинками. Клавиатура QWERTY на первых образцах машинок была специально сделана, чтобы снизить скорость движения пальцев во время набора. Благодаря этому рычаги внутри устройства не сцеплялись друг с другом и в итоге не мешали работе. Несмотря на то что расположение букв на этой клавиатуре не самое очевидное, долгое время пишущие машинки выходили именно с такой раскладкой, и она стала привычной для всех пользователей.
Чтобы заставить двигаться
Из-за удобной мебели человек начинает лениться, перестаёт ощущать своё тело,
у него снижается тонус, а внимание рассеивается. И хотя весь XX век дизайнеры старались делать стулья, диваны и кровати максимально удобными, сейчас в этом принципе начали сомневаться. Например, французский дизайнер Бенуа Мальта разработал концепт «терпимого дискомфорта». Он считает, что даже во время интеллектуальной работы тело человека должно быть активно. Для этого он в сотрудничестве с физиологами и ортопедами разработал стул на двух ножках. Человек, который сидит на нём, должен постоянно удерживать баланс, и для этого задействовать обычно пассивные при сидении группы мышц. Кроме того, это заставит человека чаще вставать и ходить по помещению. Но мобильность — не единственная цель изобретения Мальта. Он хочет, чтобы благодаря этому стулу люди начали ощущать собственное тело и осознавать свою материальность.
Чтобы облегчить общение
«Неудобный» интерьер офиса облегчает сотрудникам общение не только тем, что его будут вспоминать при любом удобном случае. Крупный американский онлайн-магазин Zappos изменил планировку своей штаб-квартиры в центре Лас-Вегаса, сделав рабочие помещения намеренно неудобными для сотрудников. Менеджмент компании хотел заставить как можно большее количество коллег встречаться в общих пространствах офиса и общаться на рабочем месте. Для этого в здании перекрыли удобный проход с парковки в главное здание, чтобы люди выходили на улицу и встречались у входа в здание. Все проходы между разными частями основного строения перекрыли, чтобы никто не мог избежать центрального атриума, из которого сделали место для нерабочего общения. Кроме того, в компании значительно уменьшили рабочую площадь, которая приходится на каждого сотрудника. С традиционных для США 11 кв. метров на человека её сократили до 7. Это не должно принести физического дискомфорта, зато, по идее, коллеги не будут чувствовать себя отчуждёнными.
Чтобы заставить вас купить больше
Иногда торговые пространства заказывают разработку неудобных интерьеров и объектов, чтобы откровенно поставить потенциальных покупателей в безвыходное положение. Пятый терминал лондонского аэропорта Хитроу обслуживает около 35 млн пассажиров в год. Казалось бы, такому большому количеству людей стоит обеспечить комфортное пребывание на аэровокзале, но в Хитроу пользуются своим монопольным положением. В залах ожидания терминала сделали всего 700 сидячих мест. Большинство же стульев, диванов и кресел расположены в 25 ресторанах и кафе аэропорта — и отчаявшиеся найти себе место пассажиры отправляются именно туда.
Похожим путём поступают некоторые веб-дизайнеры. Они доводят до отчаяния людей, которые пытаются отписаться от рассылок какого-то сайта или хотят удалить с него свой профиль. Благодаря интеграции социальных сетей регистрация новых пользователей ускорилась до пары кликов, а вот всё, что способно порвать отношения клиента с сайтом, обычно прячется в тёмные закоулки интерфейса. А разработчики установочных программ обычно рассчитывают на несдержанность пользователя: установка проходит через столько этапов, что нетерпеливый пользователь соглашается на все предложенные ему, но обычно ненужные дополнительные условия.
фотографии via Shutterstock ( 1, 2 )
Комментарии
Подписаться