Заблуждение Музыка — универсальный язык?
Правда ли мы понимаем звуки одинаково
Текст
Наталия Кудрявцева
Каждую неделю Look At Me разбирает распространённое заблуждение и объясняет, почему оно ошибочно. На этой неделе говорим о том, все ли люди понимают музыку одинаково.
Утверждение:
Музыка — это язык, понятный всем.
Говорят, что искусство не нуждается в переводе. Театр, живопись, скульптура, архитектура, музыка — всё это универсальные категории, которые едины и для поляка, и для американца, и для китайца. Мы можем смотреть оперу на итальянском языке и любоваться полотном художника любой национальности, будь то француз Клод Моне или мексиканец Диего Ривера.
С музыкой ещё проще. Считают, что она, как утопический эсперанто, понятна всем и вызывает похожие эмоции. Независимо от национальной принадлежности, люди чувствуют грусть, когда слышат минорные аккорды, и испытывают радость, когда раздаются мажорные.
Альфред де Заяс
писатель
«Музыка — это, без сомнения, интернациональный язык. Даже больше, чем живопись, скульптура и архитектура, которые могут быть оценены по достоинству и восприняты всеми, — музыка с помощью своей трансцендентности выражает то, что другие несловесные формы искусства могут донести лишь частично: от тоски до любви, борьбы, страха, смеха и экзальтации. Музыка выражает гамму людских чувств и эмоций, объединяя всё человечество в своих онтологических чертах».
Почему это не так:
То, как мы воспринимаем музыку, зависит
от нашего культурного окружения.
Учёные Университета Макгилла и Монреальского университета провели исследование и доказали, что не все люди одинаково интерпретируют музыку. Антрополог Натали Фернандо дала послушать 19 отрывков из известных западных песен 40 канадцам в возрасте от 29 до 99 лет и представителям пигмеев, племени, проживающего в глубине тропиков Конго. Пигмеи мбензеле считаются «музыкальным» племенем, у них хорошо развит слух.
Выяснилось, что представители двух культур испытывают совершенно разные эмоции, слушая одну и ту же музыку. Когда учёные поставили пигмеям композиции, которые вызывают у жителей западных стран грусть или тоску, например, оперу Вагнера «Тристан и Изольда», пигмеи не восприняли минорные аккорды как печальные. Музыка же пигмеев всегда заряжена положительными эмоциями, у них просто не существует мелодий, вызывающих тоску. По мнению Фернандо, люди, принадлежащие к европейской культуре, иногда нуждаются в отрицательных эмоциях, поэтому слушают депрессивную музыку, чтобы испытать дополнительные переживания. А пигмеи с помощью радостной музыки избавляются от дурных мыслей и заряжаются энергией, которая, как они считают, связывает их с духами леса.
Стивен Макадамс
невролог
«Эмоциональная реакция представителей племён была совершенно непредсказуемой. Я уже не уверен в том, что музыка — это универсальный язык. Некоторые эмоции очень специфичны именно для этого племени».
фотографии via Shutterstock
Комментарии
Подписаться