Февраль 2014Деймон Лавелль из Populous построил главный стадион в Сочи
На стадионе «Фишт» в Сочи состоялось открытие Олимпийских игр. Мы поговорили с архитектором стадиона
ИНТЕРВЬЮ
Даниил Трабун
Главный стадион Олимпийских игр в Сочи называется «Фишт» и разработан он архитектурной компанией Populous, которая вот уже 40 лет занимается спортивными сооружениями по всему миру. На счету Populous «Янки-стэдиум» в Нью-Йорке, стадион «Уэмбли», стадион «Австралия», «Юнайтед-центр» в Чикаго, Олимпийский стадион в Чикаго, стадион «Миллениум», стадион «Со Кон По» в Гонконге и многие другие стадионы. Мы поговорили с Дэймоном Лавеллем, руководителем проекта стадиона «Фишт».
Удивительно, что российские медиа так много времени уделяют нераскрывшемуся кольцу на открытии Олимпиады, при этом не говорят ни слова об архитектуре и дизайне стадиона «Фишт».
Ха-ха, согласен.
Вы же уже много лет занимаетесь стадионами...
Давайте по порядку. Мы, то есть архитекторы Populous, были задействованы тендерным Олимпийским комитетом с самого начала, около семи лет назад, для того чтобы помочь Оргкомитету выиграть право проводить Игры. Разработали концепт генплана для горного и прибрежного кластеров, конечно, проконсультировавшись перед этим с русскими и международными экспертами.
Было ясно, что все сооружения в Сочи в прибрежном и горном кластерах придётся строить с нуля. Прекрасная возможность создать очень плотную и компактную площадку с несколькими закрытыми аренами и всеми необходимыми постройками, зданиями, соответствующими проводимым мероприятиям. Также нам нужно было создать олимпийскую деревню — для атлетов, отели со всем необходимым — для медиа, места для размещения офицеров Оргкомитета, всю эту структуру. Мы вложили в этот проект весь свой предыдущий опыт работы над Олимпийскими играми последних сорока лет.
Уже после выигранного тендера мы были приглашены для разработки нового, более подробного мастер-плана, где мы указали больше деталей по каждой из построек, например, ледовой арены — для фигурного катания и шорт-трека. Это очень результативный способ программирования — так теперь мы понимали, как всё будет работать, какие дополнительные варианты и детали нам нужны. Например, что нужна запасная постройка для женского хоккея, большая арена для мужского хоккея, нужно здание для кёрлинга. В то же время стало известно, что Россия участвует в тендере на проведение мирового Кубка по футболу, так что стадион в прибрежном кластере должен будет принимать как церемонии открытия, закрытия, награждения, так и служить футбольным стадионом после окончания Олимпиады. Это всё возникло в процессе разработки детального плана.
Не всегда можно потратить
ещё 50 миллионов, сооружая
прекрасную конструкцию
Потом ситуация с временными зданиями. Нужно было спроектировать значительное количество временных строений, и нас пригласили взглянуть и принять участие в детализированной разработке дизайн-проектов временных конструкций.
Кроме того, был проведён международный конкурс на дизайн того, что сейчас стало стадионом «Фишт» (название предложили тоже мы). Вместе с нашими локальными партнёрами — Дмитрием Бушем, который на тот момент работал в «Моспроекте-4», инженерами, большим количеством русских консультантов и английским дизайн-бюро — мы разработали концепт и придумали примерно половину необходимых продуктов.
Мы также отвечали за мониторинг внедрения дизайна в жизнь, включая даже структурные элементы — например, крышу, стальные конструкции и общий процесс того, как концепт соответствует дизайну. Российские партнёры, например, «Моспроект-4» и строительная компания «Ингеоком» также разработали шаблоны в рамках своих организаций и были ответственны за внедрение определённых частей плана в жизнь.
Но первые эскизы «Фишт» отличаются от того, что получилось. Открытый, практически греческий театр превратился в этакую «черепашку» с временной крышей.
Действительно так. Летом 2011 года АНО «Агентство по проведению церемоний» в некотором роде изменила дизайн, потому что получила прямой запрос от правительства Российской Федерации, президента и премьер-министра рассмотреть создание гораздо большего шоу, чем ранее планировалось, — для церемоний открытия и закрытия. Появилась тревога, что шоу будет невозможно поставить в открытом театре. Так мы решили построить временную крышу.
Команда и дизайнеры производства поняли, что мы разработали структуру стадиона с возможностью поддержки большого веса, внушительного количества объектов, возможных в шоу, и были очень этим воодушевлены. Всё росло, росло и росло, и в какой-то момент стало очевидно, что мы создаём огромное крытое пространство с этакой театральной интонацией и возможностью размещения большого количества реквизита под временной крышей. Мы могли создать закулисные пространства для размещения этих гигантских объектов, которые могли бы входить, выходить и перемещаться сквозь стадион — как вы могли наблюдать на церемонии открытия.
У временной крыши есть свои минусы. Изначально стадион ассиметричен, он имеет небольшой выход к морю и большие ассиметричные трибуны, которые наклоняются и расширяются по мере того, как вы приближаетесь к центральному входу в стадион. От моря до центра Олимпийского парка, арки и пространство открываются и как бы «приносят» парк внутрь стадиона. Конечно, с временной крышей и временными конструкциями этого не происходит. Мы думали, что крышу уберут после Игр, но теперь, думаю, это не случится, из-за того огромного потенциала, который теперь имеет стадион, — стать самым большим театром в мире, в котором также может расти трава для футбола.
В самом большом в мире театре могут происходить самые крупные шоу на Земле. Представьте, что летом сюда будут приезжать не только русские, но вообще люди со всего мира — смотреть самые большие шоу, которые только можно себе представить. Я думаю, примерно так это и будет, и это, конечно, очень захватывающая мысль.
Временные постройки вообще ваш конёк. Многие ваши предыдущие проекты фокусируются на временных конструкциях, которые можно трансформировать и дальше. Так ли это?
Вообще, да. Если вы посмотрите на Олимпийский стадион, построенный в 2012 году в Лондоне, то он стал теперь футбольным, при этом его можно трансформировать в арену для лёгкой атлетики в будущем. Вообще это тенденция уже много лет — все эти мысли об утилизации, повторном использовании. Только три здания, оставшиеся от лондонских Игр, до сих пор стоят, остальные все были временными конструкциями, и конечно, это также происходило из соображений повторного использования. Когда мы говорим о Сочи, три постройки в прибрежном кластере могу быть убраны после окончания Игр, независимо от того, случится это или нет. Я думаю, что нет, учитывая большое количество мероприятий, которые могут там происходить, — будь то «Формула-1» или сочинский Форум. Не думаю, что необходимо их убирать. Конечно, площадка для кёрлинга, например, скорее всего, будет разобрана.
Читайте также
Что делать со стадионами
после Олимпийских игр
Три архитектурных бюро предлагают свои решения
«Фишт» собираются реконструировать?
Как я уже говорил, стадион имеет структуру, максимально пригодную для театральных целей. Было бы неплохо закончить крышу в центре в том материале, из которого изготовлены выступы по сторонам. Дизайн стадиона предполагает, что зимой он будет отражать свет под определённым углом, чтобы солнце проникало внутрь, а летом, когда солнце высоко, он будет обеспечивать здание тенью.
При этом дизайн стадиона устроен так, что конструкция снабжается достаточным количеством света, чтобы внутри могла расти натуральная трава. В Новой Зеландии, около семи лет назад, мы сконструировали и построили постоянный крытый стадион, подобный гигантской оранжерее, где растёт натуральная трава. В Сочи мы использовали те же материалы.
Но в то же время со всем этим оборудованием — театральным, постоянным оборудованием, которое не должно никуда исчезать, для того шоу, что вы уже могли наблюдать и ещё увидите на церемонии закрытия, — мы можем оставить всю эту технику внутри, и здание может быть использовано, как театр. В то же время мы можем его затемнить так, чтобы создавалась необходимая театральная обстановка, и представления могли бы проходить днём.
Я читал, что на этот стадион вас вдохновил другой ваш проект, стадион в Гонконге...
Неверно. Дизайн, который мы предложили на стадии конкурса, был стадионом в форме подковы и был в деталях разработан с отсылками к трудам знаменитого математика и философа Георгия Вороного, и наша история была построена именно вокруг этого. Это очень нас захватывало.
Когда же мы перешли к детальной разработке, к нам пришло немного другое понимание. В том числе с помощью бывшего главного архитектора Санкт-Петербурга Олега Харченко, ставшего главным архитектором госкорпорации «Олимпстрой». Олег и его команда хотели глубоко исследовать идею «открытия» стадиона прямо к морю и поставить акценты на центральном входе, как точке соединения моря и гор через стадион. Он попросил нас пересмотреть первоначальную идею, и мы, конечно, согласились. На тот момент у нас было три подобных проекта с централизованным стадионом — стадион «Алгарве», построенный к «Евро-2004», потом Гонконг, который вы упомянули, — очень ранний наш дизайн, возведённый в начале 90-х, и, конечно, Олимпийский стадион в Сиднее, который также имеет центрально разделённую конфигурацию для основного входа.
Так что да, мы показали эти работы, но подчеркнули, что новый стадион будет совсем другим. Если мы берём идею соединения моря и гор через стадион, нам нужно сделать здание более выразительным. Тогда возникла идея асимметрии, склонившихся арок; величественные, монументальные каскадные лестницы, хорошо гармонирующие с окружающей природой и похожие на широко открытые руки, приветствующие людей, которые приближаются к стадиону. Таким образом это превратилось в гораздо более экспрессивный, асимметричный дизайн, чем те, о которых я говорил ранее, — те были более классическими, сбалансированными и симметричными.
Мы стали прямыми консультантами «Агентства». Строительство заняло в общей сложности около 18 месяцев. Я возглавлял дизайн-процесс с командой инженеров, в том числе разрабатывал временную крышу. Конечно, в какой-то момент в процесс вмешался бюджет, я имею в виду, что наступает время, когда ты должен признать — это временная структура, и наши варианты по тому, какой она может быть, не безграничны. К сожалению, мы проиграли битву за изящную структуру. Должен сказать, что то, какой крыша получилась, — это очень сельскохозяйственная, уродливая конструкция. У нас были варианты, которые, на мой взгляд, могли бы выглядеть интереснее и лучше гармонировать с основной структурой, но, конечно, это вопрос цены — не всегда можно потратить ещё 50 миллионов, сооружая прекрасную конструкцию.
Видели ли вы само открытие Олимпиады? Интересно ли это с архитектурной точки зрения?
Да, Георгий Цыпин, работающий в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, спроектировал всё в очень своём стиле, добавил русской точности и восприимчивости, и графически, симметрически это было абсолютно гениально. Я очень люблю его работы, я думаю, что это необычайно успешная вещь, и я счастлив, что он смог воплотить своё видение в жизнь. Думаю, что шоу оказалось чрезвычайно русским.
Комментарии
Подписаться