Март 2014Как говорить правду,
будучи журналистом: Опыт
Альберта Плутника
«Обмануть цензуру было нельзя»
интервью
Серафима Скибюк
фотографии
Сергей Иванютин
Неожиданное увольнение главного редактора Lenta.Ru Галины Тимченко, закрытие блогов оппозиционного политика Алексея Навального Роскомнадзором, изъятие телеканала «Дождь» из пакетов кабельного телевидения, расформирование информационного агентства РИА «Новости» и назначение Дмитрия Киселёва руководителем нового новостного российского агентства на замену РИА — всё это заставило общественность всерьёз заговорить о наступлении «советского времени», по крайней мере в журналистике.
Запрещенный номер
Март 2014
• Павел Гутионтов о том, как обходили цензуру в СССР
• Альберт Плутник о том,
как писать правду, будучи журналистом
• Игорь Свинаренко о журналистике
в Перестройку
• Как была устроена советская редакция
• Примеры «советской цензуры» в современной России
• За что увольняли фотокорреспондентов в СССР
• Как писать «по-советски». Лингвистический анализ
советской газеты
АЛЬБЕРТ ПЛУТНИК, ПАВЕЛ ГУТИОНТОВ, ИГОРЬ СВИНАРЕНКО — каждый из них равен себе, мощи своего пера, и даже назначенное место встречи словно продолжает их образы, синкретичные месту. Гутионтов, секретарь Союза журналистов России, встретил меня в доме СЖР, в комнате, где всё свидетельствует о необычайной занятости, погружённости хозяина в дело всей жизни. Плутник пригласил в рабочий кабинет у себя дома, и легко представить, как, находясь в нём, знаменитый «известинец» писал свои точные, глубокомысленные статьи и литературные очерки. Свинаренко, соавтор эпохального трёхтомника «Ящик водки», предложил встретиться в ресторане — как не оценить ироничность этого жеста.
В общем, рядом с такими величинами, благодаря которым советская — и российская — журналистика имеет лицо и право таковой называться, мне остаётся только трепетать и жевать бумагу. Свинаренко в конце беседы предостерёг, что сейчас наступит «весёлое» времечко — и не лучше ли мне «отсидеться», заняться чем-то другим? Собственно, с целью узнать, как поступать в случае «закручивания гаек», и была затеяна эта статья: мы обратились к тем, кто осмелился писать острые, проблемные тексты в условиях жесточайшей советской цензуры.
Готовясь к интервью с такими героями — лауреатами премий, большими журналистами, писателями, важно понимать номинальность своего авторства. Присоседиться, оказаться в хорошей компании я позволяю себе лишь по той причине, что ценность историй, с которыми читателю предстоит ознакомиться, велика и несомненна. Возможно, именно сейчас, когда ограничение свободы слова кажется всё более вероятным, необходимо знать, как оставаться верным себе, профессиональному долгу, как обходить подводные камни цензуры и говорить о важном.
Альберт Плутник
1966–1999, «Известия»
Указаны места работы в советское время
Обмануть цензуру в принципе было нельзя.
Она чутка, неглупа и многоступенчата
Никаких других мнений,
кроме правильного
С удивлением слушаю и читаю откровения иных журналистов, в частности, из числа бывших политических обозревателей, занимавших «при коммунистах» видное положение в средствах массовой информации, которые не прочь предстать перед современной аудиторией чуть ли ни мучениками прежнего режима: на них как будто были гонения за их смелые, опережавшие свое время публикации. Интересно, где и как могли излагать свои революционные идеи эти фантазёры-международники?
В те годы печатные издания, радио и телевидение дружно шагали в ногу со временем. И даже не помышляли о том, чтобы хоть на шаг забежать вперёд, позволив себе несанкционированное новаторство. Существовавшая практика единомыслия и единодушия почти идеально отражена в словах сэра Уинстона Черчилля: «В СССР мало что можно, но что можно, обязательно». Все без исключения СМИ (тогда этой аббревиатуры ещё не существовало) узнавали своё мнение по любому сколько-нибудь значимому вопросу общественно-политической жизни, знакомясь с новейшими партийными документами. Ни по одной принципиальной проблеме не допускалось «разночтение». Да и никакое другое мнение, кроме правильного, то есть официального, не обнародовалось. Любое особое или личное фактически означало несогласие с решением «директивных органов», что влекло за собой ни для кого нежелательные последствия.
Случай из практики
Когда я работал в отделе «сельского хозяйства» «Известий», меня редактор отдела, доктор экономических наук, попросил написать передовую статью — как раз наступал очередной весенний сев. И я написал — как мог, как понимал. Редактор прочёл, сказал, что всё нормально, но Пётр Фёдорович Алексеев, тогдашний главный, просил посмотреть перед «засылом в набор». И я понёс эти несколько страничек текста главному редактору. И вот он читает, в очках своих огромных: «Это откуда?» — в абзац уткнулся. Я говорю: «Сам написал». Берёт фломастером и — раз, зачеркнул. В общем, всё перечеркал и в конце спросил: «Ты читал речь Леонида Ильича? Вот и возьми за образец, перескажи от начала до конца». Я так и сделал и принёс ему. Он поднимает трубку и звонит в ЦК (а там был такой Капустян, если не ошибаюсь, замзавотдела сельского хозяйства) — и говорит, что к нему приду я. А я в ЦК никогда не был и даже не знал, где он находился, партбилета тоже не было: договаривались они с кем-то, и с огромным трудом туда попал и пришёл к Капустяну. Секретарша в приёмной, добрейшая женщина: «Садись, — говорит. — Вот тебе баранки, чай». Я отказался и сел ждать, пока он прочитает. А в тексте ни одного абзаца не было своего — всё из животворного «источника», слово в слово. Проходит минут 20-30, замзав меня вызывает, просит присесть; ходит туда-сюда, садится и встает, всё очень задумчиво. Что-то вроде бы его смутило. Но что? Все проверено, произнесено на всю страну, напечатано в миллионах экземпляров. Капустян в последний раз тяжело вздохнул и решился, наконец, на откровенное признание: «Ну что тебе сказать?.. Ещё не время так смело ставить вопросы». Я рад был, что запретили: как-то стыдно было прикладывать к этому руку.
Как говорил Черчилль, в Советском Союзе мало что можно, но что можно, обязательно
Провинциальная журналистика сегодня выше центральной — они занимаются реальной жизнью и реальными проблемами. Не то чтобы районные газеты стали лучше писать, нет: сами журналисты, областные, которые не занимаются политикой, занимаются более глубинными слоями. Самые сильные журналисты у нас в «Известиях» занимались практикой жизни, сострадать простым людям считалось высокой журналистикой — сессии верховных советов считались самой низкопробной журналистикой. Реальные отношения людей были. Неслучайно спектакль Александра Гельмана «Премия», где одна бригада рабочих отказалась от премии, вызвал в обществе бурные обсуждения, потому что люди осмелились за себя вступиться. Речь даже не идёт о том, что наш народ не смелый — он покорный.
Как можно было «обмануть» цензуру
Обмануть цензуру в принципе было нельзя. Она чутка, неглупа и многоступенчата. К внешней цензуре добавлялась и внутренняя самоцензура: журналисты прекрасно понимали, о чём и как можно писать, а каких тем не стоит и касаться — непроходные. И большинство сотрудников и авторов даже не пытались приближаться к границе запретов, останавливались на полпути.
Но были журналисты, которых не устраивало такое положение. Они рисковали, проявляя иногда профессиональный героизм. Важно, в каком коллективе работал человек, какая в редакции царила атмосфера, кто стоял во главе издания. Сильный журналистский коллектив мог не только подчиняться установленным нормам, но и существенно влиять на эти нормы — своим бунтарским духом, противлением злу не насилием, но твёрдым выражением своей воли. Таким редакциям как будто больше позволялось, чем другим — робким и послушным. Именно на их страницах появлялись эпохальные публикации.
Работать с авторитетным главредом
Если журналист открывает новую тему или замахивается на какой-то порядок вещей, освящённый партийными директивами, или на высокопоставленное лицо, которого до него все боялись тронуть, он ставит под угрозу не только себя самого, но и своего редактора, газету, издание. Опять-таки: когда журналисты выставляют себя героями, нужно внимательно смотреть, что была за обстановка, кто был редактором и так далее. В газете очень много материалов, и главный редактор является соавторам всех без исключения — какой бы ни был материал, плохой или хороший. Плохое издание? Посмотрите, кто главный редактор.
Главные редакторы отличались удивительным свойством, и не самым худшим: им хотелось, чтобы их газета была лучше других, смелее других, чтобы она выступала первооткрывателем, но вместе с тем ему бы за это ничего бы и не было. Некоторым это удавалось. У нас был главный редактор, Толкунов, он обладал большим авторитетом не только в редакции, но и далеко за её пределами, а главное — в ЦК. Он был умный, образованный и широко мыслящий человек. Видимо, все понимали, что такой человек на своём месте лучше, чем кто-либо, знает, что можно, а чего нельзя. Когда происходили известные события 1968 года в Чехословакии, один из наших корреспондентов, призванных освещать ввод наших войск под определенным, разумеется, углом зрения, отказался делать это. Он был немедленно отозван, и ему грозило отлучение от профессии. Но Толкунов взял журналиста под защиту, на что мало бы кто решился: все знали, раз уж ЦК за кого-то взялся, лучше не вставать на его пути. А Толкунов встал, и, что удивительно, это не сказалось на его собственной карьере. Он единственный главный редактор «Известий», который был дважды главным: в 60-х годах и в 80-х, когда он вдруг вернулся — в другой исторической обстановке. Авторитет у него был никак не меньший, чем у секретаря ЦК.
О коллективных письмах
Возвращаясь к нашей теме: если материал отвергался, он отвергался отнюдь не только по цензурным соображениям. И не только потому, что он был чересчур острым. Дело в том, что каждое издание в принципе даже в тех условиях старалось действовать в своей нише и в рамках своей особой профессиональной идеологии. Как сейчас говорят, это не наш формат, тогда говорили: это не для нашего издания. Скажем, у меня был материал «О коллективных письмах». Тогда это тоже было принято — как сейчас пишут письма по поводу Крыма, которые подписывает интеллигенция. Правда, сейчас появляются коллективные письма, с одной стороны разделяющие официальную позицию, а с другой — не согласные с ней: одни как бы все «за Путина», другие «против Путина». Вот и всё.
Очень долго у нас в журналистике отсутствовало местоимение «я». «Я думаю»,
«я считаю» не было никогда: или безличное предложение, или «мы»
Я тогда попытался разобраться, что это за явление: это соавторство сотен людей, многие из которых друг друга не знают, никогда не встречались, не знакомы даже в малейшей степени с представлениями друг друга о жизни. Если стоят в головке какие-то известные фамилии, там будет 500-700 подписей. Кому-то хотелось подписать письмо, потому что он оказался рядом с Окуджавой и Лихачёвым. В хорошей, так сказать, компании. Других больше устраивала компания Распутина и Глазунова. Но почему все они согласились участвовать в такой «компании», если могли высказаться просто от своего имени? Чтобы обезопасить себя? Чтобы взять под защиту определённую позицию? Освятить её своим именем? В этом было что-то легко объяснимое, но не так легко понимаемое.
Мой материал о коллективных письмах тогда опубликовали, хотя и шло долгое внутреннее обсуждение: мы выступаем против коллективных писем или за коллективные письма? Но дело в том, что мы не «против» и не «за», мы просто разбираемся в явлении. Про такую постановку вопроса вам всегда редактор может сказать, что это «не для нас», не нужно нам об этом писать. Сегодня, как и вчера, взглянув на головку списка людей, что-либо коллективно подписавших, можно определить, не читая текста, какая позиция заявляется. Для журналиста, по-моему, не очень желательно, чтобы, едва увидев его подпись, читатель уже все понимал, не ожидая открытия.
«Я» — это я, а «мы» — это кто?
Журналисты были проводниками политики партии: очень долго у нас в журналистике отсутствовало местоимение «я». «Я думаю», «я считаю» не было никогда: или безличное предложение, или «мы» (а кто такие эти «мы», неизвестно). И когда кто-то из самой привилегированной касты международных политических обозревателей говорит о своем бунтарстве, это звучит по меньшей мере недостоверно. Только с появлением Александра Бовина журналиста-международника можно рассматривать как относительно независимого. Он, например, первый заговорил о том, что в Иране воцарился средневековый ужас, а все тогда твердили о чуть ли ни прогрессивных исламских революциях. Он вообще несколько тем открыл. Сейчас взгляд на журналистику переменился, но это норма на все времена — классный журналист не может довольствоваться чужими открытиями и приобретениями. Он сам должен открывать и обогащать профессию.
Все выдающиеся журналисты, в том числе российские, начиная с Короленко, были первооткрывателями. И позволяли себе ни от кого не зависеть. Все даже сейчас удивляются, читая Короленко, — как он развенчивал царизм в годы царизма, открыто говорил о реакции, как будто был не подцензурен и при «свирепой царской цензуре». Даже сегодня его работы звучат смело, а что говорить о тех временах, когда это писалось и печаталось? Он утверждал ту журналистику, какой она должна в принципе быть. Правда, Короленко —особый случай: у него был свой журнал. И он сам определял, что «из своего» он вправе печатать там, а что — предложить кому-то.
Важно ли говорить правду?
Очень сложный вопрос. Чтобы её сказать, до неё надо додуматься. Если правда — это всё, что противоречит власти, это ерунда. Сейчас часто именно это считается правдой. Если за Путина — значит льстец, если против — стойкий борец за правду. У нас был главный редактор Пётр Фёдорович Алексеев — он был из тех людей, который поруководил, кажется, всеми газетами, какие есть, и его повсюду якобы ненавидели за то, что он портил газеты. Не знаю, кто ему что поручил, но действовал он при этом хитро — так же, как сейчас рушат серьёзную журналистику. Он никого не заставлял врать, скрывать правду. Он просто сказал, что газете не нужны большие материалы. Утверждал, что маленькие всегда лучше больших: их легче читать. И в интересах читателей предложил, чтобы в каждом номере обязательно появлялись материалы из всех 15 союзных республик, входивших в СССР. Номер ведь как формируется? Обязательно в газете должно быть что почитать и о чём подумать. Если эти две вещи присутствуют в каждом номере, издание хорошее.
А он придерживался мнения, что нужна информация, короткая, сообщающая какие-то факты. Сообщили — и дело сделано. Дали хронику — с полей, из заводских цехов, всякую всячину — прекрасно. Только не надо никаких «размышлизмов». Так и загубил «Известия». Он был человеком странным, но не однозначным: его не любили, но он больше всех сделал для бытового устройства журналистов — давал им квартиры, мог назначить на редакторскую должность человека, который запил, близкий к тому, чтобы окончательно потерять веру в себя. И этим изменил его жизнь. Алексеев и к лучшим журналистам весьма своеобразно относился. Аграновскому готов был повысить зарплату, только бы Анатолий Абрамович ничего не писал в газету: материалы-то у него были исключительной силы и влияния, но каждый раз приходилось ломать голову — чем обернётся лично для главного редактора публикация, получающая небывалый отклик в обществе и в принципе делающая честь газете.
Журналистика обязана быть оппозиционной. Соглашательская она неизменно и неизбежно становится партийно-государственной, угоднической, подхалимской, если угодно. Это никогда не идёт на пользу обществу, государству. Ибо журналистика — самая честная и самая бескорыстная оппозиция. Неправильно говорить о ней как о четвёртой власти. Она никакая не власть и на власть не претендует. Этим в корне и отличается от любой другой оппозиции. Она, не слишком рассчитывая на признание, указывает власти на её слабые места. Она тем самым не ниспровергает власть. А таким образом сотрудничает с ней. Подсказывает, на что следует незамедлительно обратить внимание. Не слышать её голос — не принимать во внимание ценность мудрого советчика.
Комментарии
Подписаться