Март 20145 примеров «советской» цензуры в современной России
Увольнение Галины Тимченко, Леонида Парфенова, Максима Ковальского и другие примеры
ТЕКСТ
Родион Данилов
Иллюстрации
Андрей Смирный
Неожиданное увольнение главного редактора Lenta.Ru Галины Тимченко, закрытие блогов оппозиционного политика Алексея Навального Роскомнадзором, изъятие телеканала «Дождь» из пакетов кабельного телевидения, расформирование информационного агентства РИА «Новости» и назначение Дмитрия Киселёва руководителем нового новостного российского агентства на замену РИА заставили общественность всерьёз заговорить о наступлении «советского времени», по крайней мере в журналистике. В этом материале мы собрали 5 недавних примеров цензуры СМИ в современной России.
Запрещенный номер
Март 2014
• Павел Гутионтов о том, как обходили цензуру в СССР
• Альберт Плутник о том, как писать правду, будучи журналистом
• Как была устроена
советская редакция
• Примеры «советской цензуры» в современной России
• За что увольняли
фотокорреспондентов в СССР
• Как писать «по-советски».
Лингвистический анализ
советской газеты
Приёмы
Государственная тайна
В СССР строго следили за тем, чтобы в СМИ не попало что-нибудь, чем могли бы воспользоваться «внешние враги». Запрещалось вести съёмку с высоких сооружений, рассказывать о военных заводах, писать о помощи неурожайным районам. Запрещалось любое упоминание КГБ. В 1925 г. вышел первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях охранения политико-экономических интересов СССР», и с каждым годом цензура крепла, в перечень добавлялось всё больше пунктов. Как рассказывает один из бывших руководителей Главлита Владимир Симаньков в многочисленных интервью: «При министре Щелокове пришла бумага из МВД: предлагалось впредь запретить критические публикации о деятельности милиции».
Вымарывание и ретушь
Другой распространённой практикой было вымарывание с фотографий лиц, неугодных партии. Точно так же, как сегодня, на федеральных каналах нет оппозиционных политиков, из фотохроники вырезали известных личностей и предыдущих руководителей СССР. При Сталине со снимков Ленина стирали Льва Троцкого. Как пишет Дэвид Кинг в книге «Пропавшие комиссары»: «В период „больших чисток“, разразившихся в конце 30-х годов, появилась новая форма фальсификации документов. Сталину мало было уничтожать своих политических противников физически: параллельно с физической ликвидацией искоренялись все формы их визуального бытия». При Хрущёве стали вырезать Сталина и его соратников.
Запрет на критику
партии и вождя
Передовица «Правды» от 22 июня 1936 года: «Тот, кто ставит своей задачей расшатать социалистический строй, подорвать социалистическую собственность, кто замыслил покушение на неприкосновенность нашей родины — тот враг народа. Он не получит ни клочка бумаги, не перешагнет порога типографии, чтобы осуществить свой подлый замысел. Он не получит ни зала, ни комнаты, ни угла для того, чтобы внести устными словами отраву». Журналистам приходилось по-всякому выполнять свои обязанности перед народом, зачастую статья представляла собой агитку, только прочитав которую до конца можно было понять истинный смысл сообщения.
1
Запрет на использование имени Навального на центральных каналах
Ходят слухи, что определённых оппозиционных политиков запрещено упоминать и приглашать в шоу на федеральных каналах. Но 6 февраля 2012 года появилось прямое доказательство: из передачи «Познер» с приглашённой гостьей Тиной Канделаки было вырезано упоминание Алексея Навального. Из прямой трансляции пропал диалог:
Тина Канделаки: О беседе с Навальным я пока не договорилась. Если вы его позовёте, он придет охотно, потому что это Первый канал.
Владимир Познер: Я-то позову.
Тина Канделаки: Конечно, а ко мне он не идёт!
Владимир Познер: Как вы думаете, а мне позволят?
Как стало возможным вырезать целый диалог из прямого эфира? Дело в том, что в прямом эфире передачу видят на Дальнем Востоке, а жители всех остальных городов в других часовых поясах смотрят повторы. Пять временных версий передачи позволяют подправить слова гостя или ведущего, если понадобится. Это не первый раз, когда Владимир Познер попадает в «советскую историю». Когда в своей авторской передаче он позволил себе назвать Госдуму «государственной дурой», депутаты ополчились на Владимира Познера и даже пригрозили ему закрыть доступ на российское телевидение как иностранному гражданину. В советское время таких проблем не было — с начала 60-х по конец 70-х на телевидении вообще старались сокращать прямые репортажи до минимума, чтобы контролировать картинку монтажем и переозвучанием сюжетов.
2
Увольнение главного редактора журнала «Власть» Максима Ковальского за фотографию избирательного бюллетеня
Материалы 49-го номера журнала «Власть» издательского дома «Коммерсантъ» за 2011 год были посвящены выборам в Госдуму России 4 декабря и нарушениям во время голосования. Иллюстрацией к одному из материалов стала фотография избирательного бюллетеня за «Яблоко», с нецензурной фразой в адрес президента России. События развивались быстро: уже 13 декабря стало известно, что генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ Холдинг» Андрей Галиев и главный редактор журнала «Коммерсантъ-Власть» Максим Ковальский уволены. Гендиректор издательского дома Демьян Кудрявцев уточнил, что нарушены стандарты профессиональной журналистики и российские законы, заместитель главного редактора «Власти» Вероника Куцылло высказалась ещё точнее: именно фото стало причиной увольнения двух сотрудников «Коммерсанта», но фотография не может являться мнением редакции, это цитата. Позднее информация о причине увольнения подтвердилась — фото удалили с сайта журнала.
3
Увольнение главного редактора «Московского комсомольца» Павла Гусева с поста главы Общественной палаты в связи с критической заметкой о Путине
«Если статья „Милостивый государь“, которая уже снята с сайта „МК“, допускает неоднозначное толкование, тем более по отношению к личности Президента, и это мнение человека, которого я уважаю и ценю как умного и опытного политика, то я воспринимаю критику и считаю её конструктивной», — такое заявление Павла Гусева напечатал «Московский комсомолец» 27 декабря 2013 года в ответ на предложение губернатора Подмосковья Андрея Воробьёва уйти с поста главы Общественной палаты.
В декабре независимое издание, которое принадлежит главному редактору Павлу Гусеву с осени 1992 года, подверглось нападкам чиновников несколько раз: первый случился после публикации статьи «Политическая проституция сменила пол» о трёх женщинах-депутатах. В итоге автор статьи Георгий Янс был уволен.
4
Увольнение Леонида Парфёнова за интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняли сотрудников спецслужб России
Целая передача вместе с её ведущим Леонидом Парфёновым пошла «под нож» 1 июня 2004 года после того, как в воскресном выпуске «Намедни» появилось интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняли сотрудников спецслужб России. Сюжет (как и в ситуации Познера) успели показать на Дальнем Востоке, Сибири и Урале, но в московский эфир интервью уже не попало. Выяснилось, что спецслужбы попросили канал оставить сюжет «до разрешения вопроса с подсудимыми» в Катаре. Но, как рассказывал Леонид Парфёнов, эксклюзивный материал не мог ждать.
Как сообщил гендиректор телекомпании Николай Сенкевич: «Причиной увольнения Парфёнова стало закрытие программы „Намедни“, связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфёновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании». После инцидента Леонид Парфёнов больше не появлялся в эфире информационных передач центральных каналов — его уделом стали исторические документальные сериалы: про Крым «Война в Крыму — всё в дыму», про Гоголя «Птица-Гоголь», про Урал «Хребет России» и многие другие.
5
Увольнение главного редактора Галины Тимченко за ссылку на другой сайт в интервью с одним из лидеров украинского националистического движения «Правый сектор» Андреем Тарасенко
12 марта 2014 года Роскомнадзор вынес предупреждение Lenta.ru за то, что в тексте интервью с Андреем Тарасенко из «Правого сектора» стояла ссылка на материал «Дмитро Ярош: Рано или поздно, но мы обречены воевать с Московской империей», в котором были экстремистские высказывания. Ранее таких прецендентов не случалось — предупреждения обычно выносили за экстремистские высказывания, а не за ссылку на них. Через четыре часа, в 16:13, на «Ленте» появилась новость о том, что Галина Тимченко уволена со своего поста. Чётких объяснений от акционера Александра Мамута и нового главного редактора Алексея Гореславского, ранее возглавлявшего газету «Взгляд», не последовало. Как позже рассказала Галина Тимченко сайту Slon.ru: «Когда мы перешли аудиторию суточную в три миллиона уникальных пользователей и 20 миллионов хитов (это был рекорд, потом пошёл откат), я поняла, что степень нашего влияния и воздействия на аудиторию достигла пиковых значений. Нельзя сказать, что я испугалась, но поняла, что такой размер аудитории не может не привлекать чьего-то внимания, властного ли, олигархического ли, то есть не может не быть поводом для тревоги».
Примеры выше — российские события, которые можно сравнивать с положением дел в советской журналистике. Мы не рассказываем о других увольнениях и закрытиях, которые были бы невозможны в СССР. Про закрытия целых изданий и каналов по всему миру уже в современное время пишет А. В. Блюм в своей книге «Советская цензура в эпоху тотального террора»: «Вместе с процессом сращивания капитала и государства, бюрократических и финансовых управленческих структур в развитых странах в условиях свободного предпринимательства появляется новый регулятор информации — рыночный, коммерческий, усиливается экономический контроль за СМИ, во многом заменяющий обычную цензуру. По утверждениям исследователей Б. Багдикяна, Г. Гляйссберга, Г. Шиллера и др., в руках монополий, бизнеса, рекламодателей, тесно взаимосвязанных друг с другом, есть такие рычаги, которые позволяют держать в необходимой узде журналистику. Превращение ее в экономически выгодное дело породило то, что называют „внутриредакционной цензурой“, выражающей диктат хозяев информационно-пропагандистско-рекламного бизнеса».
Комментарии
Подписаться