Май 2014Что происходит с книжным пиратством: от Lib.ru до «Либрусека»
Самиздат, энтузиасты и воинствующие пираты
Текст
Гриша Пророков
На прошлой неделе сеть «ВКонтакте» должна была подписать меморандум Роскомнадзора о легализации пиратского контента. Теперь администрация сайта обязуется блокировать видео по жалобам правообладателей — и уже начала это делать. Есть мнение, что в ближайшее время ужесточатся законы о нелегальном распространении музыки и видеоигр. Закрывается большая глава истории пиратства в России — поэтому Look At Me вспоминает, как здесь воровали интеллектуальную собственность: от начала XX века и до нашего времени.
Краткая история российского пиратства
Май 2014
• Как СССР повлиял на то, что в России так много пиратов
• Как закончилось видеопиратство: От гнусавых переводов до сети «ВКонтакте»
• Что происходит с книжным пиратством: От Lib.ru до «Либрусека»
книги неофициально и нелегально распространялись в Россиизадолго до прихода компьютеров и интернета: самиздат существовал у нас ещё в XIX веке, когда рукописные копии неугодных текстов (например, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова) ходили по рукам — они назывались «списками». С приходом советской власти, жёсткой цензуры и контроля над литературой самиздат стал жизненной необходимостью: люди делились перепечатанными на машинках копиями произведений Бродского, Пастернака, Галича и других. В эпоху ЭВМ самиздат естественным образом перешёл в цифровой вид — и запрещённые книги (и не только) начали распространяться в виде файлов на первых компьютерах.
Логично, что с появлением системы WWW и распространением интернета одним из первых по-настоящему популярных сайтов стал lib.ru, внушительных размеров архив со свободно распространяемыми текстами книг. Поначалу произведений там было немного, но сайт пополнялся силами читателей. Библиотеку создал и собирал программист Максим Мошков, который сделал её в качестве упражнения и в итоге не забросил, а развил — но за двадцать лет существования сайта так и не попытался заработать на этом денег, и честно удалял все книги, которые требовали убрать авторы и правообладатели. С 1994 года (когда «Библиотека Мошкова» появилась) у сайта не менялись ни дизайн, ни принципы работы: тексты там до сих пор существуют в формате старого текстового редактора, созданного ещё в середине 80-х.
1990-е
2010-е
Максим Мошков
Создатель «Библиотеки Мошкова», программист, работал с сайтами «Лента.ру», «Грани.ру», «Вести.ру»
О создании «Библиотеки Мошкова»
«Lib.ru появился двадцать лет назад, скоро будем отмечать юбилей. Сначала это была просто тестовая страничка — на ней я отлаживал технологии, которые изучал. У меня на рабочем компьютере скопилась маленькая коллекция электронных текстов, я написал конвертер, который переводил файлы в формат HTML, выложил коллекцию с помощью скриптов и оформил, как библиотеку.
Книги в электронном виде тогда уже существовали. Мне попадались такие, их собирали и готовили на древних компьютерах ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ — это можно было понять по тому, что в них использовались старые кодировки русских букв. Люди работали с компьютерами, на них существовало что-нибудь из популярных текстов и передавалось из рук в руки. Я работал в институте, где были общие компьютеры, где были небольшие подборки. Когда я вышел в интернет, то начал собирать уже более целенаправленно.
В какой-то момент на моём компьютере появился интернет. Все, кто немножко увлекался программированием, начали делать веб-странички, но писали и выкладывали простой HTML. Я решил написать скрипт, который автоматически делает странички из моей коллекции. Библиотека была попыткой спрограммировать скрипты автоматической конвертации.
Книжки я коллекционировал, даже когда ещё не было интернета. Я сам не ожидал, что веб-сайт может быть не только коллекцией, но и местом для сбора книг. Страничку выложил просто, чтобы она была, потому что у меня на компьютере эти книги мог читать только я сам, но вдруг увидел, что на неё попёр народ: сначала десятками в день, потом сотнями и тысячами. Вдруг эти же люди начали сами присылать книжки. Так возник процесс обратной связи, и, чем больше была коллекция, тем больше было посетителей, тем больше они присылали книжек. Я их принимал, выкладывал, коллекция становилась больше, маховик обратной связи раскручивался. Где-то в 1997-м я почувствовал, что всё становится серьёзно. Каждый день приходили новые книжки. Их надо было выкладывать, потому что если ты этого не делаешь, то на следующий день придут ещё, и у тебя возникнет куча неразобранных текстов. Тогда-то я и понял, что дело масштабное. Я довольно долго выдерживал эту волну, пока, в конце концов, не сломался и почти не бросил.
О деньгах в интернете
и об авторском праве
То, что в интернете можно заработать денег, стало понятно году в 1998-м. Библиотека уже к тому времени просто сама по себе развивалась. Для меня книжки — это культурный проект, как я мог просить денег?! В некотором смысле я тут исполнял роль Тома Сойера, который красил забор, — я только кисточки раздавал. А красили забор, то есть готовили тексты, те же читатели, которые эти книжки приходили читать. Зарабатывать на них деньги было бы смешно, грешно и глупо.
Что такое авторское право, жители российского интернета начали узнавать только в середине нулевых. До того самого понятия не существовало. Со времён самиздата, когда люди гонялись за книжками и перепечатывали их, никого не интересовало авторское право. Вставал вопрос, поймает тебя КГБ с твоими перепечатками «Доктора Живаго» или Галича или не поймает. Поэтому мыслей о том, что мы делаем что-то не то, не возникало ни у кого.
Если автор против того, чтобы его тексты размещались в интернете, я их в библиотеку не брал, а если они там были, изымал при первом же известии. Проблема в том, что есть огромное количество текстов, воля авторов которых на этот счёт неизвестна. В Америке с этим очень просто: известно, что 80 % всех авторов категорически против любого использования текстов в открытом доступе. В России исторически сложилось немного другое процентное соотношение. Говорить, что все авторы против, нельзя.
Где-то примерно с 2007 года я прекратил пополнять библиотеку. «Библиотека Мошкова» замерла вот в этом состоянии семилетней давности, и с тех пор не уменьшалась и не увеличивалась. То, что осталось, — это либо авторы хотят, чтобы тексты там лежали, либо им всё равно, либо автор умер и никто за его текстами не гоняется. Но всё равно библиотека осталась замороженной. Пополнять её я не рискую. Переключил все усилия на альтернативную систему авторской самопубликации.
О журнале «Самиздат»
и Роскомнадзоре
Эта альтернативная система — журнал «Самиздат». Там 80 000 человек, и каждый день появляется примерно от 500 до 700 новых текстов. Чтобы фильтровать, их кто-то должен прочесть. Я не железный и не могу читать бездарную графоманию — а это заведомо 70 % всех текстов. Ещё заметная доля — тексты, которые читать совершенно необязательно. Тратить свою личную жизнь на их прочитывание мне бы не хотелось. Я предпочёл бы, чтобы там кто-нибудь нашёл что-нибудь выдающееся и потом мне рассказал. Поэтому они как туда выкладываются, так там и лежат. Желающие почитать находятся: по моей статистике, около 2 миллионов человек в течение месяца заглядывают читать книжки этих авторов. Каждый день примерно 100—150 тысяч читателей. Им нравится — ну и хорошо.
Закон об авторском праве в своём идеологическом состоянии как был в 1970 году, в 1990-м, в 2000-м, так практически не изменился. Формулировка его простая и циничная: без ведома и письменного договора с автором с текстом делать ничего нельзя. Конец истории. Но у нас есть огромное количество авторов, которые готовы размещаться в интернете. Будем ли мы требовать с них бумажки? Стоит поверить автору на слово, что он выставил свой текст сам, и значит, ему бумажка не нужна. На правильно сконфигурированном сайте, если автор сам размещает текст в интернете, ему и договор заключать не с кем. Это единственная отдушина, в которой всё чисто, всё законно.
Бывают проблемы, когда в «Самиздат» приходят пропагандисты, порнографы и другие злодеи или те, кого у нас в стране объявили злодеями. Их тексты размещаются законно с точки зрения авторского права, а с других точек зрения они могут нарушать законодательство нашей или чужой страны. В этом случае мне приходится взаимодействовать уже с государством, которое приходит ко мне на сайт по доносам, по жалобам или само находит и предъявляет требования что-то с этими текстами нарушителей сделать. Бывает просто указание такой-то текст изъять. От Роскомнадзора мне присылают предписание — я изымаю.
К сожалению, я же не могу им явным образом перечить, приходится «сдавать» IP-адрес. Правда, что с этим адресом потом делает ФСБ, мне сложно сказать
Бывают другие, более интересные обстоятельства, когда к тебе приходит не Роскомнадзор, а ФСБ или следователи из МВД и спрашивают: «А кто написал этот текст? Нельзя ли как-нибудь помочь его найти?» У меня, кроме IP-адреса этого человека, ничего нет. К сожалению, я же не могу им явным образом перечить, приходится «сдавать» IP-адрес. Правда, что с этим адресом потом делает ФСБ, мне сложно сказать».
Почти 15 лет спустя после lib.ru в русском интернете появился «Либрусек» — действовавший по похожим принципам сайт, куда присылали книги пользователи, но при этом не скрывающий своих пиратских позиций. На сайте был опубликован «Манифест пиратов», «Либрусек» позиционировал себя как «сообщество пиратов» и декларировал неприятие авторских прав и пренебрегал (а иногда и откровенно издевался) интересами владельцами прав на книги. Кроме того, создатели уверяли, что портал работает по законам Эквадора. Открывшийся в 2007-м «Либрусек», впрочем, продержался недолго: сначала основатель сайта Илья Ларин заговорил о «легализации» сайта, а потом сайт и вовсе стал платным. Сейчас на «Либрусеке» можно зарегистрироваться платно.
Примечательно, что на «Либрусеке» книги распространялись во всех нужных форматах: от PDF до FB2. С распространением планшетов, ридеров и электронных книг это стало особенно актуально. В последнее время книжное пиратство приобрело совсем другие формы: как и фильмы и музыка, книги теперь «живут» на мобильных устройствах и распространяются через торренты — а также через сомнительные сайты с надписями в духе «скачать бесплатно без регистрации».
Илья Ларин
Основатель «Либрусека»
«Авторское право на данный момент абсолютно абсурдно. Его нужно не менять, а отменить и переписать заново. Мои взгляды просты. Имущественное право существует тысячи лет, и как минимум сотни лет особо не менялось. Авторское не должно от него принципиально отличаться. Представьте себе, что у вас есть дом, построенный или купленный вашим прадедом. Вам важно, построен он или куплен? Да вы того прадеда и не застали. Вам важно, умер он шестьдесят девять лет назад или семьдесят? Абсурд же. Вот дом, у него есть хозяин, его можно продать, купить, передать по наследству. Есть автор, архитектор, у него есть право на имя, он может рассказывать всем, как круто он построил, указывать в своём портфолио. И всё, собственно. Произведение должно принадлежать тому, кто оплатил его создание. Как и происходит с любой собственностью, — она всегда принадлежит не создателю, а заказчику. И принадлежит пожизненно, до своей кончины. Использование его до момента обнародования определяется владельцем. Хочет — публикует, хочет — в столе держит, а хочет — в камин. Его вещь, имеет право.
До момента опубликования никаких отличий от других видов собственности быть не должно. При этом за владение он ежегодно платит пошлину. Как хозяин дома платит налог на недвижимость. Перестал платить — потерял права, ушло в public domain.
С момента обнародования начинают появляться копии, тут ситуация требует отдельного регулирования. На мой взгляд, оптимальный вариант такой: тиражировать, переводить и так далее имеет право кто угодно и как угодно. При этом установленную законом часть выручки он должен передавать владельцу, непосредственно или через кооператив какой. Право получать долю прибыли — единственное право владельца интеллектуальной собственности с момента обнародования. Он не может запрещать публикации, переводы, не может устанавливать тарифы, вообще не может ничего никому запрещать. (Давно мечтаю о законе, запрещающем запрещать.) Он вложил деньги, получил собственность, если она приносит прибыль — ему причитается. Налог может быть небольшим, его смысл в том, чтобы по каждому объекту ИС было понятно, кому он принадлежит, просто по списку плательщиков видно. А всё, чего в списке нет — public domain. Список, понятно, должен быть бесплатно доступным всем желающим на сайте налоговой полиции, как в человеко-, так и в роботочитаемом виде. С номерами счетов, куда переводить долю.
Суть в том, что любое единожды опубликованное произведение должно быть свободно доступно всем желающим, как для потребления, так и для переработки
Для преемственности и упрощения все имущественные права, имеющиеся у издательств, наследников и прочих на момент принятия закона, можно оставить как есть. И пусть платят налог на имущество и получают долю с продаж.
Можно другие схемы придумывать, не в том суть. Суть в том, что любое единожды опубликованное произведение должно быть свободно доступно всем желающим, как для потребления, так и для переработки. Сколько и кому при этом платить — не столь важно. А вот то, что наследник может запретить что-то, — недопустимо».
Комментарии
Подписаться