Списки
Чекпойнт:
Еженедельная
рубрика о видеоиграх
Дороги Кентукки, приключения адвокатов и драки с зомби — в обзорах экспертов Look At Mе
Look At Me запускает новую рубрику «Чекпойнт»: каждую неделю наши эксперты, любители видеоигр, рассказывают о том, во что они играли на этой неделе — о лучших старых играх и недавних релизах, о шутерах и квестах, о подземельях и гоночных трассах.
Старые
PlayStation 3, Xbox 360, PC Nintendo DS
|
Новые
PC, Mac PC Android, iOS Android, iOS PC, Mac Android, iOS Android, iOS |
Black Mesa
Разработчик: Black Mesa Team, жанр: шутер
МИХАИЛ главный редактор журнала «Альфа-Навигатор» |
«Первый Half-Life, но с графикой и физикой второго» был мечтой любого, кто в свое время вместе с Гордоном Фрименом расчищал результаты неудачного эксперимента с «аномальными материалами» и боролся с диктатурой Комбайнов в Сити 17. На исполнение мечты понадобилось восемь лет — столько времени длилась разработка Black Mesa, ремейка первой части на основе движка Source. Хотя де-юре это всего лишь мод, де-факто это полноценная игра. Black Mesa — не просто Half-Life с обновленной графикой и физикой (таким был Half-Life: Source, и лучше о нем забыть навсегда.) Это не Half-Life 2 с новыми картами. Это действительно заново рассказанная история 15-летней давности — как заново снятое кино, в лучших декорациях, с новыми актерами, с современными спецэффектами.
Честно признаться, меня никогда не оставляла мысль: «Half-Life великая, но…» Но некоторые уровни слишком затянуты. Но некоторых лучше бы никогда не существовало (XEN, anyone?). Но со временем надоедает делать одно и то же, и где же выход из этой локации, черт возьми? Авторы Black Mesa оставили все, что делало HL великой игрой, убрали все, что безнадежно устарело, и добавили то, что делало великой игрой HL2. Каждая карта перерисована заново, при этом достаточно осторожно, чтобы это был «тот самый Half-Life», и достаточно смело, чтобы было играть интересно и сейчас. Все главные ощущения — шок от первых последствий катастрофы, адреналин от первых стычек с десантниками — это все никуда не делось, только стало сильнее раз в пять. Ходить по заляпанным кровью темным коридорам под вопли бывших коллег Фримена, теперь зомби, — страшно. Драться — сложно. Вообще, в Black Mesa постоянно напоминают, что требования к игроку в старых FPS были выше. И сложно не потому, что тебя завалили респанящимися врагами или управление кривоватое. Скорее всего, ты просто не очень хорошо играешь. Но однажды (после несколько раз загруженного сейва) выжив в перестрелке на выходе из лаборатории, понимаешь, что так и должно быть.
Что поражает в Black Mesa — это внимание авторов к деталям. На одно изучение надписей на стенах и предметов на столах можно потратить немало времени, как и на подслушивание того, что говорят NPC — например, классическая фраза про «идиотские галстуки» переходит в развернутый монолог о фэшне в прикладной физике. Вообще, весь мир «Черной Мезы» стал невероятно живым. В первом HL, когда вылезаешь на склон горы и мимо тебя пролетают самолеты, — это было «ну, здорово, интересная деталь». В Black Mesa в этот момент захватывает дух.А еще здесь отличная музыка. Композитор Джоэль Нильсен заменил тупое техно из исходной игры на атмосферные вставки, которые очень здорово подчеркивают настроение и ритм отдельных эпизодов. Ничего оригинального — это работает ровно так же, как музыка Келли Бейли в Half-Life 2, но мои любимые моменты — например, во время той самой схватки в лаборатории или в конце главы Blast Pit — связаны как раз с вовремя включившейся мелодией. |
Bientôt l'été
Разработчик: Tale of Tales, жанр: adventure
ДАНИИЛ главный редактор Look At Me |
Гулял целый день по пляжу, потом зашел в кафе, встретил незнакомку, выпили по стакану вина, сыграли в шахматы. Ушел, не попрощавшись. Вечером сидел на скамейке, наблюдал парад планет. Потом закрыл глаза — синие нули и единицы заполнили пространство.
Прошлый абзац — не мое неудачное упражнение в литераторстве, а, в общем, полное описание игры Bientôt l'été бельгийской компании Tale of Tales. Как заметил сайт The Verge, «игра, которую так же сложно понять, как и французские фильмы», на самом деле похожа на Journey, вышедший в прошлом году на Playstation 3. Первое: в обоих случаях ты идешь через песок. Второе: и там, и там — общение с другими людьми (да, именно так, с другими игроками ты встречаешься в кафе) очень ограничено, но от этого гораздо интереснее. В Bientôt l'été, к примеру, можно говорить фразами из произведений Маргерит Дюрас, собранными на пляже, которыми мастерски затроллить не получится — все лишнее отсекается. И третье: Journey и Bientôt l'été дают отыграть всего несколько ощущений — и это в век пресыщенности как-то успокаивает.
Создатели игры называют Bientôt l'été сай-фай-мелодрамой, что ничего особенно не объясняет. Мне кажется, что тут описание проще. Bientôt l'été — песня, и ждать от этой игры нужно именно столько, сколько от хорошей песни: восхищаешься тут не хорошим сюжетом или игровой механикой, а эмоцией. |
Fieldsrunners 2
Разработчик: Subatomic Studios,LLC , жанр: tower defense
НИКОЛАЙ ПРОРОКОВ библиотекарь института «Стрелка» |
Недавно в одном из рейтингов Fieldrunners 2 была названа tower defense игрой года, и я, будучи фанатом жанра, решил проверить, действительно ли игра лучше ее главных прошлогодних конкурентов – Spice Bandits и Kingdom Rush. Рецепт хорошей tower defense — это правильный баланс ключевых составляющих: сложности, оригинальности и юмора. У Fieldrunners 2 все на четверочку: приятный, но не оригинальный сеттинг, забавные, но не искрометные шутки, сложно, но в меру.
Добрые снаружи, но страшные внутри клоны атакуют вашу базу, вы выстраиваете защиту (на уровень можно брать не больше шести башен, что, несомненно, плюс с точки зрения вариативности стратегий), набираете очки и покупаете новые башни; все как у людей, от добра добра не ищут (первую часть Fieldrunners Subatomic Studios выпустили еще в 2008 году). Именно такие, сделанные по проверенному временем беспроигрышному рецепту, игры незаметно убивают жанр, выхолащивают его, обнажают его страшную суть: tower defense — это таймкиллер, черная дыра, в которую обычно проваливаются на несколько суток, а потом и не вспомнят, в чем же было все веселье. Если бы Fieldrunners 2 были наркотиком, пожалуй, это был бы «Момент». |
Серия Dead Space
Разработчик: Visceral Games, жанр: научно-фантастический шутер
ИЧИК УМЕР дизайнер |
Dead Space — удивительная штука. Возникший словно из ниоткуда научно-фантастический хоррор был разработан студией, которая до того успела выпустить парочку ничем не примечательных игр по лицензиям «Симпсонов», «Джеймса Бонда» и «Крестного отца». Постановка, выполненная с искусностью опытного мастера, превратила набор штампов из фильмов ужасов восьмидесятых и игровой процесс, доставшийся по наследству от Resident Evil, в настоящее чудо.
Одиночество на пустынном космическом корабле, темнота как худший противник, внезапный прыжок из-за угла. Все это выглядело не столько копированием в надежде на коммерческий успех, сколько осознанным и крайне уважительным цитированием. И все подавалось ровно в тех дозах, какие были нужны, чтобы поддерживать не прекращающееся до самого финала напряжение. Широкий успех, как у игроков, так и в прессе, предопределил неизбежное продолжение, которое Visceral Games исполнили с еще большим изяществом и тонкостью.
Прекрасно понимая, что пугать второй раз тем же самым не выйдет, серия двинулась ровно по маршруту трилогии «Чужой»: хоррор мутировал в боевик. Прибавившее в динамике действие пользовалась другими методами, давило на другие эмоции, но все равно создавало то самое напряжение. Вселенная и сюжет тем временем воспользовавшись выросшими масштабами происходящего, разрослись. Конструкция при этом получилась столь гармоничная, что начинаешь подозревать, будто полностью проработанный мир был придуман с самого начала. Выходящая в самом начале февраля третья часть, продолжая двигаться по маршруту своих «предков», должна стать триллером. Вопрос только в том, чтобы это не оказалось шагом назад. |
Devil's Attorney
Разработчик: Arkane Studios, жанр: Стратегия
ИВАН сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик» |
То, что игру купил не зря, понимаешь уже на стадии развеселой песни-заставки, сделанной в духе мультсериалов восьмидесятых (в принципе, вся игра выполнена в этой эстетике) — сделано настолько круто, что не хочется проматывать. Окончательно же проникаешься минут через пятнадцать, когда первый раз проигрываешь.
Это простая стратегическая игра, ужасно похожая на электронную версию какой-то настольной развлекаловки на двоих (нет, прообраза нет). У тебя — лихого адвоката Макса — есть несколько очков «здоровья». Ты должен эти очки не растерять, защищая, например, голого мужика в черных очках, который ищет некую Сару, Питера в бежевом костюме, распугавшего посетителей библиотеки поиском привидений, Кларка Уэйна, скрывающего свою связь с супергероями, рок-звезду, откусившую голову животному, и так далее; плюс нужно успеть уничтожить сторону обвинения, обнулив «здоровье» им. Все настолько просто, что на первых порах кажется, будто деньги взяли только за работу сценаристов и актеров озвучания, трудившихся над перепалками Макса и прокуроров перед каждым делом. Они и впрямь смешно и здорово сделаны, только игра вскоре увлекает так, что реплики эти пропускаешь (пусть даже они обеспечивают минимальную видимость сюжета).
Этот прокурор усиливает атаку свидетелей, а еще вот доказательства, усиленные экспертами, и чтобы получить бонус, надо успеть всех отключить за два хода, а только что нелепо потратил «эпическую речь» — игра проста до безумия (что, вероятно, вскоре вызовет поток клонов), и при этом оторваться и перестать открывать новые, потрясающие способности обнуления чужих очков не выходит; комбинации противоборствующей стороны все хитрее и сложнее, и удача (имеющая значение — здесь есть фактор случайности) благоволит все реже, все чаще «зеваешь» и оказываешься на нуле раньше, чем закончил свой гениальный план. В общем, если бы в мире современных красивых настольных игр существовали игры «для одного», они выглядели бы примерно так. Говорят, по законам Konami в конце откроют еще один уровень сложности — обязательно попробую, должна быть отличная зарядка для логического аппарата. |
Kentucky Route Zero
Разработчик: Cardboard Computer, LLC, жанр: adventure
ДМИТРИЙ автор блога Big Echo |
Кентукки, шоссе номер ноль. Действие первое. Сцена первая. Equus Oils. Одинокая дорога, предзакатный час. Путешественник и его собака в соломенной шляпе останавливаются у заправки. Грузовик тихо грохочет себе под нос, где-то поблизости поют сверчки. С самого начала кажется, будто настоящий мир находятся где-то совсем далеко. Наш герой — Конвей, доставщик антиквариата, чья личность во многом зависит от самого игрока и вопросов, которые он будет задавать своему персонажу. Воздух пропитан меланхолией и недосказанностью. В один момент охватывает ощущение, будто что-то идет не так, в другой — начинает играть песня. Это блюграсс. Это замечательно.
Мир Kentucky Route Zero наполнен незнакомцами: некоторые из них появляются без предупреждения, другие — так же без предупреждения исчезают, не давая квесту даже как следует начаться. Механикой происходящее похоже на Superbrothers: Sword & Sworcery, здесь не так уж и много «point-and-click», зато adventure хватает с головой. Есть несколько отличных моментов, когда двухмерная игра дает понять, что ее мир на самом деле глубже, чем ты видишь, и заставляет принимать решения уже в трех измерениях. Визуальный стиль отсылает к старой игре Another World, нарисованной на новый лад.
|
ДАНИИЛ главный редактор Look At Me |
Купил первый эпизод прекрасной Kentucky Route Zero. «Кентуки» — приключение с графикой хардкорного Another World (а он, вообще-то, выглядит до сих пор круто и его можно купить на iPhone). В главной роли — водитель грузовика, который ищет в небольшом штате шоссе номер ноль. Ночь настает, люди — призраки, пес по имени Гомер — твой компаньон. По ощущениям, как будто провалился где-то в середину романа «Американские боги» Нила Геймана или вдруг увидел наркотический трип Кейт Уокер из не менее прекрасной «Сибири» образца 2013 года. В прохождении Kentucky Route Zero, в отличие от игр детства — Kyrandia, Neverhood или Full Throttle, нет ничего сложного. Представьте себе интерактивный мультфильм, в котором имеются сюжетные развилки, но управлять миром получается ровно настолько, чтобы по спине бежали предательские мурашки. Интерактивная новелла, комикс, кино — лучшие игры сегодня не всегда про «собрать очередной паззл» и «применить этот предмет на тот», но про это ощущение счастливой обманутости, не так давно еще присущее кинофильмам. Так что, когда первый эпизод грубо обрывается, выкидывая тебя на «Рабочий стол», кажется, ничего больше и не надо. Ну, кроме нового эпизода Kentucky Route Zero. |
Knights of Pen & Paper
Разработчик: Behold Studios Jogos Eletronicos LTDA ME, Жанр: RPG
ВАСИЛИЙ ШЕВЧЕНКО сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик» |
Я не строил особых игровых планов на первую полноценную рабочую неделю — понятно было, что свободного времени будет мало, а тут еще Far Cry 3 не пройденный. А потом я скачал Knights of Pen & Paper и на этом, в общем-то, все и закончилось. Knights — симулятор настольной РПГ, прекрасного времяпрепровождения, когда пять-шесть человек собираются в одной комнате и всю ночь фантазируют о том, что они доблестные паладины и могучие волшебники. Казалось бы, не очень завлекательное мероприятие, чтобы его симулировать, но у Behold Studios получилось.
Внешне KoP&P похожи на уничтожающие сон игры от Kairosoft — та же пиксельная графика и аляповатые персонажи. Ты собираешь команду, которой предстоит сессия в настольную РПГ. У каждого персонажа есть свои «личные» характеристики, которые комбинируются с привычными ролевыми классами вроде воинов, воров и волшебников. Поначалу понять, что играешь именно в симулятор РПГ, можно только через систему бонусов — помимо обязательных Long Sword +1 и Potion of healing (и не заставляйте меня это переводить), здесь для получения внутриигровых преимуществ можно купить персонажам еды с закусками, новый ковер или ручного дракона. По мере развития сюжета пресловутое «разрушение четвертой стены» становится более обоснованным.
Разработчикам отлично удались мелкие детали вроде реакций главных героев на очередное возвращение в стартовую деревню Default Village, а вот как бы смешные шутки над гик-культурой быстро начинаешь проматывать. И тогда же понимаешь, что игровой процесс сводится к бесконечному повторению. Игры Kairosoft страдали примерно тем же, но были достаточно короткими, а непрямой контроль создавал иллюзию непредсказуемости. Постмодернистский KoP&P на деле оказался гораздо более честным и прямодушным — и при этом очень длинным. Потому я каждый раз сажусь за него с мыслью «сейчас брошу"» И через три часа включаю снова. И ругал я KoP&P отчасти для того, чтобы убедить себя — хватит уже, пора работать. |
Rhythm Heaven
Разработчик: Nintendo SPD, жанр: rhythm
ИВАН СОРОКИН научный работник |
Среди своих друзей, всерьез интересующихся видеоиграми, я слыву нинтендофилом, нинтендобоем и т. п. — что, прямо скажем, не вполне соответствует действительности. Но на этот раз против репутации я работать не буду: поговорим о Rhythm Heaven, одной из самых недооцененных поздних игр для DS, которой я вновь увлекся за последнюю неделю. Из названия это никак не следует, но версия для DS является сиквелом игры для Game Boy Advance, которая вышла в самом-пресамом конце жизни той платформы — и только в Японии (Nintendo наотрез отказывались портировать игру на DS).
Несмотря на неудачные исходные данные, Rhythm Tengoku (под таким названием версия для GBA известна в западном мире) собрала очень хорошую прессу. Этому помогло то, что в 60% ритмических мини-игр, из которых она состояла, требовалось только использование кнопки «A», а цель была понятна интуитивно и тем, кто ничего не понимает в японском — несмотря на сюрреалистический сеттинг. Гений портативной дикости Йошио Сакамото, подразделение которого взялось за Rhythm Heaven (и первый, и второй) после работы над великой серией сборников микро-игр WarioWare, конечно, не смог обеспечить в сиквеле ту же свежесть, которая сопутствовала оригиналу (его я урвал в Акихабаре в 2007 году — то было чистое счастье), но ощущение того, что ты реально развиваешь свое чувство ритма, никуда не делось — играешь ли ты за обезьянку в группе поддержки поп-певицы, фотографа на гонках, снимающего под музыку, или за поющую и танцующую голову моаи с Острова Пасхи.
По сути, Rhythm Heaven использует подход, принципиально отличающийся от многих других музыкальных видеоигр: там, где в иных случаях вам необходимо реагировать только на визуальные подсказки, здесь можно обойтись внимательным отношением к музыке (в каждой мини-игре это новая умилительная песня — и далеко не всегда это джей-поп, что бы вы там себе ни думали). Что не делает графическую часть излишней: этот добрый рандом отвечает за половину обаяния игры. |
Sleepwalker’s Journey
Разработчик: 11 Bit Srudios, жанр: головоломка
ИВАН сооснователь магазина комиксов «Чук и Гик» |
Умилительно красивая и стильная игра, изначально, видимо, предназначенная для детей: помоги, мол, бредущему во сне мальчику не упасть в пропасть и дойти до кроватки. Образовательный эффект переоценить сложно — научился вовремя прыгать? Вот тебе Super Mario World на шестилетие. Понял, как время перематывать? Вот тебе Braid на десятилетие, заодно английский подтянем. Надоела лирика и цветочки? Вот тебе Limbo, прости, сынок, спать не будешь еще пару недель. Да, эта игра не затерялась бы и на домашних консолях, поскольку в жанре, ммм, эстетических платформеров пока еще есть где развернуться. Про ту же Limbo кто-то писал, что она отлично умеет предоставлять игроку «aha! moments», то есть чувство, когда ты долго не понимаешь, что делать, и вдруг тебя осеняет — да, этот «Лунатик» для планшетов ровно такой же.
Разработчики были щедры — тут есть и движущиеся платформы, и цирковой велосипед, и телепортация, и пушки: в общем, ребенка учим читать по «Колобку», а к третьему «Сонику» готовим в Sleepwalker’s Journey. Жену тоже можно обмануть — мол, я проверяю, подойдет ли игра, нет ли чего плохого или сложного слишком. Обман в том, что никакой проверки: самому ужасно хочется посмотреть все уровни и решить все задачки «на золото». Еще один обман в том, что разработчики консультировались со своими женами и подругами и отчасти старались сделать игру для них без сюсюканья и заискивания, так что, по-хорошему, «проверять» должна она. |
Комментарии
Подписаться