Списки
Чекпойнт:
Еженедельная
рубрика о видеоиграх
Адвокаты, лего и киберпанк — в обзорах экспертов Look At Me
Каждую неделю в рубрике «Чекпойнт» наши эксперты, любители видеоигр, рассказывают о том, во что они играли на этой неделе: о лучших старых играх и недавних релизах, о шутерах и квестах, о подземельях и гоночных трассах.
Старые
3DS, iOS PC-88, MSX 2, PC Engine CD, Sega CD, PlayStation, Sega Saturn |
Новые
Xbox 360, PlayStation 3, PC Android PlayStation Vita Wii U |
Ace Attorney
Разработчик: Capcom, жанр: adventure
Платформы: 3DS, iOS
ДАНИИЛ ТРАБУН главный редактор Look At Me |
Ace Attorney — это симулятор адвоката прямиком из Японии, в который сейчас можно поиграть на 3DS, а скоро — еще и на iOS. Пишу о нем сейчас, во-первых, потому что в скором времени HD-версии всех трех частей игры (скриншоты ниже) появится в App Store, а во-вторых, потому что это идеальная игра, когда тебя подкосил грипп.
Вот представьте интерактивный сериал Suits — да, это он самый. Главные персонажи не в пример фактурнее: бородатый судья, прокурор Майлс Эджворс и красотка, босс и медиум Мая Фей. Если за долгую неделю случилось такое, что вы вместе с главным героем Фениксом Райтом выиграли все процессы, посмотрите еще и фильм по видеоигре. |
Bioshock Infinite
Разработчик: Irrational Games, жанр: FPS
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3, PC
ИЧИК УМЕР дизайнер |
В игре я могу найти только один недостаток: она образует с первой частью идеальную дилогию, делая таким образом номинальный сиквел, Bioshock 2, как бы ненужным. BI — крайне поэтичная игра, в которой крайне важны и ритм, и символизм. Смотри, говорят тебе, слушай, наблюдай, исследуй, думай, запоминай. Львиная доля удовольствия именно в погружении в этот похожий на сон (неслучайно похожий, тут вообще мало случайного) летающий город. Детали, мелочи, штрихи к портрету — с потоком информации сложно справиться, а кучу безумно интересных вещей успеваешь заметить лишь краем глаза. Там, где другие обошлись бы размноженными объектами и полупустыми помещениями, в которые, как считается, никто не станет вглядываться, так как все внимание будет приковано к основному действию, дизайнеры Irrational Games совершают титанический труд.
Все в целом — как обход экспозиции в музее. И если в первой части игры этот обход время от времени прерывался патетическими монологами, проигрываемыми магнитофоном, незаметно закрепленным за стендом с восковыми фигурами, то в этот раз монологи заменены сценами с живыми актерами. А вместо аудиогида у вас есть экскурсовод. Экскурсовод, Элизабет, впрочем, не только фиксирует внимание игрока на важных деталях, но и принимает непосредственное участие в творящейся пьесе. И нет, это ни разу не выглядит неестественно. В игре как раз наоборот нет ничего более органичного, продуманного, правдоподобного, реалистичного и важного.
Высокая степень проработки напарника с искусственным интеллектом, сопровождающего игрока практически в течение всего действия, лучше всего говорит о том, какая необычная для видеоигр вещь Bioshock Infinite. В первой части Кен Левайн с упорством уличного проповедника громил философию объективизма и все сопутствующие ей наслоения, а в новой игре с такой же силой обрушивается на религию (в основном на христианство), тоталитаризм, левый анархо-радикализм и даже успевает вплести в повествование еще и расизм. И интересна, понятное дело, не столько основная гуманистическая идея — в конце концов, Левайн, людей считает, кажется, существами неисправимыми, но при этом невинными в своем зле; интересно то, какими именно деталями он это в своем повествовании украсит, как обставит свой очередной переход от частного к общему, от действия к рефлексии. И тут он не дает сбою: последовательное подведение к основной идее, развязке и всем прочим эмоционально важным обстоятельствам сюжета происходит не во время сюжетных роликов, не во время прослушивания дневников, а непрерывно. Кажется, это недостаточно легковесно, но это редкая вещь, важная, краеугольный камень, и она стоит внимания. И, как говорили совсем другие герои по довольно схожему поводу: |
In a Permanent Save State
Разработчик: Benjamin Poynter, жанр: квест
Платформы: Android
ДМИТРИЙ ВЕСНИН автор блога Big Echo |
In a Permanent Save State не задумывалась веселой игрой — она посвящена серии самоубийств, произошедших на китайской фабрике Foxconn в 2010 году. Приложение не прожило в App Store и часа, но его все еще можно увидеть в Google Play, там, куда не добраться модераторам из Apple. В истории семи работников, которым сорокачасовая рабочая неделя могла только сниться, художник Benjamin Poynter размышляет о том, что стоит за производством популярного гаджета.
Сюрреалистичная подача накрепко оседает в памяти, оставляя «игрока» в состоянии, близком к шоку вроде того, который испытываешь после прочтения первой части геймановского «Песочного человека». В In a Permanent Save State нет определенной «игровой механики» — это скомканное повествование, в котором имена, фамилии и некоторые отдельные слова вырезаны цензурой. Это уже не первое высказывание по теме: ранее в App Store были забанена игра Phone Story. Кстати, ни одно из этих удалений (а потом и Drones+) не было официально прокомментировано со стороны Apple.
In a Permanent Slave State — безумно кривая игра с неочевидным управлением и странными сюжетными поворотами, в которых игроку без объяснения приходится умирать по несколько раз на одном и том же месте. Но, несмотря на все это, свой цели приложение достигает — мой текст написан, еще одна ночь проведена в размышлениях о корпоративной цензуре, еще одно сравнение с коммунистическим режимом сделано. «There’s an app for that». |
Lego City Undercover
Разработчик: TT Fusion, жанр: экшен
Платформы: Wii U
АНТОН МУХАТАЕВ автор блога plastinki |
Я почти не сомневаюсь, что игрой года станет GTA V (ей может помешать только 3D Mario для Wii U), но выходит она еще не скоро, а чем-то занять себя надо. Если вы уже прошли Bioshock Infinite, то Lego City Undercover — неплохой выбор. Во-первых, кто не любит Lego, у того не было либо детства, либо Lego. Во-вторых, по отсылкам к поп-культуре она ничем не уступает, а то и превосходит GTA. В-третьих, она правильно обыгрывает условности большинства игр с открытым миром. И четвертый момент, ностальгический: экраны загрузки, самая большая беда Undercover, появляются часто и надолго, напоминая о временах первых игр на компакт-дисках.
Главный герой Undercover, полицейский с говорящим именем Чейз, выступает в роли принципиально хорошего парня. Даже когда он угоняет машину у первого встречного, то смущенно извиняется, объясняя, что вот, такие дела, полиции срочно понадобилось. Самой игре объяснять про себя ничего не нужно: даже я, человек, далекий от кино, считываю пародии почти каждую минуту: «Славные парни», «Матрица», «Титаник», «Темный рыцарь», фильмы с Шварценеггером — чего тут только нет. Этим игра не ограничивается. Undercover — вообще во всем GTA наоборот, которая не стесняется выглядеть так каждую секунду, но никогда с этим не перебарщивает.
Чем дольше вы играете в видеоигры, тем больше у вас вырабатывается вредных привычек. Одна из моих — собирательство. Пока я не обыщу в игре каждый угол, я не двинусь дальше. Из-за этого играть в Undercover иногда очень сложно: по огромному Lego City разбросаны миллионы деталек конструктора, и мне каждую хочется собрать. А ведь еще есть открываемые костюмы, способности и машины. Так что если раньше я думал, что ожидание сентября будет тоскливым, то теперь знаю, чем себя буду развлекать все это время. |
Lumines Electronic Symphony
Разработчик: Q Entertainment, жанр: Puzzle
Платформы: PlayStation Vita
ИВАН СОРОКИН научный сотрудник |
Я очень люблю жанр «паззл». Очень-очень. Настолько, что главной игрой прошлого года для меня стал очередной сиквел Lumines — когда-то спасшей запуск PSP истории о безжалостной белой черте, сжирающей квадратики. Теперь же этот паззл окончательно превратился в идеальный синтез музыки и геймплея: формально не являясь «музыкальной игрой», Lumines Electronic Symphony по сути стала выдающимся инструментом для налаживания связи тактильных ощущений со слуховыми (создатель серии Тецуя Мизугучи вообще известен подобными экспериментами — это он в свое время прикладывал к психоделическому шутеру Rez прибор, который назывался Trance Vibrator).
Механические изменения, произошедшие в Lumines за последние лет шесть, минимальны, но дело здесь и не в них. Продюсеры игры говорили, что на этот раз их задача состояла в том, чтобы создать игру, идеальную по динамике, развивающуюся с точки зрения эмоций, как музыкальный альбом, что им и вправду удалось. Самый очевидный и в то же время самый тонкий мотивирующий момент в Lumines (его, кстати, с тех пор начали копировать все кому не лень — лучше всего получается у серии BIT.TRIP) связан с тем, что и фоновый трек, и графические элементы как бы формируются вашими комбо и удачными размещениями блоков — а когда все идет и вовсе прекрасно, включается вокальный сэмпл. Так вот, лучшей мотивации, чем голос Трейси Торн, вдруг начинающий петь про «future of the future, you can't forget the past», придумать сложно, а такие моменты здесь следуют один за одним.
Кстати говоря, в Lumines Electric Symphony сильнее, чем в предыдущих частях, ощущается некоторая ориентированность на старперов (в списке артистов, чьи треки составляют «уровни», присутствуют The Beloved, Aphex Twin, LFO и Orbital) и на киберфутуризм девяностых, к которому все чаще хочется добавить приставку «ретро». Когда-то Sony выпускали Wipeout, звали Криса Каннингхема снимать рекламную кампанию, флиртовали с рейверами и воплощали собой то самое желанное будущее — а теперь воспроизводить их коронную стилистику приходится студии Q, совершенно посторонним людям. Но эта невеселая история, пожалуй, годится для отдельного разговора. |
Snatcher
Разработчик: Konami, жанр: квест, визуальный роман
Платформы: PC-88, MSX 2, PC Engine CD,
Sega CD, PlayStation, Sega Saturn
ГРИГОРИЙ ПРОРОКОВ редактор сайта «Афиши» |
У меня проблемы: я так сильно люблю «Бегущего по лезвию», что радуюсь всему, что хоть сколько-нибудь похоже на этот фильм, даже хотя бы отбрасывает похожую тень. Не просто любой киберпанк (хотя это тоже здорово), но произведения с особым духом, который трудно описать словами. У мира, впрочем, тоже проблемы: никто ничего такого не делает. За тридцать лет очень мало чего было сделано похожего в любом жанре, будь то кино, комиксы или видеоигры.
Хидэо Кодзима (человек, придумавший и до сих пор делающий серию Metal Gear Solid) — тоже, судя по всему, фанат «Бегущего по лезвию» и в 1988 году признался фильму Ридли Скотта в любви самым доступным ему способом: с помощью видеоигры. Snatcher, вторая игра Кодзимы, вдохновлена многими фантастическими произведениями восьмидесятых: «Акира», «Терминатор», но «Бегущего по лезвию» тут больше всего — это тоже нуар в городе будущего, тут даже похожая фабула, главный герой охотится за роботами, которые выглядят, как люди.
Snatcher начинается c веселой ноты: в середине девяностых русский эксперимент по производству биологического оружия выходит из-под контроля и уничтожает половину населения Земли. Пятьдесят лет спустя главного героя по имени Гиллиан Сид и его жену находят в России; у обоих амнезия. Они приезжают в японский город Нео-Кобе, где Сид присоединяется к организации J.U.N.K.E.R., охотящейся на снэтчеров — роботов, которые убивают людей и, копируя их внешность, занимают их место. Они недавно стали появляться в Нео-Кобе, никто не знает, откуда они берутся. Параллели с «Бегущим по лезвию» довольно быстро кончаются, Snatcher идет своей дорогой, остается лишь длинное пальто и андроиды; но своя история тоже хороша. Тем не менее, несмотря на специфический японский юмор и легкомысленность некоторых моментов (с главным героем, например, все время ходит маленький комичный робот), тот самый дух «Бегущего по лезвию» иногда просвечивает: параноидальная красота, город, в котором всегда ночь, и еще музыка. Snatcher — это, по большому счету, визуальный роман, популярный в Японии жанр квеста, в котором от игрока требуется мало усилий и дается мало возможностей (впрочем, все равно больше, чем в играх Quantic Dream), надо только следить за сюжетом. Захватывает все равно сильно, и сказать, что эта история с легкостью могла бы быть кино, не хочется. Чувствуется почерк гения (а Кодзима, конечно, именно он). Snatcher пережил массу разных изданий на странных консолях, но на английском вышла всего одна — на Sega CD. Она, кроме прочего, великолепно озвучена, и тут проявляется еще одно достоинство Snatcher — игра работает, как радиопьеса. Тут много статичных картинок, поэтому все держится на диалогах. Пару лет назад Кодзима с компанией записали радиопостановку по Snatcher, приквел к игре; может быть, теперь ее наконец переиздадут в доступном всем виде. Страшно подумать, сколько еще потерянных шедевров таится на забытых старых консолях. |
Комментарии
Подписаться