Autre Ne Veut: «А я думал, у меня поп-песни»
Один из самых ярких представителей новой волны независимых R&B-артистов поговорил с MAG накануне концерта в Москве
Прошлогодний альбом артиста Autre Ne Veut (читается как «отр не ве») стал последним весомым доказательством того, что R&B теперь удел не только мейнстримовых рэперов, но и андеграундных артистов. На одноименной пластинке Autre Ne Veut пел восьмидесятнические поп-R&B-песни и аранжировал их как какой-нибудь экспериментатор из Бруклина нулевых; получалось так, будто Animal Collective вернулись в прошлое на машине времени и записали совместный альбом с Принсом. В понедельник Autre Ne Veut выпустил новую EP «Body» на лейбле Hippos in Tanks, а в воскресенье выступит на вечеринке Strelka Cup Party в Москве. В связи с этими событиями MAG связался с артистом и узнал о его прошлых проектах, подходе к звучанию, единомышленниках и делах с Канье Уэстом.
Привет! Я бы спросил, как дела, как там дочка или бабушка, но такая штука — даже имени твоего не знаю.
Так и задумано, граница между личным и публичным — она совсем не случайна.
Ну вот, опять. Почему столько современных музыкантов пытается скрыться? Анонимность, это что — новая популярность?
Да, вообще-то анонимность стала слишком популярной. Могу сказать только за себя: я не против, чтобы меня узнавали, но так получилось, что из всех моих проектов этот оказался наиболее интересным в интернет-среде, и мне не хотелось бы, чтобы когда люди вбивали мое настоящее имя в поисковик, они до скончания дней находили бы видеоролики с моими нелепыми танцами.
А какие были еще проекты, занятия? Я вот, например, крыши стелил как-то.
Я был копирайтером, автором джинглов, иллюстратором, менеджером в кафе, обтравливал картинки в фотошопе, паковал ящики с мебелью в магазине, работал в аптеке, был учителем… не знаю, много всего. Но крыши никогда не стелил.
Еще и петь начать успел! Наверное, в школе играл в какой-нибудь группе?
Да, мы с другом играли каверы на The Velvet Underground и Кена Бута на акустических гитарах и гармонике. В колледже у меня была рок-группа, нас четверо было, мы много шумели, но играли, типа, поп. Все в духе девяностых — The Jesus and Mary Chain плюс Pavement. Кажется, никому кроме нас это не нравилось. Потом меня как-то накрыло эмбиентными работами Брайана Ино, и я начал сочинять штуки в духе Ино, Гарольда Бадда, Кристиана Феннеша и тому подобных — выходило, честно говоря, не очень. Тогда мой интерес к музыке перегорел и вернулся только в 2005-м, когда я начал проект Autre Ne Veut.
И как получился Autre Ne Veut? Ты, видимо, тогда увлекся R&B? Откуда название?
Ну, я вообще-то всю жизнь и слушал R&B и поп-музыку. А название взял где-то так в 2005 году. Эта фраза была выгравирована на задней части антикварной броши, выставленной в одном из филиалов музея Метрополитен. Если сотрудники музея меня не обманули, она означает «другого мне не надо».
Понятно. С тех пор как ты стал выступать как Autre Ne Veut, ты выпускал релизы на разных топовых экспериментальных лейблах — Olde English Spelling Bee и Tri Angle Records, например. Считаешь, что примерно одним делом занят с другими артистами этих лейблов? С Джеймсом Ферраро и How to Dress Well, например.
На OESB я просто через друзей случайно вышел, а для Tri Angle всего-то кавер записал. Просто показалось, что будет весело попробовать записать кавер на песню, которую не слышал никогда. С How to Dress Well у нас на самом деле есть много общего — хотя это, конечно, больше на уровне идей, чем, собственно, песен. Также есть связь между моей музыкой и тем, что Джеймс Ферраро делал на альбоме «Night Dolls With Hairspray», но мы с разных сторон подходим к вопросу звучания. Как правило, я всегда выбиваюсь из общего ростера лейблов: у меня не такая модная-клевая музыка, как у остальных артистов Tri Angle, и не такая авангардная, как у OESB.
А если брать отдельных артистов, то с кем бы ты себя в один ряд поставил?
Не то чтобы я когда-то задумывался об этом, но на ум сразу же приходит упомянутый How to Dress Well, а еще Greatest Hits, d'Eon, Grimes и Канье Уэст.
Планируешь с кем-нибудь из них записать что-то?
Канье говорил, что хотел бы как минимум две песни со мной записать для следующего альбома. Но я в это поверю, только когда увижу чек.
Ты пишешь песни, которые, с одной стороны, напоминают о массовой поп-музыке восьмидесятых, а с другой — о современной независимой музыке из Бруклина. А ты когда-нибудь пытался отбросить какую-нибудь из этих сторон и записать или радиоформатный поп-хит, или, наоборот, что-то совсем экспериментальное?
Э-э-э, я думал, я и пишу поп-хиты! А экспериментальное — это в прошлом уже.
Тебя часто приписывают к гипнагоджик-артистам, например, с Ариэлем Пинком в один ряд ставят. Думаешь, это справедливо? Гипнагоджик — это же попытка воссоздать какие-то туманные воспоминания из прошлого, это про тебя?
С Пинком мы примерно одних и тех же традиций придерживаемся, но я совсем не пытаюсь воссоздать образы из прошлого.
А что было в прошлом у тебя, что слушал в детстве?
Кинга Санни Аде, Ladysmith Black Mambazo, Майкла Джексона, саундтрек к «Грязным танцам», Энию, Фила Коллинза, Эрика Клэптона, Ванессу Уильямс, Z100. Поп-музыку. Ретрорадиостанции.
По-моему, вполне сходится как раз. Особенно если к саундтреку «Грязных танцев» добавить песни Дэвида Боуи из «Лабиринта» — ты же видел его?
Видел, конечно, но тоже никаких отсылок к нему намеренно не делал.
О'кей, ну раз уж зашел разговор о Боуи, то кого ты выбрал бы: Дэвида или Тину Тернер?
Боуи берлинского периода. Но только из-за прически. «Private Dancer» (пятый альбом Тины Тернер, вышедший в 1984 году. — Прим. ред.) тоже был хорош. Впрочем, ничего из этого я не брал бы с собой на необитаемый остров.
Выбор: Три любимых альбома на данный момент
Джони Митчелл «Hejira» |
Кейт Буш «The Dreaming» |
Forest Swords «Forest Swords» |
Расскажи, как ты песни придумываешь-записываешь, ты же все в одиночку делаешь?
Да, все сам. Песни как-то спонтанно выкристаллизовываются, пока я над звуком работаю.
А какое используешь железо? Я почему спрашиваю: у племянника, большого фаната Майкла Джексона, как раз скоро день рождения, какой бы ему синтезатор подарить?
Я больше софтом пользуюсь. Только недавно начал заморачиваться железом, но по большей части это современные цифровые синты и внешние компрессоры и эквалайзеры. Так что вопрос не совсем ко мне, но могу посоветовать Yamaha DX-7.
Хотел бы попробовать в большой студии с большим продюсером записаться? Или только DIY?
Я бы все хотел попробовать.
С кем?
C Крисом Коади, который сводил мой альбом, я хотел бы попробовать с ним поработать от начала до конца. Еще было бы клево записаться с Кеном Каллеем (американский продюсер, работавший с The Beach Boys и Fleetwood Mac. — Прим. ред.), Феннешем и, может быть, Outkast и Принсом.
На твоих концертах обычно все довольно просто — ты и минусовка. Так и будет продолжаться или все-таки наймешь группу?
Нет уж, так точно не будет всегда, что-нибудь придумаю — группа как вариант.
Хорошо, и последний вопрос: твой проект стал заметным во многом благодаря тому, что в независимой среде вдруг резко стал популярным R&B, есть какие-то мысли, почему это вдруг случилось?
Просто случилось неизбежное.
Интервью: Юра Катовский
Комментарии
Подписаться