Другое
Доброе утро: Как не проспать появление новых кумиров
Гоша Биргер о том, как Фрэнк Оушен пришел на смену Radiohead
«Кумиров больше нет», «Где новые герои?» — жаловались критики несколько Поп-культурный мир развалился на сотни божков. Мы попросили музыкального критика и бывшего редактора Look At Me Гошу Биргера рассказать нам, как вчерашние маленькие герои превратились в больших, почему сиюминутность поп-культуры равна духу времени и как калифорнийские подростки или канадские социопаты изобретают будущее, пока многие из нас смотрят в сторону. |
Гоша БиргерМузыкальный критик, главный редактор |
Ничто, нигде, никто; ее нет, нет, нет. Консенсус по этому вопросу был уверенным |
Часть 1КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: 2003-й, где новые «Радиохед»,
|
|
Radiohead, |
Время рассудило все так. Interpol стали одной из знаковых групп десятилетия, |
|
Леди Гага еще не была Леди Гагой,
|
Во время того давнего спора я постеснялся назвать любимую в то время группу А сколько имен, основополагающих для сегодняшнего поп-культурного континуума, тогда еще даже не успели засветиться! Канье Уэст только выпускал первый сингл. Леди Гага еще не была Леди Гагой, а Лана Дель Рей еще даже не была Лиззи Грант. Адель лишь исполнилось пятнадцать лет. Дабстеп был крошечной субкультурой, неизвестной за пределами южного Лондона. Franz Ferdinand, Kaiser Chiefs и Arctic Monkeys сочиняли первые песни где-то в подвалах. Только набирала обороты канадская сцена и Arcade Fire еще даже не успели начать путь к вершине, ну а портал Pitchfork Media не успел стать голосом поколения и на верный путь молодых канадцев направить. До нью-рейва оставалось еще три года; до того, как он выгорит и потеряет всякую актуальность, — пять. |
|
В реальности замешательство критиков было, конечно, связано не с тем, что нет новых Beatles, а с тем, что ландшафт всей музыкальной индустрии внезапно кардинально поменялся: вместо одних «Жуков» появились сотни жучков. Цифровая эра решительно изменила модель формирования вкусов, вычеркнула из уравнения целые подразделения лейблов и наладила прямой контакт между новой музыкой |
Часть 2КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Был ли кризис, цифровая эра, |
ВМЕСТО ОДНИХ «ЖУКОВ» ПОЯВИЛИСЬ СОТНИ ЖУЧКОВ |
То, что по девяностые включительно называлось «культом» и требовало нескольких поколений для осмысления, теперь уже моментально становилось общественным достоянием. Нужны были новые механизмы отсеивания, новые способы поиска культурных констант и, главное, новые методы перевода самых достойных в высшую лигу к мейжор-лейблам и стадионам. И сегодняшние позиции тех же Arcade Fire, Interpol, Джека Уайта и всех их коллег говорят лишь о том, что со всем этим мировой поп-культуре удалось справиться. Новые молодежные сериалы стали подходящей площадкой для новых молодых групп. Вечерние телешоу с распростертыми объятиями приглашают выступать YouTube-самородков. iTunes и Bandcamp легитимизировали финансовую сторону проблемы |
Такая идиллическая картина устраивает любого, кто реально следит |
Это, в конце концов, симптомы
|
То есть мы сейчас говорим не о Сереге из пятого подъезда, а о том самом креативном классе, который требует от Болотной площади перемен. И, кажется, Это, в конце концов, симптомы одной и той же болезни, |
|
Но это все — консерватизм, а головожопием он становится тогда, когда происходит не в тридцать, а в двадцать. Как и почему — до сих пор для меня необъяснимая загадка: каким образом выходит так, что у множества моих ровесников, часто во всех остальных аспектах жизни всесторонне замечательных, к двадцати годам уже теряется интерес Другое дело, что до сих пор я никак не мог объяснить, почему это все важно. |
Часть 3КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Консерватизм vs головожопие, застрять в прошлом, |
Великая иллюзия о том, что если дать народу
|
Сначала про иллюзии. В девяностых не было интернета, а информация, несмотря на свободу слова, была не такой свободной. Новая музыка не находилась на расстоянии вытянутой руки — она была привилегией для тех, кто знал правильные названия журналов и правильные места на «Горбушке». Тогда казалось, что российские чарты не напоминают британский топ-40 (где тогда обитали Oasis и Blur, а также американский альт-рок) лишь потому, что ни у кого нет возможности это все слышать. Но великая иллюзия о том, что если дать народу возможность выбора, то он сделает правильный, рухнула сразу же с распространением интернета. Разговор об отсутствии больших имен со стороны тех, кого это правда волновало, было лишь попыткой оттенить самые удручающие выводы. А со стороны тех, кому было все равно, — |
|
Про обиду и сочувствие. Понятно, что когда-нибудь все эти культурные константы догонят и нас. Как обычно это бывает — лет через десять у нас все-таки решат, Я смогу показать им первый принт дебютного альбома Arcade Fire в дешевой картонке. Рассказать про концерты Animal Collective и других групп, которые у нас собрали двести человек и которые мне посчастливилось увидеть в лучшие их годы. Или как я провел три дня в Москве с группой The National и никто ни разу не узнал их на улице. Или как я видел на фестивалях один из прощальных концертов LCD Soundsystem и одно из выступлений Канье Уэста в рамках тура после выхода My Beautiful Dark Twisted Fantasy — уже сейчас эти шоу могут считаться историческими. |
|
И все равно я неудачник. Потому что эти девять лет, которые я потратил на споры И знаете, если бы не Look At Me, мне пришлось бы, наверное, закончить эту колонку «эмбедом» песни «Иванушек» «Безнадега точка ру», а самому пойти утопиться. |
ДЕВЯТЬ
|
Сегодня Look At Me перезапускается, а эта колонка — часть обновленного сайта. Поэтому разрешите обратиться. |
Часть 4КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Добро пожаловать в реальный мир, наши ровесники на другом конце света, забудьте о мастодонтах, сиюминутность поп-культуры, |
Пробегитесь по своим плейлистам и обратите внимание, что десять лет назад всего этого не существовало — ну, как минимум, вашего i-чего-нибудь. Некоторые из ваших любимых музыкантов тогда только выпускали дебютные альбомы, а другие заканчивали младшие классы. Разные люди из жизни и из интернета будут с пеной |
|
Поп-культура — она не о мастодонтах,
|
Если внимательно следить, то можно наблюдать, как она дает старт множеству невероятных историй, которые у вас есть шанс наблюдать в реальном времени. У нас часто любят говорить: время рассудит. Оспаривают ценность тех или иных явлений, дожидаются вердиктов в учебниках истории много лет спустя. Игнорируют то, что происходит в данный момент. Но поп-культура — она как раз о том, что сию секунду. Отвернетесь на десять лет, и — оп! — в новостях сплошь незнакомые имена. А мне приходится писать колонку о том, что, оказывается, мир изменился и появились новые звезды — доброе утро, как вам спалось? Вы просто поймите: не допускаете перемены в свой плейлист или планы на вечер — пропускаете их в принципе. |
Открытие 2012 года — Фрэнк Оушен |
Комментарии
Подписаться