Музыкальный словарь, редакция 2011 года
Справочник новых и не очень слов, которые помогут разобраться в том, что имеют в виду ваши любимые музыкальные журналисты и блогеры
Год назад Look At Me подготовил Новый музыкальный словарь, где собрал все потенциально незнакомые термины и сленг музыкальной кухни. За прошедшее время музыкальный мир успел довольно сильно измениться и в обиход вошла целая масса слов, которые требовали бы обстоятельного объяснения. Основные изменения тут коснулись названий новых течений — после долгих попыток дать каждому новому звуку свое название журналисты начали действовать наоборот и объединять маленькие поджанры под терминами-«зонтиками». Другая важная деталь: нашествие электронных продюсеров и хип-хоп-исполнителей, которые принесли с собой характерные для своего профиля словечки вроде «микстейп» или «дроп». Сегодня Look At Me собрал все эти слова в новой редакции музыкального словаря, который поможет понять, о чем вообще идет речь в музыкальных разделах разных изданий.
Течения
|
ЛефтфилдОбщий термин для неклассифицируемоей андеграундной электроники Грубо говоря, «лефтфилд» — это аналог приставки «пост-» в электронной музыке. То есть формально лефтфилд-запись еще можно отнести к хип-хопу или хаусу, но для самого автора все это не имеет ни капли смысла, главное — поиски нового звука и свобода самовыражения. Сегодня лефтфилд объединяет всю экспериментальную электронику от Flying Lotus и Zomby до Balam Acab и Hype Williams. |
|
Бас-культура
|
|
БитсТакже: битс-культура, битс-сцена Общий термин для нового инструментального хип-хопа История появления слова «битс-культура» схожа с «бас-культурой», но основным местом действия тут является Калифорния, а предпосылками — эксперименты людей со Stones Throw и в первую очередь Джей Диллы и Мэдлиба. Выросшее на такой музыке поколение домашних продюсеров оказалось настолько разношерстным и оригинальным, что пришлось прибегать к как можно более абстрактным терминам-«зонтикам». |
|
ДжукТакже: футворк Зародившийся в Чикаго жанр быстрой и жесткой танцевальной музыки Джук идентифицировать совсем не сложно — так называют суматошную электронику с пульсирующим басом, повторяющейся фразой и тарахтящими на скорости 135 ударов в минуту перкуссиями. У «футворка» значений больше: еще в восьмидесятых так называли одну из разновидностей нижнего брейка. Сейчас он часто употребляется как синоним джуку или танец, приспособленный под этот стиль. |
|
МумбатонНовый жанр танцевальной музыки, грубо говоря — замедленный датс-хаус Как и многие другие новые течения, мумбатон появился в результате замедления. Американский диджей Дейв Нада на вечеринке в 2009 году замедлил датч-хаус-хит — ремикс продюсера Afrojack на трек «Moombah» Silvio Ecomo и Chuckie до скорости раггатона — и внезапно получился новый жанр, который Дейв так и назвал — мумбатон. Следом сам Нада, а потом и другие продюсеры начали сочинять собственные треки в этом жанре. Недавно мумбатон-микс выпустил сам Дипло. |
|
БыдлостепТакже: бростеп, филс-степ, бобстеп Банальный драм-н-бейс с позаимствованным у дабстепа басом для любителей клубной рваки Популярность дабстепа принесла миру множество выросших их него жанров, но в то же время само понятие «дабстеп» для массового клубного слушателя в итоге стало означать что-то, на самом деле к жанру имеющее весьма опосредованное отношение. Чаще всего это банальный клубный драм-н-бейс, к которому для пущей рванины приделан некогда присущий дабстепу жесткий басовый вайб. То есть то, что фанаты Skrillex, Flux Pavilion и Borgore называют дабстепом, поклонники старой школы всячески отвергают и регулярно придумывают для этой музыки новые ярлыки — наиболее распространены «быдлостеп» или «бростеп», также популярен «филс-степ» (от «filth» — «грязь») и совсем свежий шуточный ярлык «боб», в честь характерного для такого баса звука «уобуобуобуоб». |
|
ГипнагоджикТакже: чилвейв, глоу-фай Способ выражения ностальгии через лоу-фай, породивший несколько популярных новых течений Термин «гипнагоджик-поп» в 2009 году огласил журналист Дэвид Кинан. Так он назвал преобладающую в то время в мировом андеграунде музыку, звучащую словно запись с пленки, которую пожевала и выплюнула корова. У этой музыки была прочная идеологическая основа — это ностальгия по восьмидесятым от поколения, которое едва способно помнить то десятилетие. Кинан сравнивал гипнагоджик-треки с бумажной ксерокопией, которая сама сделана с другой ксерокопии, и так далее — в общем, когда от оригинала остается только смутный образ. Такое расплывчатое, даже расплавленное звучание напоминает гипнагогию — состояние полудремы, во время которого можно слышать галлюцинации. Оформившись в андеграунде, идеи гипнагоджика перешли в поп-музыку; отсюда весь «кассетный» лоу-фай-поп от Washed Out до Memory Tapes, который называют то чилвейвом, то глоу-фаем. |
|
НайскорТакже: мем-поп «Найскор» — слово, придуманное журналистом Феликсом Сандаловым для обозначения новой странной русской музыки вроде групп «Лемондэй» и «Братья Шимпанзе». По его определению, найскор — это сформировавшийся в питерском рок-андеграунде жанр, существующий на грани трэша, стеба и уеба. Непосвященному весьма сложно сразу проникнуться найскором, потому что, даже зная, из чего он сделан, сложно разобраться, где в нем трэш наигранный, а где естественный, где стеб над собой, а где над действительностью, и когда уеб получается осознанным-эпатажным, а когда случайным. Многие найскор-треки становятся мемами (например, этот), но путать их с мем-попом не стоит — в рамки последнего жанра укладываются вообще все артисты, которые добиваются популярности с помощью смешных YouTube-роликов, от Игоря Растерява до Васи Обломова. |
|
Дипсет-трансНовый вид транса, возникший в результате его встречи с лефтфилдом и битс-культурой (см. выше) Изначально слово «дипсет» было официальной кричалкой рэп-группы с Восточного побережья The Diplomats, испытывающей особенную страсть к ритм-секциям южного хип-хопа. Сегодня же это слово обрастает новым значением: с руки продюсеров вроде AraabMuzik дипсетом называют мрачную электронику, где лефтфилд-продакшен Clams Casino (ну или Salem) смешивается с трансовыми вокалом и синтами. Получается очень неоднозначная вещь, заслуживающая куда более глубокого анализа. |
|
ХардбасШутка о настоящем пацанском танце, зашедшая слишком далеко Началось все с шутки, которую пару лет назад придумали несколько российских диджеев: они сделали на основе хардкор-техно и памп-хауса девяностых максимально примитивный и жесткий трек и придумали к нему танец, который целиком состоит из популярных в среде «настоящих пацанов» движений. Получилась настолько аутентичная пародия, что высмеянные в ней люди приняли хардбас на полном серьезе. Курьезность ситуации усугубилась еще и тем, что хардбас заодно приглянулся радикальным националистам, которым пришлась по душе идеология ЗОЖ, заложенная в жанре («бутираты и спиды — наши злейшие враги») и которые очень скоро отреагировали уже собственными речевками: «Один-четыре-восемь-восемь — мы хардбас в ваш дом приносим». В итоге получилось что-то типа реального жанра, а заодно словом «хардбас» можно называть и любую другую умца-умца-культуру неблагополучных слоев общества, включая вышеупомянутый быдлостеп. |
|
Дерти саусЖестокий и суровый рэп с юго-запада США Обычно дерти саусом называют непристойный, часто однообразный, но обязательно грязный и качающий южный хип-хоп. Понятие далеко не новое, но сейчас как никогда на слуху: кроме интереса к самим рэперам, их приемы используют еще и молодые электронщики. |
|
Хипстер-хопХип-хоп, который популярен на хипстерских сайтах и в блогах Это, конечно, ярлык, а не жанр — статус хипстер-хопера автоматически присваивается каждому эмси и продюсеру, чье имя упоминается в блогах и/или на сайте Pitchfork. То есть в эту категорию попадают Кид Кади, Канье Уэст, Дрейк, да и вообще почти все хип-хоперы, о которых часто пишет Look At Me. |
|
Хардкор-континуумТакже: гэридж, тустеп, фанки Традиции британской андеграундной электроники Теорию о хардкор-континууме первым огласил журналист Саймон Рейнольдс — согласно ей британская андеграундная электроника движется в одном направлении и эволюционирует от хардкора конца восьмидесятых (известного как рейв) через джангл, грайм и прочие стили вплоть до дабстепа и фанки. Поддерживать теорию и знать точно, кто из чего вырос, совсем необязательно, но стоит знать несколько ключевых терминов-«зонтиков». Во-первых, все жанры и исполнители, у которых в звучании преобладают характерные синкопированные ритмы, можно собрать под словом «гэридж» — на британский манер произнесенное «garage» (оно же UK garage), которое просто «гаражом» не называют, чтобы не путать с гаражным роком. Первым поджанром гэриджа является тустеп, который появился в конце девяностых как более мягкая и доступная версия жанра и позже породил грайм и дабстеп. Последней же инсталляцией в общей картине хардкор-континуума на сегодня является фанки (UK funky) — это более бодрая вариация на тему гэриджа, также вобравшая влияния трайбал- и электрохауса. |
|
Next Level ShitКачественно и принципиально новая музыка Next Level или Next Level Shit — это не жанр или течение, а обозначение для музыки, вышедшей на новый качественный уровень. Next Level Shit можно назвать, например, каждый новый релиз Hyperdub — а вообще Next Level можно употреблять по отношению к чему угодно, но в любом случае это должно быть сверхъестественно хорошо и свежо. Слишком плотная next-level-диета вызывает необратимые изменения в сознании слушателя — ему становится сложно воспринимать все остальное: например, если помногу слушать каждый новый релиз Hyperdub, то старые записи с Warp внезапно теряют обаяние. Такие симптомы часто встречаются у музыкальных журналистов. |
Кухня
|
ДабплейтПочти то же самое что CDR-болванка, только пластинка Один из пробных экземпляров будущей пластинки — перед тем как печатать большой тираж, продюсеры нарезают несколько копий на мягком виниле, которые можно будет опробовать на диджей-сетах перед публикой и, если понадобится, внести последние изменения. В силу характерного материала, дабплейт может быть проигран только лишь несколько раз, после чего приходит в негодность. Это и тот факт, что некоторые синглы официально или вообще не выходят или выходят лишь спустя пару лет, делают дабплейты лакомым кусочком для коллекционеров. |
|
ИмпринтПочти то же самое что лейбл, но только почти Часто слово «импринт» считают синонимом «лейбла», но это не совсем так: всякий импринт может быть лейблом, но не всякий лейбл — импринтом. Обычно этим словом называют лейбл, не зарегистрированный как коммерческое предприятие. Также это может быть, например, какой-то бренд, марка, подразделение, под которыми большой лейбл выпускает несколько артистов одного плана. Или подразделение лейбла, открытое какой-нибудь знаменитостью, загоревшейся желанием продвигать молодых музыкантов. |
|
МикстейпПолуальбом-полусборник с чужими семплами и собственным материалом Сегодня микстейп стал одним из наиболее удобных средств для продвижения себя. Свой материал здесь можно смешивать с чужим, начитывая поверх свой ассоциативный ряд. Результат обычно заливается на MediaFire и раздается всем интересующимся через свой блог, поэтому автору микстейпа совершенно не нужно заботиться об очистке авторских прав на семплы. Поскольку записывать микстейпы намного проще, чем альбомы, да и дистрибьюция не особо нужна, выпускать их можно намного чаще, каждый раз подогревая интерес к своей персоне. |
|
БитмейкерТакже: бит-тейп Продюсер в хип-хопе, создатель инструменталок Новая боевая единица — битмейкер, как можно понять из названия, делает биты, музыкальное сопровождение в хип-хопе, на которое впоследствии без лишнего труда зачитает даже забитый кид-хопер из Мурманска. Очень близко по значению к продюсеру, но со спецификой хип-хопа. Бит-тейп, соответственно, является сборником записей битмейкера. |
|
«Massive», «Big tune!», «Huge», «Big Ups!», «Dope»Слова для выражения эмоций по поводу крутых треков Шаблонные комментарии на Soundcloud, которые стоит заучить и использовать, чтобы выразить признательность знакомым продюсерам. Обычно их оставляют как раз в той части трека, где случается дроп (см. ниже). |
|
Базз-бендГруппа, о которой все жужжат Термин сайта Hipster Runoff, принятый для обозначения тех групп, о которых в данный момент времени часто пишут в музыкальных блогах. Статус базз-бенда группа получает, когда о ней напишут и Stereogum, и Gorilla Vs. Bear, и еще пара менее влиятельных блогов — тогда она становится достаточно заметной, чтобы попасть в поле зрения Pitchfork, Look At Me и других более серьезных ресурсов. |
|
Продюсер / проектСовсем не то, что вы подумали Продюсеры сегодняшнего дня очень отличаются от продюсеров в классическом понимании этого слова. Теперь продюсер занял позиции музыканта, только вместо того, чтобы записывать музыку с нуля, он использует семплы чужих произведений и может тратить больше сил на создание атмосферы и саунда. Проекты этих продюсеров, соответственно, занимают место групп. Здесь работа ограничивается не только звуком (чем занимались группы), а еще и антуражем, визуальным представлением себя, коллаборациями и прочими с виду необязательными для музыканта вещами. |
|
ПродакшенТо, что сделал продюсер и что иногда называют звук или саунд В прошлой редакции словаря LAM упоминал слово «саунд» как концепцию звука. В этом же значении часто употребляют слово «продакшен», когда имеется в виду результат работы какого-либо продюсера. «Сделать продакшен кому-то» означает «сделать минус», инструменталку для того или иного вокалиста или эмси. |
|
СтримингПораженческий способ борьбы с пиратством Стриминг — это представление записи для прослушивания (без возможности скачивания) на каком-либо сайте. С недавних пор стал популярным способом отвадить массы от нелегального скачивания альбомов до официального релиза. Сегодня как только альбом усилиями пиратов попадает в сеть, сотрудники лейбла быстро организуют его стриминг — таким образом слушатели могут оценить запись и решить, стоит ли им ее покупать, не прибегая к помощи пиратов. |
Приемы
|
Чопд-энд-скрюдЖестокая нарезка трека на куски и последующее их замедление Основные приемы покойного диджея Screw: упарываясь сиропом от кашля, этот диджей нарезал близкий душе хип-хоп и впоследствии замедлял его раза так в полтора. В итоге получался гипнотизирующий и по-злому психоделический рэп. Спустя несколько лет участники группы Salem вспомнят об этих приемах и сделают на них себе имя. |
|
ДропСамый «рвачный» момент трека Понятие «дроп» существует довольно давно и в нулевых использовалось, например, в построке, когда песни затихали, а потом резко возобновлялись на большой громкости. Сейчас этот термин все чаще используют для электронных композиций. Дроп — это когда в середине трека басовая линия и бас-барабан ненадолго пропадают, а потом резко возвращаются, зачастую вместе с воблой (см. ниже). |
|
ХалфстепЕще один способ замедлиться Прием, когда темп основного ритма барабанов в два раза медленнее, чем темп всей композиции в целом. По-английски пишется в одно слово — «halfstep», чтобы не перепутать c другим, более академичным термином «half step», или, если по-русски, «семитон». |
|
Подводный бас, вобла, лазер-басРазновидности баса в электронной музыке Если в рок-музыке с басом все понятно — он просто есть, то в электронной у него есть множество разновидностей. Саб-бас, или подводный бас, активней всех используют молодые постдабстеп-продюсеры вроде Balam Acab или Джеймса Блейка; он не резонирует, а звучит так, будто ваш водонепроницаемый сабвуфер упал под воду. Вобла стала одним из наиболее узнаваемых символов дабстепа и имеет характерный «воб-воб-воб»-звук. Лазер-бас звучит жирно и ретрофутуристично, затрагивая не только низкие, но и средние частоты — примерно так звучали выстрелы из бластеров в сай-фай-фильмах восьмидесятых. |
|
ВонкиХарактеристика звучания аналоговых синтезаторов Словом «вонки» обычно описывают звучание суматошных и визгливых синтезаторов, которое нестабильно варьируется по средним частотам. Собственно, само слово «wonky» это и означает — «суматошный, ненадежный, нестабильный». Когда в конце нулевых это звучание стало популярно в бас-музыкальной среде, многие стали подразумевать под вонки то же, что и под постдабстепом, но сегодня в таком ключе термин уже не используется. |
|
СвэгТакже: швэг, бэйзд Почти синонимичные, сложно переводимые и мало что значащие слова. «Свэг» — популярная кричалка молодых эмси и их поклонников, а также слово-паразит Джастина Бибера. В разных ситуациях «свэг» может иметь разные значения — от «собственной фишки» и репутации крутого парня до мерчеништяка. «Бэйзд» — слово-побратим свэга, запущенное с руки рэпера Лил Би: «Ты бэйзд, если ты не паришься, о том, что подумают люди, будешь делать то, что ты хочешь, и так, как ты хочешь». |
Комментарии
Подписаться