Музыкальная кухня: Tesla Boy
Фоторепортаж из домашней студии московской синтипоп-группы и рассказ самих музыкантов о своем инструментарии
На Look At Me возвращается рубрика «Музыкальная кухня» в обновленном и улучшенном виде. Теперь это не просто разбор оборудования, которым пользуется та или иная группа, а полноценные экскурсии в миры, где создается музыка. В рамках рубрики LAM собирается посетить домашние студии и репетиционные базы самых разных российских групп и продюсеров и исследовать их вдоль и поперек: от инструментов и звукозаписывающего оборудования, которыми пользуются музыканты, до фотографий на стенах, видов из окон и прочих факторах, которые в создании музыки хоть и не участвуют, но влияют на творческий процесс. В первом выпуске обновленной рубрики — фоторепортаж из домашней студии московской синтипоп-группы Tesla Boy. Музыканты провели экскурсию по студии-квартире лидера группы Антона Севидова, рассказали о своей коллекции синтезаторов и гитарных примочек, а также о любимой подушке с принтом и о коллекции винила.
TESLA BOY
Московская электропоп-группа. Образована в 2008 году. Дважды становилась «Лучшей русской группой» по результатам голосования пользователей Look At Me. Дебютный альбом «Modern Thrills» выпустила в 2010-м на лейбле Mullet Records. Их новый трек «In Your Eyes» попал на последнюю компиляцию культового французского лейбла Kitsune. Еще о группе в энциклопедии Look At Me. |
ДОМАШНЯЯ СТУДИЯ
Антон Севидов: «Здесь по-хорошему душевный, немосковский вид из окон, мансарда и очень тонкие стены, через которые я порой слышу соседский телевизор. Однажды мне надо было срочно записать вокал, а сосед ушел в запой: телевизор вообще не выключался и микрофон ловил голоса дикторов Первого канала. Тогда я пошел к нему и говорю, мол, так и так, я музыкант и мне надо вокал писать, а ваш телевизор мне мешает. А он мне: "Знаешь, я же тебе ничего не говорю, когда ты со своей подругой развлекаешься и она кричит у тебя как потерпевшая" — и захлопнул дверь».
«Книги — это часть родительской библиотеки. Со стыдом могу сказать, что владельцем она полностью на сегодняшний день не прочитана, я безнадежно застрял на двенадцатом томе Диккенса. Мой отец был знатоком живописи и собирал книги по искусству, и мне кажется, что саму комнату эти книги заряжают. Помимо всего прочего, музыканту вообще очень полезно иногда взять биографию Ван Гога и выяснить, что он умер в тридцать семь»
«Мы играли на фестивале Stereoleto в Санкт-Петербурге, и там перед ЛенЭкспо стояли палаточки с разными сувенирами и продавалась эта подушка. Меня так поразила ее функциональность с режимами вроде "повтор сна" или "аккомпанемент для сна: танго, самба, джайв", что я тут же ее купил. Сейчас подушка используется по прямому назначению, вот Мидборн ее неоднократно использовал. Какие режимы включал — не знаю, не колется».
«Стена с фотографиями постоянно меняется как калейдоскоп, неизменно присутствуют только фотография любимой и фотография родителей, сделанная в Ялте в первые месяцы их знакомства. Влюбленная парочка словно из американского кино семидесятых. Очень нравится Боуи с обложки Esquire, он как будто бы говорит: "Пока вы там пиздите, я тут атомную бомбу потихонечку собираю". На другой стене фотография футбольного клуба "Динамо" (Москва) победного 1984 года, на ней мой дед — Александр Александрович Севидов — главный тренер команды с только что выигранным у "Зенита" кубком СССР».
«Как мне кажется, если бы не эти пластинки, мы бы сейчас здесь не стояли и не разговаривали. Из-за них я увлекся музыкой. Мой папа был меломаном и любил хорошую музыку. Он делал компиляции для своего бара, все треки были тщательно подобраны и в определенной последовательности записывались с винилов на кассеты. Я очень люблю покупать пластинки в поездках. Потом, после прослушивая, у меня появляются новые идеи, поэтому они здесь не для красоты».
ИНСТРУМЕНТЫ
Антон Севидов: «Это одна из относительно новых моделей знаменитой компании Moog, которая производит аналоговые синтезаторы на протяжении полувека. Это укороченная, рэковая версия монофонического синтезатора Slim Phatty. Приобрел я его в маленьком магазинчике в Бруклине. "Что в нем такого крутого?" — спросишь ты. И я отвечу: это жирные, ни с чем не сравнимые басы. А ведь без жирных басов невозможно записать ни одной крутой песни. Компания Moog даже после смерти своего основателя Роберта Муга в 2005-м осталась верна своему узнаваемому звуку, который легко читается в записях LCD Soundsystem или Daft Punk и Tiga. Но знаковой композицией для Moog по-прежнему остается трек Донны Саммер "I Feel Love", спродюсированный Джорджо Мородером. Круто, что Moog используют старые технологии, аккуратно добавляя цифровые интерфейсы, благодаря которым мир становится лучше, и теперь мне как музыканту не приходится перекручивать десяток ручек между песнями на концерте, а достаточно одного движения — и нужный звук у меня в кармане. Slim Phatty можно использовать через миди-клавиатуру или просто подключить к компьютеру, у него есть USB- и MIDI-входы и выходы. Примерная стоимость в США — восемьсот долларов, в Москве на сотню дороже. И как я жил без него?»
«Буквально на днях получил посылкой этого красавца из Японии, это знаменитая, культовая серия драм-машинок Roland TR-505 1986 года, одна из самых дешевых и очень простых моделей. Для тех, кто вдруг не знает: драм-машина — это маленькая коробочка с исключительно барабанными звуками. Звуки практически всех драм-машин уже давно можно найти в интернете, и любой подросток может закачать их себе в компьютер. Но все-таки играть пальцами по кнопкам и записывать биты на драм-машине — совсем не то, что на компьютере. То ли входишь в роль чернокожих ребят из Чикаго или Детройта, то ли она действительно звучит чертовски круто, то ли и то и другое одновременно. Еще два огромных плюса — она на батарейках и у нее есть выход для наушников, что позволяет брать ее с собой в поездки и делать хаус-грувы прямо в самолете, высокомерно поглядывая на сидящих вокруг лохов с айпэдами».
«Аудиокарта — прибор, необходимый для записи всех инструментов и голосов в компьютер. Эту я приобрел во время нашего скандинавского тура в Хельсинки полгода назад. Для карты главное не потерять звук того, что вы записываете, или, проще говоря, не сделать его хуже. У этой карты очень хорошие оцифровщики — соответственно, звук она портит минимально. В придачу она занимает мало места, и ее очень удобно возить с собой на гастроли и записывать голос, скажем, в гостинице или еще где-то».
«Мир саундпродюсеров делится на тех, кто работает в Logic, тех, кто работает в Nuendo, а еще тех, кто не работает или только думает, что работает. Не считая разных сектантов, работающих в Fruity Loops и еще черт знает в чем. Изначально, когда я только начинал заниматься музыкой, я пользовался Cubase, и у меня был компьютер IBM 386, который справлялся только с секвенсором Cubase и игрой Wolfenstein. На этом его возможности заканчивались, и иногда приходилось бить его ногами, что было весьма мерзко, ведь я понимал, что он и так еле дышит. Потом, через несколько лет, когда появился Logic и деревья уже не были такими большими, я перешел с Wolfenstein на GTA и пошел в студию, где сравнил звучание Logic с Cubase. И звучание Logic понравилось мне гораздо больше, звук был плотнее и чище. Еще в последнее время я все больше использую программу Ableton Live, но в основном в поездках — это очень удобно при необходимости быстро зафиксировать какую-нибудь идею, если появляется мысль о том, как можно сделать композицию. Но все равно в дальнейшем я, конечно, перетаскиваю всю аранжировку в Logic».
«Заявляю официально: мониторы Тannoy — говно! Почему? Объясняю! Студийные мониторы не должны звучать красиво, они должны звучать честно. А вот эти мониторы звучат красиво, приукрашивают недоделанную работу и создают ощущение нужного результата. А это не так! Все в искаженном виде и далеко от реальности. Это как надпись на зеркалах заднего вида — "Objects in the mirror are closer than they appear". Помню, какой шок я испытал, принеся в студию пару первых миксов, сделанных на этих пунцовых пукалках. Но не все так страшно, дорогие друзья, если у вас есть голова на плечах, а в нее вделаны уши, которые при этом еще и слышат. За последние несколько лет я научился анализировать звуковые параметры и не вестись на красоту. Теперь я точно знаю, что и как звучит, но обязательно проверяю свои миксы в студии на больших студийных мониторах за десять тысяч североамериканских долларов, и если в них песня звучит хорошо, то это просто успех и можно себя поздравить и похлопать по плечу».
«Этот инструмент я не покупал, это дорогой и ценный подарок моих друзей на день рождения, после которого я понял две вещи: мои друзья очень неплохо зарабатывают и они очень щедрые люди. Что же, Prophet 08 — это реинкарнация старого, аналогового синтезатора Prophet, который делала фирма Sequential Circuits, а сейчас его выпускает фирма Dave Smith. В отличие от Moog, он полифонический, то есть можно играть аккордами, и плюсом этого синтезатора является то, что движения всех ручек запоминаются и передаются в компьютер. Как сказали бы в рекламе, "это лучший продукт на рынке". Полностью согласен».
«Casio RZ-1. "This is the original drum machine used for Chicago house and acid house. A must have if you want that sound!" — лучше и не скажешь, эти слова полностью находят отражение в моей душе и дают мне ответ на вопрос, зачем я потратил триста долларов и приволок ее домой. Эта драм-машина обладает редкой для семплеров способностью — она понижает битность звука или, другими словами, делает его более грубым, а нам с вами только это и нужно. Во многом секрет звука Daft Punk был в том, что они начали понижать битность своих бочек и снейров, то есть делать звук более рваным и грубым, а пионерами в этом направлении опять же стали ребята из Чикаго и Детройта.
Yamaha RX15. Драм-машина конца восьмидесятых. Ничего особенного. Не знаю, зачем я ее купил. Красивая. Подарю ее какой-нибудь даме на Новый год.
Digilab Turbo-Soft. Этот компрессор примечателен тем, что сделан по схемам старого компрессора UREI, но стоит в разы дешевле. Для тех, кто не знает: компрессор делает звук более плотным, собранным, и он необходим при записи и сведении любой музыки.
Roland R-8M. Драм-машина, рэковая. Очень неплохой звук, очень много перкуссии, латиноамериканских трещалочек, африканских колокольчиков и классический набор из серии TR».
«Сэмплерный модуль Roland SPD-S — концертная вещь, а дома она сейчас потому, что мы заливали в него звуки для новых песен. Мы используем его на живых выступлениях, чтобы не возить с собой груду драм-машинок. Также к Roland SPD-S на концертах мы подключаем Simmons Drum Pad 1985 года выпуска. Вещь одинаково полезная и красивая, хотя наш барабанщик Миша ее и не очень любит, предпочитая ей акустический малый барабан. Я воздействую на него психологически и рассказываю, что помимо групп "Форум" и "Электроклуб" на ней играли еще и Whitesnake и Терри Бозио, а сейчас еще и Марк Ронсон».
«Синтезатор 1984 года выпуска. В этом инструменте есть определенный шарм, которого нет в современных моделях. Он звучит как бы неправильно, непричесанно, даже местами расстроенно — и этим мне он очень нравится. Один из самых любимых инструментов, в моей маленькой коллекции. Существуют Juno-6, Juno-60 и Juno-106. У Juno-60 самый узнаваемый звук, и я очень много использовал его в нашей первой записи. У меня этот любимец ровно три года, ровно с того момента, как мы с Мидборном сыграли наш первый концерт. У него масса достоинств: красные, синие и белые прямоугольники на черном фоне, табло с номерами пресетов, вес четырнадцать килограммов и шум от встроенного эффекта Chorus».
«У меня был синтезатор DX7, который сейчас стоит у стены. В один прекрасный день с легкой руки Поко (а она у него действительно легкая) он перестал издавать звуки. Поскольку я лентяй и никуда его везти в ремонт не собирался, а деньги на другой такой же уже потратил, я решил заказать себе "укороченный" вариант — DX21. Звук DX знаком каждому с детства — DX активно использовали композиторы порностудий Калифорнии и Флориды. Также его очень любили советские аранжировщики, его можно услышать в музыке Владимира Кузьмина, Аллы Пугачевой, Игоря Корнелюка. Есть и достойные зарубежные музыканты — Kavinsky, Breakbot и Aeroplane».
«Хочу отдельно отметить микрофон "Октава" отечественного производства, его делают в Туле. У него очень теплый звук, и его используют во всем мире, это факт. Если я и буду гордиться нашим, отечественным, то это будет микрофон "Октава"!»
Поко Кокс: «Made in Japan. Куплена в Москве у чувака, который возит всякие японские инструменты и вроде как их даже реставрирует. Довольно примитивная в настройках гитара, нет кучи тумблеров. Она подходит под всякие фанковые штуки. Гитара нареканий не вызывает, а даже наоборот, ведь всем известно, что японцы жуткие педанты. Еще у меня есть электросмычок, который играет у нас только в интро, но я его не принес. Но вообще штука классная».
«В основном я использую педали эффектов фирмы BOSS. Они очень удобны в настройках. Для настройки гитары я использую хроматический тюнер Boss TU-2.
Boss Super Octave OC-3. Это октавер, им я в некоторых треках дублирую бас. В нем есть очень крутая функция Drive Octave, то есть помимо того, что опускает звук на октаву, он еще и подгружается.
Boss Phase Shifter PH-3. Это фейзер, технически я не представляю, как он работает, но звучит зашибись.
Electro Harmonix Big Muff. Это фузз, перегруз такой семидесятнический. Потому что мне не нравится металлический чес, мне по душе ретро. Мне даже кажется, что Big Muff больше на слух похож на cинтезатор.
Boss Compression Sustainer CS-3. Это компрессор, который я использую, чтобы не скакал сигнал после октавера, он выравнивает звук и с помощью одной приятной ручечки бустит определенные частоты. Вот.
Boss Super Chorus CH-1. Хорус, главная восьмидесятническая примочка, мне кажется.
Electro Harmonix Clone Theory. Еще более странный хорус, который звучит как коротенький дилэй и делает звук еще более восьмидесятническим. Его я использую практически на всех песнях.
Boss Digital Delay DD-7. Это эхо. Тоже, кстати, с хорусом».
Дима Мидборн: «Мил и дорог моему сердцу — это подарок группы на день рождения. Японский, паленый Fernandes, который сделан под Fender Jazz Bass. Это непонятно какая фирма — "Fernandes" написано шрифтом Fender, но это не то и не другое, хотя я знаю, что он сделан в 1988 году. Очень удобный, универсальный, красивый инструмент, подходит для фанка, джаза, рока и нью-вейва».
«Две примочки, которые горят практически во время всего концерта, — это Boss Bass Chorus и SansAmp Bass Driver. Есть еще Big Muff, но я его редко включаю. SansAmp Bass (его я заказал в Штатах) — это очень важная и хорошая штука, дибокс и преамп в одном лице. Так как часто прокатные компании ставят дешевые дибоксы, которые только ужимают звук, то SansAmp путем настроек наоборот его раскрывает. Что касается педали Boss Bass Chorus, то, как сказал Костя, это главная восьмидесятническая педаль. Можно добавить о Bass Chorus то, что Роберт Смит очень активно его использовал в альбоме "Desintegration". Знаменитая партия в песне "Fascination Street" сделана на подобной штуке».
Комментарии
Подписаться