Интервью
Художник и галерист Дарья Иринчеева об арт-мире Нью-Йорка и самиздате
В Петербурге открывается pop-up пространство нью-йоркской галереи Family Business
18 мая в Санкт-Петербурге на острове «Новая Голландия» показом проекта TAMIZDAT откроется pop-up пространство нью-йоркской галереи Family Business, которую год назад основали две суперзвезды арт-мира — художник Маурицио Каттелан и куратор Массимилиано Джони. Дарья Иринчеева, художник и директор Family Business, рассказала Look At Me о том, как функционирует самая необычная нью-йоркская галерея, как работается с Каттеланом и Джони и о том, почему в России нужен самиздат. Материал подготовила: Анна Савина |
ДАРЬЯ ИРИНЧЕЕВА художник и директор |
|
«Остальгией», которая должна была открыться в нью-йоркском New Museum, в Москву приехал Массимилиано Джони, куратор этой выставки, и я должна была познакомить его с русской арт-средой. Мы три дня ездили по студиям и встречам, я знакомила его с художниками и кураторами, и мы очень подружились. Потом на ужине V-A-C Foundation после открытия выставки «Modernikon. Contemporary Art from Russia» на Венецианской биеннале я познакомилась с Маурицио Каттеланом, он оказался очень открытым и классным, и мы быстро нашли общий язык. В 2011 году я переехала в Нью-Йорк, чтобы учиться в The School of Visual Arts, и мне нужна была работа. Единственными моими знакомыми в городе были Массимилиано и Маурицио, и я послала им свое CV на случай, если вдруг они знают о какой-то вакансии. Маурицио, прочитав письмо и CV, сказал мне, что они с Массимилиано открывают новую галерею, и пригласили быть ее директором — такого поворота я совсем не ожидала, но, естественно, согласилась. |
МЫ МАЛЕНЬКИЙ ОСТРОВОК ЭКСПЕРИМЕНТОВ
|
|
|
|
Family Business находится в районе Челси, где на нескольких параллельных улицах расположены самые знаменитые галереи: David Zwirner, Gagosian, Paula Cooper, Gladstone и многие другие. В прошлом это был складской и фабричный район, который обслуживал близлежащий порт реки Гудзон. Впоследствии, когда вся фабричная и портовая деятельность переехала с Манхэттена, район остался в запустении и был несколько забыт. В 90-х художественное сообщество стало захватывать эти заброшенные фабричные и складские помещения, поскольку арендная плата в этом районе была очень низкая, и так постепенно район был трансформирован в один из самых знаменитых галерейных районов мира. С самого начала Массимилиано и Маурицио решили, что их галерея должна быть некоммерческой площадкой, такой лабораторией для сумасшедших экспериментов молодых художников и кураторов. У нас на открытиях постоянно происходят неожиданные приключения и происшествия. Помимо сотен посетителей часто появляются полицейские и пожарные, а серьезные и нарядные посетители расположенных по соседству Gagosian, Paula Cooper и Gladstone все время смотрят на нас с любопытным недоумением. Мы такой маленький островок экспериментов и анархии в океане капитализма. Первая выставка в галерее называлась «The Virgins», и ее курировала очень известная американская художница Мэрилин Минтер (Marilyn Minter). Это был безумный проект, один из лучших в Family Business. За все полтора месяца, на которые мы дали в ее распоряжение галерею, она устроила пять выставок, пригласила своих студентов из School of Visual Arts и Yale University. Это была первая выставка в Family Business и первый выставочный опыт этих молодых художников, студентов, отсюда и название выставки The Virgins. Участие в ней стало отличным стартом карьеры этих молодых ребят: теперь они участвуют в выставках в Metropolitan Museum, ведущих арт-ярмарках и выставках по всему миру. Открытие было грандиозным, afterparty проходило в студии Мэрилин, было очень весело, выступала известная группа The Virgins. Мэрилин очень крутая, она стояла у истоков Нью-Йорка, каким мы его знаем. И хотя она сейчас делает достаточно элитарное искусство, очень «глянцевые» картины, но сама по себе она настоящий панк, бескомпромиссный, честный и прямой. |
|
|
|
Самый большой резонанс в прессе вызвала выставка Хенесси Янгмэна. Он выложил ролик в YouTube, в котором пригласил всех желающих принести свои произведения искусства и участвовать в его выставке «It's a small, small world». В результате в выставке участвовало примерно 500 художников. В галерее было около 700 произведений, которые заняли почти все наше маленькое помещение. Было грандиозное открытие, на которое пришло около тысячи человек, сам Хенесси читал рэп, мы делали салют в галерее, и все это напоминало несанкционированную block party. Об этом написали огромную статью New York Magazine и много других изданий, журналов и блогов. У Хенесси очень необычный подход к искусству: он все высмеивает, и эта выставка — издевка над элитарностью Челси, над убеждением, что в Челси попадают только самые лучшие художники. Он решил демократизировать этот район и пригласить всех. И мне, и Массимилиано с Маурицио поступает очень много разных предложений и идей. Мы также очень много ходим и смотрим на то, что происходит в Нью-Йорке, и потом в ходе обсуждений решаем, каким будет следующий проект. У выставок в Family Business всегда минимальный бюджет, Маурицио и Массимилиано — как родители, которые уехали на дачу и оставили квартиру детям в их полное распоряжение. Бюджет каждой выставки варьируется от $5 до $1000. Все, включая таких звезд, как Линда Яблонски, Мэрилин Минтер, очень легко соглашаются делать что-то бесплатно, потому что это отличный экспериментальный проект. Также в Нью-Йорке огромная конкуренция, и быть замеченным очень сложно. Если тебе предлагают выставку на 21-й улице в Челси, то это просто успех. Подготовка выставки занимает от недели до трех месяцев, монтаж занимает день, поскольку галерея очень маленькая. Правда, один раз к выставке «Cold Castle» нужно было переделать всю галерею, это заняло три дня. Эту выставку сделали наши соседи и друзья — художники, которые жили в конце 21-й улицы в заброшенном здании, где у них был настоящий сквот. Потом этот дом был продан и снесен, и они воспроизвели свое жилище в нашей галерее, воссоздали мир, который уже разрушен. Мы сделали второй этаж, кухню, офис, студии, даже пианино принесли! Это тоже была очень успешная выставка: каждый вечер у нас проходили ужины для друзей и публики, были концерты и чтения, показы мод и мастер-классы. New York Times написал большую статью в воскресном печатном номере про ребят и эту выставку в Family Business. |
ВCЕ ЭТО НАПОМИНАЛО НЕСАНКЦИОНИРОВАННУЮ BLOCK PARTY |
|
|
КРУТЫЕ ВЕЩИ МОЖНО ДЕЛАТЬ, РАСПОЛАГАЯ СКРОМНЫМИ СРЕДСТВАМИ |
Работа дает мне возможность общаться как с настоящими профессионалами — Джерри Зальцем, Хансом-Ульрихом Обристом, Райаном Трекартином и Кейт Гилмор, так и с молодыми художниками, кураторами, критиками и журналистами. Это открывает очень много возможностей: например, когда я сделала свою первую персональную выставку в Нью-Йорке Avoid this Water, на нее пришли многие мои знакомые и друзья арт-критики из Artforum, New York Observer, Gallerist NY и многие известные критики и художники, включая Маурицио. Одна из сложных задач работы директором Family Business заключается в том, чтобы балансировать между ролями художника, куратора, арт-директора, галериста. Несмотря на эту сложную задачу, это дало мне возможность подготовить мою первую выставку «Toasting to the Revolution» в Family Business, куда я пригласила молодых русских художников: Сергея Сапожникова, Анастасию Рябову, Александру Галкину, Давида Тер-Оганяна. Работа очень повлияла на мое понимание искусства. До этого я училась во Франции, в Лионской академии искусств, одном из самых теоретических и философски направленных европейских университетов, и там у меня сформировались предубеждения, что искусство должно быть политичным, концептуальным, минималистичным. Но в Нью-Йорке ты понимаешь, что это лишь одна из миллионов возможных художественных практик, которую может выбрать художник. Массимилиано и Маурицио многим кажутся такими знаменитыми и очень далекими, но при личном общении они очень простые, совершенно не снобские, такие классные чуваки. Маурицио, несмотря на свой профессиональный и коммерческий успех, передвигается по Нью-Йорку только на своем маленьком велике, ходит в забегаловки и тусит на студенческих вечеринках в Бруклине. Общение с ними — это очень хороший жизненный пример, потому что они совмещают профессионализм, гигантские знания, опыт и связи с совершенно нормальной, простой жизнью. Россия по сравнению с этим кажется очень классовым обществом. В России, к сожалению, у многих молодых людей есть представление, что круто иметь кучу денег, одеваться в роскошную одежду и сорить деньгами в дорогих ресторанах и на курортах, но в Нью-Йорке ничего не может быть хуже этого, таких людей называют douchebag — это однозначно полная противоположность нью-йоркской крутости. |
|
«TAMIZDAT» – это первый наш выездной проект, но эта выставка уже была показана в июле прошлого года в Нью-Йорке, она называлась «MEGABODEGA». Мы с Маурицио решили привезти именно ее, потому что хоть в Нью-Йорке это обычная практика: создавать и презентовать самодельную печатную продукцию (у нас магазин Printed Matter находится прямо за углом), но в России эта культура не так развита. Однако такая традиция существовала, и в СССР самиздат и тамиздат были важной частью диссидентского движения. Нам хочется дать мотивацию молодым людям в России, подтолкнуть их на создание чего-то, потому что крутые вещи можно делать, располагая скромными средствами, а не только гигантскими средствами. |
|
Комментарии
Подписаться