ИнтервьюКак создавался летний павильон Центра «Гараж»
Архитектор Василий Банцекин рассказывает, как создать пространство, которое работает
Материал подготовила
Анна Савина
Летние павильоны музеев и галерей — довольно редкое явление в России. Одним из первых временные открытые пространства для отдыха и проведения культурных мероприятий начал строить центр «Гараж». В конце июня в Парке им. М. Горького открылся летний павильон этой московской площадки по проекту, разработанному командой авторов, в которую вошли Василий Банцекин, Сергей Неботов, Илья Терновенко, Максим Хазанов, при участии Анастасии Балакиревой и Ольги Лебедевой. Look At Me поговорил с архитектором Василием Банцекиным, который собрал эту команду, о том, как создавался павильон «Гаража».
Василий Банцекин
архитектор, один из авторов проекта летнего павильона Центра «Гараж»
Команда
Несколько месяцев назад Центр «Гараж» пригласил меня к участию в закрытом архитектурном конкурсе на разработку временного летнего павильона. Для работы над этим проектом я позвал коллег, с которыми до этого учился в Колумбийском университете, потому что очень важно, чтобы люди, с которыми ты работаешь, мыслили в одном направлении и были, как единое целое, — кадры решают всё. Мы год проучились вместе и знали, как лучше организовать работу. Все решения принимались коллегиально. По условиям конкурса, в работе над проектом могло принимать участие не больше пяти человек, но нас было шестеро — такой крупный проект (площадь павильона составляет 850м2) сложно сделать в одиночку.
Идея
Перед нами не стояла задача построить «грибы», и мы не думали, что это очень классно. Нашей целью было создать максимально комфортную среду, общественное пространство нового качества. Сроки, которые отводились как на создание концепции, так и на дальнейшую проработку проекта, были минимальны. Наверное, поэтому внутри рабочей группы проект получил негласное название — «фантастика».
Мы почти сразу решили отказаться от идеи строить здание. Так появилась идея использовать модульные конструкции, дающие гибкость в работе с пространством, концепция «не здания». Убрав стены по периметру, мы поняли, что нужно сделать навес с одной опорой в центре — так и появилась форма «грибов». Кроме того, у нас довольно гибкий проект: в павильоне «Гаража» девять навесов, но в зависимости от ситуации их количество можно менять.
Городских общественных пространств не так много: двор, улица, бульвар, набережная, площадь, парк. Главное — не их количество, а то, чем они насыщены, насколько они приспособлены для жизни и как используются. Поэтому важно то, как эти пространства спроектированы с точки зрения экплуатации. Проектируя павильон, мы старались представить несколько сценариев использования и отталкивались от тех условий, которые хотели создать.
Воплощение
В первую очередь наш «павильон» — это многофункциональное общественное пространство. В нём можно проводить практически любое мероприятие. Мы решили оставить свободное архитектурное пространство и не загромождать его лишними объектами. В зависимости от запланированного события павильон может меняться: если это воркшоп для детей, туда приносят временную мебель, если будет вечеринка со специальным светом и звуком, то там можно установить профессиональное оборудование. Также важно было защитить это пространство от дождя и проникновения прямых солнечных лучей. Мы запроектировали систему увлажнения воздуха, которая помогает спастись от зноя.
Перед нами не стояла задача построить «грибы», главной целью было создание максимально комфортной среды
Кроме того, в павильоне довольно много мебели — там может разместиться не меньше 200 человек. Я считаю, что качество общественного пространства определяется тем, сколько людей может чувствовать себя в нём комфортно. Чем больше посетителей могут сесть и лечь в павильоне, тем лучше. Многие мои знакомые говорят, что проводят в павильоне много времени, работают и отдыхают — я очень рад, что это пространство работает.
Остановки в Ялте
Вдохновение
Многие считают, что «грибы» в нашем павильоне напоминают модернистские остановки в Ялте — все участники команды в разные годы учились в МАРХИ и впитали в себя советский модернизм 1960-х и 1970-х.
Что касается летних павильонов зарубежных галерей и музеев, то инициатива «Гаража» по поддержке молодых архитекторов похожа на ежегодные конкурсы нью-йоркской арт-площадки PS1. В её дворе каждое лето строится объект (это не обязательно павильон) по проекту победившей в конкурсе молодой команды архитекторов. В галерее Serpentine, которая тоже ежегодно строит летний павильон в Риджентс-парке, всё по-другому: там строят павильон по проекту известных на весь мир, состоявшихся архитекторов вроде SANAA или HERZOG & DE MEURON.
Фотографии: Илья Иванов
Комментарии
Подписаться