Интервью«Стандартные люди в стандартных домах»
Архитектор Тоёо Ито рассказал Look At Me, почему время больших городов прошло
Тоёо Ито
архитектор
Примерно на протяжении ста лет существует модернистская архитектура, и в целом она отрицает природу, создавая искусственную среду обитания. Это удобно, потому что такую среду легко контролировать, однако разрыв связей с природой ведёт к возникновению множества проблем, например, к одиночеству людей в социуме. Если мы говорим о крупных городах, то в них живут люди, полностью отделённые от природы. Мегаполисы состоят из стандартных кварталов со стандартными домами, в которых живут стандартные люди.
Несмотря на то, что до сегодняшнего дня всё самое передовое было сконцентрировано в крупных городах, мегаполисы, на мой взгляд, уже прошли пик своего развития. И теперь возникают проблемы — например, нехватка земли, — которые нельзя не замечать.
Ещё одна проблема — это контроль за миллионами людей, которые стекаются в большие города. Город должен быть функциональным и безопасным, а значит и управляемым. Контроль — это важнейший аспект городской жизни. Вот, допустим, Токио считается одним из самых эффективных и безопасных городов в мире. С другой стороны, он находится под жёстким контролем, и это, если честно, делает этот город чрезвычайно скучным. Как сбежать из этой скуки, как сбежать от этого контроля? Могу сказать, что пока я не могу найти точный ответ на этот вопрос, но, мне кажется, что ответ — в сближении с природой.
«Многие ищут альтернативу безликим мегаполисам: например, некоторые архитекторы, дизайнеры и программисты переезжают на фермы, живут натуральным хозяйством и черпают вдохновение именно в таком
образе жизни»
Именно в сельских регионах мы должны создавать новые коммьюнити, направленные на связь с природой, и, главное, мы должны придумать, как они могут стать привлекательными для многих, как они могут функционировать. Сейчас архитекторы должны научиться создавать региональные сообщества, притягивающие людей. После разрушительного землетрясения и цунами в Японии в 2011 году я создал проект Home-for-All — это один из вариантов развития региональных центров. Это землетрясение, на мой взгляд, помогло нам посмотреть на города по-новому.
Необходимость сближения с природой не означает, что нужно отказаться от новых технологий. Мы живём в XXI веке, и даже если ты пытаешься приблизиться к природе, новые технологии могут только помочь в этом. Однако не все нововведения одинаково хороши: «умные» дома, например, меня совершенно не интересуют. Какой стиль жизни у людей, которые живут там? Как они себя ведут? Именно об этом мы должны думать, а слепо пичкать здания гаджетами — это абсолютно бесмысленно. Системы слежения и распознавания лиц тоже не кажутся мне полезным нововведением, потому что архитектура должна обеспечивать свободу человека. Это один из самых важных принципов: архитектор должен стремиться создавать такие решения, которые не заметны людям, архитектура никогда не должна подавлять.
Все архитекторы рано или поздно осознают, как важно взаимодействие с природой. Мой любимый архитектор — Ле Корбюзье. Первые его работы не были близки к природе, но во второй половине своей жизни он делал очень интересные постройки — например, правительственные здания в Чандигархе, — и мне кажется, что они очень гармонируют с окружающей средой. Его пример показывает, что каждый архитектор, даже такой, как Ле Корбюзье, в конце концов всегда приходит к природе.
3 способа сделать
архитектуру ближе к природе
Отказаться от стен
Проектируя медиатеку в Сендае, Ито дробит пространство на множество комнат — этажи здания «нанизываются» на 13 колонн разного диаметра, очертания которых напоминают деревья. В некоторых из этих колонн находятся лифты, в других спрятаны коммуникации. Японский архитектор уверен, что в XXI веке нужно отказаться от стен и предоставить людям свободу выбора: в Сендайской медиатеке посетители могут сами решать, где читать книги или работать на компьютере.
Использовать природные формы
Ито часто использует конструкции, напоминающие деревья. Например, на них похожи колонны медиатеки в Сендае, а узоры на фасаде магазина Tod’s в Токио повторяют очертания крон вязов, которые растут на торговой улице Омотэсандо. Однако это не единственнный источник вдохновения для Ито: так, форма Taichung Metropolitan Opera House напоминает строение человеческого желудка, а узор на фасаде жилого здания в Барселоне — морские волны.
Ориентироваться на окружающий пейзаж
Муниципальный ритуальный зал и крематорий Meiso no Moto, который был построен по проекту Ито в 2006 году, находится в холмистой местности, и его крыша повторяет очертания окружающего пейзажа.
Этот приём Ито использует довольно часто: например, узор на крыше холла New College of Social Sciences в Тайване тоже вдохновлён планировкой находящегося поблизости сада.
Фотографии: Jean-Pierre Dalbéra/flickr.com,
scarletgreen/flickr.com, Nikola Simic/flickr.com, Rick Ligthelm/flickr.com, Radiuk/Wikimedia Commons
Фото: Валерий Белобеев
Комментарии
Подписаться