ИнтервьюКак видеоигры попадают
в музей
Angry Birds и Heavy Rain как арт-объекты
материал подготовила
Анна Савина
5 июля Политехнический музей открывает выставку «Игры: Взгляд в будущее». Она организована экспериментальной дублинской площадкой Science Gallery, выставки для которой создают не только художники, но и учёные. В Культурном центре ЗИЛ покажут интерактивные инсталляции, созданные на основе популярных игр, которые иллюстрируют основные современные тенденции игрового мира. Look At Me поговорил с представителем Science Gallery Фионном Кидни о том, как превратить видеоигры в арт-объекты и о том, какие современные игры со временем попадут в музеи.
Фионн Кидни
менеджер по коммуникациям
Science Gallery
Здание Science Gallery в Дублине
Science Gallery — это выставочная площадка, созданная главным университетом Ирландии, который называется Trinity College. Сотрудничая с учёными из этого университета, мы делаем выставки о современных городах, устройстве памяти или необычных материалах. Выставка о будущем игр — это результат сотрудничества с Leonardo Group, это группа профессионалов из области технологий и медиа, художников и учёных. Они собираются два раза в год для обсуждения интересных вопросов. Стив Коллинз, основатель нескольких компаний, специализирующихся на видеоиграх, на одной из таких встреч предложил сделать выставку о будущем игр.
Специалисты из разных областей развили эту идею и подумали о том, какие тенденции будут определять мир видеоигр. В ходе сотрудничества профессионалов из игрового мира, учёных, дизайнеров и художников стало ясно, что в этой области сейчас огромную роль играют интерфейсы. Игровые контроллеры уже не так нужны, появляются технологии управления с помощью жестов, тачскрины, очки дополеннной реальности. На основе этого вывода было сделано несколько интерактивных объектов. Например, дизайнеры превратили одну из простых игр в интерактивный объект с несколькими экранами и соответственно с несколькими способами управления: вы можете управлять ею с помощью жестов, голоса, своего веса и т. д.
Серия фотографий Game Arthritis
Кроме того, мы хотели показать другие важные тенденции: например, дополненную реальность и CGI- графику. На выставке есть трёхмерный лабиринт, по которому нужно ходить в специальных очках, в них вы видите себя со стороны и становитесь частью интерфейса, героем игры и джойстиком одновременно, и поэтому нельзя понять, где заканчивается реальность и начинается виртуальный мир. Помимо этого, над выставкой работали и художники: они сделали серию фотографий Game Arthritis, которая показывает, какие последствия могут вызвать увлечение видеоиграми: деформацию рук или падение зрения.
Также, готовя выставку, мы применяли принцип DIY — появляется всё больше инди-разработчиков игр и недорогих экспериментальных проектов. Например, игра Babycastles была сделана нью-йоркской арт-группой вместе с посетителями выставки в Science Gallery. В Ирландии также есть школа Bridge21 и движение Coder Dojo, которые обучают программированию совсем маленьких детей. Мир видеоигр всегда был очень коммерциализированным, но сейчас благодаря доступности технологий, появлению открытых платформ и росту количества людей, желающих научиться кодингу, появляется всё больше необычных игр; и мы можем говорить об играх как об искусстве, как о творческой деятельности.
Видеоигры — это часть современного искусства, но как мы можем коллекционировать Tetris?
Но по какому критерию игры попадают на выставку или в музей? Паола Антонелли, куратор MoMA, объясняя включение видеоигр в коллекцию музея, сказала, что критерием отбора этих 40 «экспонатов» была «красота кода». Код может быть элегантным, утончённым, творческим, и программирование — часто очень творческое занятие.
Экспериментальная игра Re-Pong
Сейчас многие уже не сомневаются в том, что игры можно показывать в музее, что они часть культуры. Но Паола Антонелли возглавляет дизайн-отделение MoMA, и мы не должны забывать, что игры — это, прежде всего, дизайн. Как и все дизайн-объекты, их сложно коллекционировать, и MoMA поднимает очень серьёзные вопросы архивирования цифрового материала. Как мы можем коллекционировать Tetris? Что мы должны сделать — хранить картридж, видеоконсоль, оригинальный код или всё вместе? Пока остается много вопросов, и только мы сами можем их решить.
Для Science Gallery и для MoMA несомненно, что видеоигры — это часть современного искусства. Но мне кажется, мы не должны забывать, что на игры стоит смотреть с разных точек зрения. Некоторые видят в них искусство, другие — кодинг, третьи — просто развлечение. Только рассматривая видеоигры с разных позиций, мы можем понять, в чём их суть, какое будущее их ждёт и как они могут стать полезными для общества.
3 современные видеоигры, которые попадут в музейные коллекции, по мнению Фионна Кидни
в моём списке она представляет игровой мейнстрим. Такие игры меняют наши представления о типичных геймерах. Если раньше это был мальчик-гик, сидящий часами перед компьютером, то сейчас это женщина лет 30 с iPhone или iPad. В Angry Birds играют даже мои родители.
эта игра была разработана учёными University of Washington, это онлайн-головоломка о фолдинге белка. Она помогает учёным найти самый лучший способ свернуть протеины. Это хороший пример серьёзной игры, которая помогает решить серьёзные задачи.
очень красивая и сложная CGI-игра. Играть в неё — это как будто управлять фильмом. Мне кажется, что видеоигры будут всё больше превосходить фильмы по популярности, потому что мы можем взаимодействовать с ними, влиять на их «сценарий».
Комментарии
Подписаться