ИнтервьюКак опубликовать успешную книгу без издательств и агентов
Автор «Wool» Хью Хауи рассказал Look At Me о преимуществах селф-паблишинга
Материал подготовила
Вместе с рынком электронных книг развивается и селф-паблишинг — всё больше авторов отказываются сотрудничать с издательствами и публикуют книги сами, минимизируя таким образом затраты на производство и увеличивая свои заработки. Крупные компании, в числе которых Amazon, Apple и Barnes & Noble, упрощают процесс, открывая свои платформы и поощряя писателей. Хью Хауи, автор одной из самых популярных независимых книг «Wool», права на экранизацию которой купили Ридли и Тони Скотт, рассказал Look At Me, в чём преимущества селф-паблишинга.
Важны ли рейтинги?
В мае этого года опубликованные без помощи издательств книги впервые заняли 5 из 10 позиций в списке бестселлеров, причём среди них было и первое место. Это важный рубеж, который показывает, что такие книги наконец стали доступными большому количеству читателей. В сущности, аудитории всё равно, кто именно рассказывает историю. Они просто знают, что друзья, родные или коллеги читают и нахваливают эту книгу, и покупают себе экземпляр по их совету. А потом и сами начинают советовать её кому-то ещё.
Также важно понимать, что большинство независимых бестселлеров опубликовано авторами, которым сначала отказали традиционные издательства. Преимущества селф-паблишинга становятся настолько очевидны, что всё больше авторов выбирают его
не в качества плана Б, а как перспективный вариант развития карьеры. И это большое дело.
В чём отличие селф-паблишинга?
Прежде всего авторов привлекает то, что селф-паблишинг предлагает куда больше свободы и внушительный авторский процент. К счастью, так называемый гибридный паблишинг позволяет соединить достоинства и этой модели, и более традиционной.
Если вы задумываетесь о селф-паблишинге как о возможном варианте, именно с этого и следует начать. Вместо того чтобы годами обивать пороги агентов и пытаться продать несколько первых книг, можно сразу выпустить их на рынок и работать над следущими, пока ваша аудитория растёт, а с ней растёт и интерес агентов и издателей.
В книжном деле не существует гарантий.
Работа с традиционными издателями чрезвычайно сложна и требует не только трудолюбия, но и везения. Это, конечно, и селф-паблишинга касается, но издавать книги самостоятельно — означает иметь возможность или преуспеть, или провалиться в зависимости от вкусов читателей, а не редакторов.
Почему книги дешевеют?
Из-за дешевизны самостоятельно изданных книг дешевеют и все остальные. И это прекрасно. Раз книги дешевле, читатели могут купить больше — и, как мы видим, именно это и происходит. С авторским процентом, на некоторых платформах достигающим 80%, писатели зарабатывают на каждой книге куда больше, хотя и цены на них были ниже. Причина проста — книжным авторам, в отличие от традиционных издателей, не нужно отапливать свои небоскрёбы холодной зимой в Нью-Йорке.
Цены на производство и дистрибуцию стремятся к нулю. Amazon, Kobo, Nook, Apple и Sony обеспечивают нам, авторам, возможность существенно сэкономить, а мы передаём эту возможность непосредственно читателям. Это прекрасно и никак не снижает ценность книг — наоборот, она упала бы, если бы люди не могли позволить себе чтение из-за драконовских цен.
Почему «Wool» стал успешным?
Любой успех — дело удачи и правильного тайминга. И, конечно, трудолюбия. Всё своё время я провожу за работой, проверкой, редактурой или общением с читателями. Когда я только начинал, круг читателей ограничивался моими родными и близкими друзьями, но я ходил на все мероприятия и встречи, на которые мог, и это сильно помогло. Я записывал в блог всё, что со мной происходило, но самое важное — я печатал только самые качественные свои тексты. Итак, я написал несколько романов и опубликовал их сам. Нельзя написать один текст и заниматься только тем, что проверять, насколько ты успешный писатель. Необходимы десятки книг, и тогда станет больше и таланта, и читателей.
Нужны ли литературные агенты?
Вообще то, как вы публикуетесь, сильным образом на качестве вашей работы не отразится. Если ваша рукопись неспособна захватить читателя и держать его в напряжении до конца, ни один агент не сделает её успешной.
Но из-за того, что стандарты профессионалов выше, чем у обыкновенного читателя, они часто останавливают коммерчески сильные проекты. Это важно держать в голове — книга может быть приятной для читателей и преуспеть на рынке, но никогда не найти признания у агента.
Соответственно, если агенты в восторге от вашей работы, то, вероятно, так же будут чувствовать себя и читатели. Сарафанное радио — один из ключевых компонентов успеха книги. Если вы написали нового «Гарри Поттера» или «Сумерки», рано или поздно читатели найдут вашу книгу. В селф-паблишинге это может занять годы, но зато вам не придётся допечатывать тираж, вы сможете самостоятельно установить цену и в итоге больше заработаете.
Впрочем, агент может сделать несколько полезных вещей для книги уже после того, как она завоевала определённую популярность. Агент может заключить зарубежные контракты или продать права на кино или сериал, или заключить выгодные контракты с большими издательскими домами вдобавок к селф-паблишингу. Я думаю, что агенты выгоднее всего именно на этой стадии и не раньше — так можно выбрать именно того человека, который подходит, а не первого согласившегося.
Cover Image via flickr/Evelyn Proimos
Комментарии
Подписаться