ИнтервьюКак развивать современное искусство в консервативном обществе
Директор APERTO Gallery Елена Юшина о том, как открыть галерею и привезти зарубежных художников и кураторов в Санкт-Петербург
Текст
Санкт-Петербург, который обычно ассоциируется с «Эрмитажем» и «Русским музеем», скоро должен превратиться в столицу современного искусства. В 2014 году в городе откроется здание Главного штаба, в котором будут постоянно выставляться произведения современного искусства, а ещё состоится знаменитая биеннале Manifesta. Однако современное искусство в городе уже есть: например, недавно открылась галерея APERTO Gallery и «Институциональная библиотека» — первая библиотека современной зарубежной литературы об искусстве и философии. Мы поговорили c директором галереи и библиотеки Еленой Юшиной о том, как открыть галерею современного искусства в исторической столице и собрать первую в России библиотеку тематических зарубежных книг, а также попросили её выбрать самые полезные издания о современном искусстве.
Елена Юшина
Директор APERTO Gallery и «Институциональной библиотеки»
Сначала я училась в кураторской школе в Петербурге, работала в Галерее Марины Гисич, а затем в Москве сотрудничала с галереей Paperworks. В то же время я занималась интернациональным блогом Марии Байбаковой. После года жизни в Москве я поняла, что хочу вернуться в Петербург и cделать свой независимый проект, который бы позволил наладить диалог с зарубежным художественным сообществом. Так появилась идея открыть некоммерческую галерею Aperto Gallery. Назвать галерею я решила в честь одноимённой секции «Aperto» на Венецианской биеннале. Это была площадка для молодых художников, которую создали в 1980 году легендарные кураторы Харальд Зееман и Акилле Бонито Олива, — просуществовала она лишь до середины 1990-х годов. Мне хотелось сделать такую отсылку к истории кураторства и при этом создать в Петербурге платформу, независимую от городских обстоятельств, от консерватизма.
Когда я вернулась в Питер, я познакомилась с ребятами, которые делали проект «Четверть». На тот момент там ещё не было ничего, только здание XIX века с огромным тронным залом. Я решила открыть галерею именно там, в «Четверти», в которой хотели объединить совершенно разных арендаторов. Именно такая площадка нужна современному искусству в Петербурге: к нам часто приходят люди, совершенно неподготовленные к восприятию современного искусства. Посетители магазинчиков дизайнерской одежды, салона красоты, хостела… Мои нью-йоркские друзья говорят, что «Четверть» похожа на Нью-Йорк 20 лет назад.
Галерея открылась в начале января первой выставкой молодой российской художницы Дарьи Иринчеевой. Она показала эту выставку в Нью-Йорке, так что в Питере мы трансформировали её работы под наше пространство, добавив некоторые объекты, изменив название и общее настроение. Сейчас у нас проходит выставка французского художника Матье Мартэна, осенью будет большой проект с молодыми художниками из США, потом проект с петербургскими художниками Анной и Алексеем Ган и со студентами из Лондона. Для меня особенно важно не только сотрудничество с зарубежными авторами, но и вовлекать их в диалог. Художникам, с которыми я работаю, интересен Петербург как историческая и культурная столица России, законсервировавшаяся в музейной истории, про современный контекст города они знают очень мало. Сейчас мы готовим выставку выпускников лондонского Royal College of Art и обсуждаем с художниками проект в контексте российской ситуации, в контексте процессов, происходящих в нашем обществе.
Город и общество — это вызов для меня. С одной стороны, есть консерватизм, в Петербурге люди привыкли, что искусство — это картина, которая хранится в музее. Мне не раз звонили на галерейный телефон и спрашивали, будут ли у нас выставляться картины. Долгое время у нас их не было. Мы показывали инсталляции Дарьи Иринчеевой, а затем в рамках нашего проекта «Стена» сделали выставку, посвященную «Корпорации по скупке душ» Комара и Меламида: мы показали скан сертификата с подписью Энди Уорхола о продаже его души российским художникам. Потом у нас была выставка петербургского художника Кирилла Макарова, на которой была картина: мы наконец смогли ответить нашим зрителям.
5 книг о современном искусстве, которые стоит прочитать
Ten Fundamental Questions
of Curating
В 2011–2012 гг. Mousse magazine предложил десяти уважаемым кураторам ответить на несколько фундаментальных вопросов. Кто есть куратор? Что из себя представляет публика? Что значит ответственность? Все статьи легли в основу книги, дополненной эссе Дженса Хоффмана (The Jewish museum, NY), Милована Форронато (директор Fiorucci Art Trust) и Джессики Морган (куратор Tate Modern). Советую всем, кому интересна тема «кураторства».
Елена Петровская
Книга о воспроизводстве «видимого»/«невидимого» в традиции философской мысли (М. Мерло-Понти, Ж.–Л. Нанси, Ж. Деррида, Р. Барт и др.) позволяет переосмыслить наш опыт восприятия визуальности и фотографии. Философ и культуролог Елена Петровская выстраивает свой лекционный курс не только вокруг вопроса восприятия «образа», но и его аналитического видения. Мне нравится и форма подачи материала в формате лекций, и рассмотрение «образа» как неотъемлемой части современного общества.
Виктор Мизиано
«Художественный журнал» №28/29.
Тема дружбы особенно актуальна в связи с этической составляющей взаимоотношений в российском художественном контексте, и я полностью разделяю отношение Виктора к тому, что искусство – это про дружбу.
Эту книгу в «Институциональную библиотеку» посоветовал Николас Серота. Американская Библия современного искусства от четырёх светил Лиги Плюща. Обязательно к прочтению.
Это одна из моих любимых книг для путешествий. Немецкий искусствовед и арт-критик Доротея вон Хантельманн рассказывает о социальной значимости и политической ангажированности искусства.
Образование — это основная проблема для всех, кто связан с современным искусством. В Петербурге существуют ProArte для художников и журналистов и Смольный институт для арт- и кинокритиков. Но у большинства людей нет возможности получить какое-то современное знание. В России почти нет зарубежных книг и журналов по современному искусству: найти в продаже журнал Flash Art или ArtReview в Петербурге почти невозможно. Поэтому помимо галереи я решила открыть «Институциональную библиотеку», в которой собраны современные зарубежные книги об искусстве и философии.
Идея библиотеки появилась, когда я проходила стажировку в галерее Modern Art Oxford. Меня вдохновило то, что там очень правильно выстроен горизонтальный диалог внутри команды. Я была на одном из собраний, где присутствовали все: от коммерческого директора и куратора до официантов кафе и смотрителей. Моя идея «Институциональной библиотеки» заключалась в том, чтобы пополнять её за счёт институций, и Modern Art Oxford стал первой такой институцией. Я попросила каждого сотрудника посоветовать по одной книге в библиотеку. Среди тех, кто советовал книги, был даже Николас Серота (директор Tate Modern, раньше он возглавлял MAO). У меня получился список примерно из 35 книг. Это была первая подборка, и библиотека открылась в двух местах: читальный зал в «Новой Голландии» на время летней программы и в нашей галерее.
Чтобы в таком городе, как Санкт-Петербург, развивалось современное искусство, нужно, чтобы появилось много постоянных независимых площадок, у которых будет очень сильная мотивация. Главное, чтобы такие вещи не делали любители: мне не хотелось бы, чтобы люди занимались современным искусством, потому что это модно. Мой опыт подтверждает: можно сделать свой проект с нуля, нужно только образование, правильная мотивация и очень сильное желание. В Петербурге есть много энергии, но мало мест, которые бы объединяли молодых людей (такие, как «Тайга» и «Четверть»).
Мне кажется важным, что летом 2014 года в Петербурге будет проходить биеннале Manifesta. Но снова мы возвращаемся к тому, что основное — диалог «Манифесты» с Эрмитажем, потому что это сотрудничество молодой биеннале, которой в следующем году будет 20 лет, с музеем, которому исполняется 250 лет. Если они найдут правильные точки соприкосновения, это даст толчок развитию современного искусства в России. Мне хотелось бы, чтобы «Манифеста» буквально «захватила» город и его жителей. Остался всего год до проведения биеннале, и уже сейчас важно начать создавать платформу, которая будет функционировать и после окончания биеннале. Мы же в свою очередь сотрудничаем с Эрмитажем и «Манифестой»: важно уважать традиции, но при этом предлагать альтернативу.
Комментарии
Подписаться