ИнтервьюКак ПО и социальные сети меняют современную культуру
Специалист в области новых медиа Лев Манович рассказал Look At Me о Google-культуре, манге и будущем книг
Текст
6 августа в рамках программы «Книги в воздухе» в институте «Стрелка» состоялась лекция Льва Мановича о будущем книг в цифровую эпоху. Этот американский учёный является автором знаменитой книги по теории новых медиа The Language of New Media. Кроме того, на протяжении многих лет Манович исследует, как современное программное обеспечение меняет культуру. Также исследует большие объёмы данных с помощью современных технологий — например, в 2010 году он проанализировал миллион страниц манги и пришёл к выводу, что традиционное представление о стилях неуместно. Влиянию ПО и социальных сетей посвящена и последняя книга Мановича Software Takes Command, которая вышла в июле. Учёный рассказал Look At Me о том, как Google изменил современную культуру, почему деление искусства на жанры больше неуместно, как с помощью технологий создать роман с миллионом героев.
Лев Манович
Специалист в области новых медиа,
автор The Language of New Media
и Software Takes Command
Как вы поняли, что современная культура зависит от программного обеспечения? Когда вы впервые провели параллель между технологиями и культурой?
Я учился в художественной школе, а затем несколько лет в МАРХИ, но при этом я закончил математическую школу, то есть у меня было и научное понимание мира, и художественное. В начале 1980-х я переехал в Нью-Йорк и тогда увидел первую компьютерную графику: в 1982 году как раз вышел фильм «Трон». Когда я это увидел, то понял, что со временем такая графика станет одним из главных новых медиа нашего времени. Если подумать, то так и случилось. Конечно, люди рисуют вручную иллюстрации, картины, но с помощью 3D-графики создаётся гораздо больше контента: видеоигры, фильмы, архитектурные модели и прочее.
Со временем я понял, что компьютерная графика полностью меняет визуальную культуру. Но сначала эти технологии были не доступны простым пользователям: профессиональное ПО стоило очень дорого. В последующие годы эта сфера демократизировалась, и вся культурная продукция во всех областях начинает создаваться в основном с помощью компьютера, появляется всё больше художников, занимающихся new media art. В связи с этими процессами мы часто говорим о компьютеризации общества, о сетях, серверах, программировании, но это некие абстракции, а для миллионов людей важен интерфейс, то, как они взаимодействуют с компьютерами с помощью программ, интернет-платформ вроде Blogger, Wordpress и так далее. Я понял, такие платформы и ПО очень влияют на нашу жизнь, и решил исследовать их и понять, как они возникли и как развивались. Например, многие используют Microsoft Word, но откуда он появился, почему у него такой интерфейс, какие за этим стоят идеи, никто не знает. Моя книжка Software Takes Command — попытка ответить на эти вопросы. Я обратился к оригинальным статьям создателей популярного сейчас ПО — все думают, что они были изобретателями, инженерами, но я понял, что они были в первую очередь теоретиками медиа, как Маклюэн.
Ваше исследование манги показало, что разделение на стили — это условность. Если старые понятия и представления о жанрах и стилях больше неуместны, то как нам ориентироваться в современной культуре?
Я думаю, сейчас мы не можем разделять культуру и технологии. Именно благодаря технологиям культура очень меняется. Люди стали производителями контента, и если раньше стандартной формой текста была книга, то сейчас — это короткий статус или твит. Доступность интернет-технологий превратила людей в медиапродюсеров: раньше никто не тратил столько времени и усилий на то, чтобы фотографировать, загружать контент, делиться им. Конечно, была традиция любительской фотографии, но это было просто одним из возможных хобби, а теперь все стали этим заниматься.
Культура была иерархична, вы приходили в библиотеку, всё было принято делить на категории. В 1990-х ещё не было поисковых машин: вместо этого существовал Lycos, где сайты тоже были разделены по категориям. Всё изменилось с появлением Google. Я, как представитель старшего поколения, пытаюсь разделить все свои файлы по категориям, выстроить иерархию, но молодые люди всё чаще просто сохраняют всё в одном месте и потом ищут нужный файл по названию или по каким-то другим параметрам.
Гибриды становятся новой нормой в культуре, новой эстетикой, при этом остаются формальные границы: в вузах изучают отдельно разные виды дизайна, а в музеях экспонаты по-прежнему разделяют на жанры, но появляется всё больше произведений искусства, которые сложно классифицировать. Моя книжка — это как раз попытка найти язык для описания этих гибридных форм, чтобы художник, дизайнер могли иметь какую-то терминологию. Контент бессмысленно описывать небольшим количеством устаревших терминов и делить его на жанры: кино, анимацию, графический дизайн и т.д. Вместо этого есть некий набор элементов, как в LEGO, которые можно по-разному комбинировать. Многие социальные сети имеют определенные составные части: новости, фотографии, личные сообщения, и программы вроде Photoshop тоже имеют такой набор составных частей. Это можно сравнить с ДНК — с помощью определённого количества функций, которым обладает современное ПО, можно создавать произведения искусства, делать фильмы, анимацию, комиксы и т. п.
Самым важным для меня является вопрос, как технологии влияют на само содержание контента. Как меняется нарратив и риторика современных текстов?
Что в ходе исследований ПО было для вас самым интересным?
Самым важным для меня является вопрос, насколько эти изменения влияют на само содержание контента. Как меняется нарратив и риторика современных текстов? Они меняются гораздо медленнее. Сегодняшняя ситуация довольно пародоксальна: форма новая, но содержание во многих случаях остаётся старым. Например, фотографии, которыми мы можем теперь делиться в Facebook, очень похожи на те, что делали в XX и даже XIX веке. Технология, которая возникла почти два века назад, изменилась, но фотографии выглядят примерно также. Старые медиаформы «вливаются» в эти новые структуры, и это как раз и характеризует наше переходное время. На самом деле сегодняшние технологии могли бы позволить нам делиться в социальных сетях какими-нибудь другими вещами: запахами, каким-то виртуальным опытом, 3D-визуализациями.
Вы сказали, что книга перестаёт быть доминирующей формой текста. Что делать писателю, который пишет романы сегодня, и какими книги могут стать в будущем?
Мне кажется, что в любом случае мы будем ценить качественные статьи, тексты, наполненные полезными фактами. Нарратив как форма никуда не ушла, и в Америке продажи книг только растут. Однако, если бы я писал роман, я бы попробовал создать новую форму и использовать для его написания современные технологии. Я бы собрал информацию о людях из социальных сетей, их фотографии и твиты. Например, если у вас есть база данных с информацией о всех жителях Москвы, то можно придумать интерфейс — карту или поисковый механизм — и следовать за историями этих людей. Это будет адекватно тому миру, в котором мы живём, и, например, Google и Facebook уже обладают всеми нужными данными, чтобы создать роман с несколькими миллионами героев. В XIX веке у романа был определённый масштаб: примерно 300—500 страниц, несколько десятков героев. Но если сегодня мы всё друг про друга знаем, можем следить друг за другом, то почему бы не создать роман на миллион страниц о миллионе людей?
Комментарии
Подписаться