Views Comments Previous Next Search
Как попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы — Интервью на Look At Me

ИнтервьюКак попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы

Основатель российской компании VR Travel о том, как поднять вертолёт силой мысли


МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛ

Александр Похвалин

В рамках совместной выставки Strelkraft института «Стрелка» и журнала Look At Me 15 августа на территории института покажут последние технологические разработки, связанные с виртуальной реальностью и нейрокомпьютерными интерфейсами. Мы поговорили c сооснователем компании VR Travel о том, почему маски виртуальной реальности вернулись и как изменится мир в ближайшие годы.

  

Как попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы. Изображение № 1.

Алексей Голышев

Сооснователь компании VR Travel

Мы занимаемся такой относительно новой вещью как виртуальная реальность. Сейчас виртуальная реальность опять (с начала 90-х) актуальна, благодаря новым техническим средствам — разрешению экранов и быстрому отклику. Я говорю не только об очках виртуальной реальности, но и о датчиках движения и технологических решениях в сфере нейрокомпьютерных технологий.

Вся наша команда была долгое время связана с IT-технологиями, мы постоянно следили за новыми разработками и в какой-то момент стало ясно, что всё, момент настал, пора показать и другим, что это всё больше не научная фантастика. Мы смотрим на очки виртуальной реальности и нейромозговые интерфейсы с позиции интеграторов, пытаемся придумать доступные решения для людей, продемонстрировать сегодняшние технические возможности.

Как попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы. Изображение № 2.

О масках виртуальной реальности

Oculus Rift, Cinemizer Oled, Vitruix Omni,
Delta Six, ARAIG Vest, Myo Gesture Control Armband

Ближе всего к массовому производству и внедрению в жизнь (2014 год) очки виртуальной реальности Oculus Rift и их аналоги — к примеру, Сinemizer Oled. У обоих этих девайсов реализована не только возможность видеть виртуальный мир как реальный, но и возможность head-tracking. Маска считывает поворот головы пользователя. Правда Oculus Rift пока побеждает свои аналоги — у него большое поле зрения, что очень важно для глубокого эффекта погружения. Способов использования маски виртуальной реальности — сотни. Навскидку назову только один из самых прикладных способов использования маски виртуальной реальности сегодня — демонстрация клиенту архитектурного проекта: свой будущий дом можно посмотреть не на экране монитора, а изнутри — походить по сооружению, оценить интерьер. Сегодня это уже реализуемо с помощью очков Oculus Rift и движка Unity. Виртуальная реальность также даёт огромные возможностии для любого рода образования, виртуального туризма, рекламы и других сфер общественной жизни.

Большинство подобных разработок сегодня можно найти на Kickstarter. Вот, новая платформа Virtuix Omni, позволяющая передвигаться в виртуальном пространстве на своих двоих. Определение движений в Omni построено на датчике движения Kinect, у которого есть одна серьёзная проблема — большая задержка в определении движений — поэтому, на мой взгляд, электромагнитные контроллеры интереснее. Они дают намного более быстрый отклик, большую точность, но и там есть свои проблемы. Вообще, технологии, построенные на считывании движения с помощью камер, всё ещё оставляют желать лучшего. Но, опять же, скоро будет новый Kinect — ещё точнее и быстрее.

Как попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы. Изображение № 3.

«Виртуальная реальность даёт возможности для любого рода образования, туризма, рекламы»

Эффекта погружения можно также добиться посредством физической отдачи — вы держите в руках контроллер, реагируете на виброотклик от него, от места, на котором сидите, — сейчас есть много таких интересных разработок, которые можно сочетать. Разработан контроллер ружья Delta Six для погружения в игры. Есть старые разработки специальных перчаток, более новые браслеты для рук или жилеты виртуальной реальности, правда, не набравшие на Kickstarter нужную сумму. Скоро стартует кампания электромагнитных контроллеров, на мой взгляд, очень интересная разработка.

Единственная настоящая проблема масок виртуальной реальности — разрешение. Чтобы получить картинку, идеальную для глаз, разрешение должно быть 16k (7680х4320 на каждый глаз). А теперь представьте себе разрешение пяти-семидюймового экрана. До этого ещё далеко. У финальной версии Oculus Rift планируется разрешение 1920х1200 (соответственно, делите на два глаза), сейчас оно 1280×800.

Как попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы. Изображение № 4.

О мозговых интерфейсах

Emotiv Insight, EPOC Emotiv, Muse, MindGear

Если использовать все вышеописанные девайсы в связке с мозгокомпьютерными интерфейсами, то это будет совсем другой уровень. К примеру, проект Emotiv Insight на Kickstarter, который на этих выходных собрал больше 600 000 долларов. Мы его тоже поддержали и получим опытный образец одними из первых. Там есть свои ограничения, но уже сейчас есть возможность взять и откалибровать какой-то мозговой сигнал и «забиндить» его на движение. Представьте, вы в очках виртуальной реальности силой мысли летаете над Землёй. Это же очень круто. Мозговые интерфейсы могут использоваться одинаково и для развлечения, и для изучения сигналов головного мозга в лабораториях — этим уже сейчас занимаются специалисты.

Управлять квадрокоптером можно с помощью специального браслета Myo (вверху) или силой мысли (справа).

 

Конечно, надев прибор, ты не станешь в ту же секунду джедаем: здесь нужен определённый настрой и тренировка. Но уже сейчас это возможно. Можно управлять радиоуправляемым вертолётом с помощью силы мысли — даже это больше не фантастика.

 

  

Как попасть в виртуальную реальность: Очки Oculus Rift и нейрокомпьютерные интерфейсы. Изображение № 5.

О программах виртуальной реальности

Half Life 2, Team Fortress 2, Skyrim, Blue Marble, Iceland, Retrovirus

Все сегодняшние девайсы, которыми мы занимаемся, требуют тонкой настройки. Для энтузиастов есть специальные форумы, где люди делятся своими программами и опытом настройки. Найти нужную информацию можно, к примеру, на одной из больших площадок для обуждения http://www.mtbs3d.com/.

Мы перелопатили огромное количество контента: небольшие управляемые демо, маленькие и большие игры. Уже существующие Half-Life 2, Team Fortress 2 (У них даже есть специальный сервер исключительно для играющих через Oculus), Skyrim работает с Oculus, программисты создали множество собственных проектов на открытом программном коде Unity: такие как Blue Marble, Iceland, Retrovirus. Рассказать о пользовательском опыте в них невозможно — это совершенно новое ощущение, его можно только попробовать самому.

Конечно, когда речь заходит о такой степени погружения в виртуальную реальность, находятся создатели и «взрослого» контента. Для Oculus Rift уже такую игру разрабатывают — в ней специальный контроллер, не буду вдаваться в подробности о том, куда он надевается и зачем. Можно уже сейчас легко заказать. Как мы к этому относимся? Если есть спрос, то будет предложение.

  

О ближайшем будущем

Сейчас очень интересное время, в котором люди могут интересоваться и сразу напрямую реагировать на концепты и продукты на больших краудфандинговых площадках и форумах. Сейчас мы присутствуем при переломном моменте, на пороге очень интересного будущего, которое многие ждали очень долгое время, пока другие ничего об этом даже и не подозревали. Только представьте, маска Oculus Rift поступит в массовую продажу уже в 2014-м, его выход изменит всё — это же другой взгляд на виртуальный мир. Мы видим, как наступает будущее. Была мечта о виртуальной реальности — вот мы и получаем её в руки.

У людей, которые занимаются виртуальной реальностью, сегодня разный интерес, у кого-то корыстный, кто-то хочет участвовать в разработке, а кто-то просто посмотреть. Нам хочется изучать, нести знание в массы — это же потрясающий большой мир, вокруг которого можно создать полноценную мультимедийную субкультуру. Это не просто технология, это намного больше.

 

 

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются