ИнтервьюКак делался предвыборный ролик Навального «Бюллетень»
Автор неофициальной политической рекламы о том, как его видео стало вирусным
ИНТЕРВЬЮ
Даниил Трабун
Утром 28 августа в Сети появился неофициальный предвыборный видеоролик Алексея Навального. Видео начиналось с того, что в квадратике бюллетеня, где голосуют за кандидата, уютно устраивался котик. Котиков в интернете любят, за 24 часа ролик собрал более 200 000 просмотров. Мы связались с автором Максимом Перепёлкиным и обсудили все подробности создания вирусного видео.
Максим Перепелкин
монтажёр, автор ролика «Бюллетень»
Как я понимаю, сегодня по-настоящему много людей вас за этот ролик поблагодарили.
(Смеётся) Я проснулся бы сегодня знаменитым, если бы я перед этим спал.
Давайте по порядку. Как вам в голову пришла эта идея?
Мне кажется, что сама идея, когда берётся нечто подобное и из него коллажем делается видео, витает в воздухе. Я референсы не искал, но у меня есть ощущение, что наверняка на Vimeo есть десятки мультипликаций из разных городских граффити, к примеру. Это простой синтез, как мне кажется.
Совершенно точно — должен быть какой-то нарратив, сюжет. Как я понимаю, вы активно участвуете в предвыборных активностях Навального?
Я стараюсь по мере возможностей, потому что, конечно, это уникальный опыт. Стараюсь в свободное время этим заниматься, но его, к сожалению, мало. Это очень интересно — раздавать листовки, пикетировать — это ценно, но я чуть-чуть устал от контакта с людьми. На четвёртый раз я утомился и решил сделать что-то, как [человек], склонный к каким-то посиделкам, колупаниям, кабинетная крыса.
То есть это видео как-то связано с вашей непосредственной специализацией. Вы чем занимаетесь?
Я вообще монтажёр — монтирую рекламу. Поэтому грубо говоря инструмент мне подвластен. Но я не художник. Я не могу что-то такое рисовать и в принципе сложную анимацию сделать не могу. Но я примерно себе представляю, как строится композиция, кадр на противопоставлении, откуда берётся драматизм кадра. Кадр драматичен, если фон движется в противовес объекту. Самый наглядный пример из этого видео — самолётик, который против ветра стоит. Ну или кулак, от которого убегают тараканы. Изначально никаких тараканов не было, просто я чувствовал, что там они необходимы. Понимаете, это очень сложная вещь, это практически невозможно объяснить. Если вы читали работы Эйзенштейна, там просто птичьим языком всё это описано. Но с опытом приходит понимание.
Когда смотришь это видео, понимаешь, что человек в рекламной индустрии не первый день. Вы, как я понимаю, довольно давно в индустрии. Какие видеоролики на вас произвели самое большое впечатление? Может быть, когда вы только начинали заниматься рекламой.
Работаю в рекламе лет тринадцать уже. Если говорить про видео, то, конечно, это первый период, когда я только начинал работать. Мне кажется, что очень хороший ролик был про ноутбуки iRu в конце 90-х. Если помните: «Я продаю настоящих друзей».
223 300 просмотров,
5 440 лайков
на момент выхода материала.
Вам никогда с политиками не приходилось вести дела?
Честно говоря, нет.
Я почему спрашиваю, всё-таки ваша работа очень профессиональная. На ваш взгляд, это как-то связано с опытом в рекламе?
Наверное, да. Это связано с тем, что я много общался с профессиональными режиссерами.
В вирусных роликах часто важно ощущение D.I.Y. Что-то очень простое и понятное.
Есть какие-то ролики, где продакшн должен быть невидим, вроде того, как делался вирус для «Особо опасен», где камеры наблюдения записывают погром в офисе. Понятно, что это должно выглядеть убедительно. Я не могу оценить, насколько в моём видео важна простота, ощущение того, что это сделано человеком. Если бы у меня были ресурсы, я бы сделал это более профессионально.
Приходилось ли вам заниматься социальной рекламой? В конце концов, это мог быть ролик, который призывает людей просто пойти на выборы.
Я думаю, что нет. По большому счёту я делал это видео для волонтёров Навального. Мне хотелось их поддержать и я чувствовал эту струну, которая есть у них и у меня. И вроде как получилось. Когда придумывал идею, я чувствовал, что буквально слёзы подступают, и я сейчас вижу, что у людей, да, у них есть такая эмоция. И это, конечно, круто. Я бы не мог сделать такую социальную рекламу, потому что я бы не знал, для кого её делаю. Не чувствовал бы аудиторию, не знал бы, что ей дать. Я знаю людей, которые не хотят идти на выборы, и я их не понимаю, не знаю даже, что им сказать.
Понимаю, то есть это такая штука, которая должна поднять тонус всех сторонников кандидата в мэры.
Да, я ставил себе такую цель.
Но вы, получается, может быть, не желая того, сделали очень правильное исследование своего зрителя. Ходили в предвыборный штаб, раздавали листовки, общались с волонтёрами. То есть разобрались в том, кто должен получить сообщение из ролика. Кто он такой, что ему нужно.
Конечно, я ходил на кубы, я с этими людьми общался.
Как проходила работа? Как я понимаю, такое видео не делается за один день. То есть нужна раскадровка, вот это всё. Опять же, есть основная работа.
Смотрите, у меня работы много, но она приходит периодами. У меня было четыре выходных дня, я чувствовал, что приближаются очередные съёмки, монтаж и так далее. Сидел дома и, как раньше в World of Warcraft, — встал, сел, играешь, ложишься спать — точно так же с этим видеороликом. Четыре дня. Но, надо сказать, я очень неэффективно работаю. Я могу что-нибудь придумать, ходить, думать: «О, боже, как это здорово!» — и ничего не делать.
Я понимаю, конечно. Но это все мы такие, ничего с этим не сделаешь.
Да, раскадровки я не рисую. Беру и просто в монтажной программе Avid пишу текст. Первая версия видео ужасно унылая была, к слову. Вообще я думаю, что идея первична, и её можно реализовывать разными способами. Если идея хороша, то неважно, как она реализована. Моя цель была грубо говоря в том, что вот этот самый квадратик есть на каждом бюллетене. К нему можно подойти разными способами. Ну, к примеру, представить, что это окно возможностей, в которое надо пролезть. Или что это 0,0000001 площади квартиры дочери Собянина. Или что угодно. Дальше нужно было просто реализовать эту идею. Обычно я стараюсь, чтобы был глубокий пафос, настоящий, близкий мне, при этом завёрнутый в оболочку юмора, иронии. Если идея удовлетворяет этим критериям, то я её реализую.
Я просто взял и распечатал на листке квадратики
В этом видео всех цепляет простота. Есть всего лишь квадратик, и обыгрывается одна вещь.
Мне кажется, что это и есть самое сложное. В этом и есть определённое искусство, когда ты задаёшь правила игры и дальше в этих рамках действуешь. Конечно, мне повезло. Это первое моё видео, которое посмотрело 200 000 человек, первый собственный ролик, который я сделал от начала до конца.
Сколько примерно образов было придумано? Там же какое-то огромное количество.
Я просто взял и распечатал на листке квадратики. Больше времени уходило на то, чтобы их отсканировать, разрезать, один на другой положить. А рисовать пиктограммы — милое дело. Это интересно — сидишь думаешь: «Вот, какие люди бывают? Бывают эмо». Рисуешь, как рисуют эмо свой портрет. Конечно, многие идеи были нереализованы. Я не смог их додумать. Вот многие люди приходят и начинают на бюллетени писать целое письмо: «Я ветеран, родился тогда-то» и так далее. Можно было бы выдумать каких-то таких людей.
То есть на самом деле это не просто пиктограммы, а образы избирателей.
Я старался держать в голове, что это разные люди. В этом смысл.
Финальный слоган «Все за одного», который разными почерками написан — это же тоже очень рекламный ход.
Да, это чудо, не знаю, как мне в голову это пришло. Вообще я старался привлекать друзей, например, город рисовал Илья Воробьев.
Если говорить о политтехнологиях, мне кажется, это удивительно, как у Навального всё правильно работает: есть сайт с игровыми механиками, есть теперь совершенно неофициальный, но очень правильный предвыборный ролик.
Знаете, я политически в Навального влюблён. Мне кажется, что это что-то вообще небывалое. Я достаточно близко смотрел на выборы Ельцина в 1996 году. Я тогда учился в школе, но у меня остались самые омерзительные впечатления от всего этого. Политтехнологии, как мне кажется, не работают на самом деле. Вы достигаете, может быть, тактического результата, но стратегически вы ничего не достигаете. Качество работы Навального связано с тем (и я тому пример), что увлечённые люди просто честно делают свою работу. У них есть какая-то вера. Нет ощущения, что ты где-то пошёл против себя или что-то неправильное сделал.
Комментарии
Подписаться