Views Comments Previous Next Search
Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы — Интервью на Look At Me

ИнтервьюРуководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы

Бас Грасмайер о философии Zvooq, роли рекорд-лейблов в современном мире и о том, почему Daft Punk переборщили с маркетингом

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 1.

интервью
Даша Абрамова

Отчасти благодаря «антипиратскому» закону существует множество сервисов для легального стриминга музыки — бесплатных, как Zvooq, или freemium, как Spotify, который уже на пути в Россию. Вопрос в том, в чём преимущество каждого из них и как выбрать нужный. Об этом, а также о том, как пробиться артисту в эпоху цифровой музыки, стоит ли делиться новыми треками на Tumblr или обращаться за помощью к лейблам, Look At Me поговорил с экспертом по музыкальному рынку, культурологом, а ныне главой музыкального сервиса Zvooq Басом Грасмайером.

  

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 2.

Бас Грасмайер

 глава Zvooq

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 3.

Расскажи немного о Zvooq. Что с ним будет в ближайшее время происходить, в том числе в связи с недавним «антипиратским» законом?

В начале работы над проектом мы обратили внимание на то, что отношения людей с музыкой стали менее эмоциональными, музыка превратилась в [чистую] информацию. Нашей задачей стало создание сервиса, который исправил бы это. Если ты используешь Zvooq, то, в общем-то, невозможно это как-то прятать от своих знакомых. А по музыкальной коллекции очень просто определить вкус — это многое говорит о человеке.

Антипиратские законы — не новость: когда-то в Европе за перепечатывание Библии грозила смертная казнь. Как только появилось понятие авторского права, появились и пираты, и они буду существовать всегда, как бы сильно их не пытался ограничить закон. Желание людей копировать музыку, книги, делиться ими — абсолютно естественно. И в создании музыкального сервиса ориентироваться надо не на это, лучше делиться ценностями, которые важны для людей, связанных с музыкальной культурой.

Zvooq сейчас даёт бесплатный доступ к большому количеству музыки в России, но важно придать этому музыкальному опыту какую-то значимость и сделать так, чтобы люди делились этим опытом с друзьями и с людьми, которых они ещё не знают, — вот об этом мы в последнее время думаем больше всего.

 

Что значит придать музыкальному опыту значимость?

Людям нравится ходить на концерты, спорить, какая группа круче, какой трек лучше, они любят играть в игры, и в них большая роль уделена музыке, в общем, вокруг музыки много разных поведенческих паттернов. А музыкальные сервисы сосредотачиваются скорее на доступе к музыке, нежели на различных активностях вокруг неё. И этот подход мы хотим усовершенствовать.  

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 4.

А вы не собираетесь делать из Zvooq также своего рода музыкальную базу-энциклопедию, в духе last.fm?

Вообще-то мы не хотим на этом зацикливаться, наоборот, собираемся убрать всё лишнее и сосредоточиться на музыкальном опыте. Уже готово наше первое мобильное приложение Fonoteka, оно вот-вот будет выпущено — и мы сделали его максимально простым, если не сказать аскетичным. Никаких лишних функций, только вы и ваша любимая музыка.

Как профессионал в этой области, ты наверняка замечаешь, что профессия артиста сейчас очень изменилась с появлением новых путей распространения музыки?

Очень интересно наблюдать за новым поколением музыкантов, например, из хип-хоп тусовки, вроде A$AP Rocky и Фрэнка Оушена. Они молоды и им уже сложно вспомнить мир без интернета, когда не было доступа ко всей музыке. У них получается очень естественно использовать возможности интернета.

Ладно, вот ты создал песню, может даже запостил в блог, а что потом? Идти в рекорд-лейблы?

Сегодня у всех есть компьютер, и каждый может создавать музыку. Раньше было сложнее найти свою аудиторию, а сейчас можно просто расшерить трек в «Фейсбуке», и уже кто-то его услышит, кому-то понравится, они поделятся им дальше. Мне кажется, главное — иметь чёткое представление о том, что ты делаешь, иметь свою идентичность, свою историю, чтобы людям было проще о тебе рассказывать. В идеале так, чтобы можно было кратко закончить предложение «этот музыкант — тот самый парень, который...» или «этот музыкант звучит, как...». Сначала надо сосредотачиваться не на деньгах, а на привлечении внимания — за ним придут и деньги. Сегодня лейблам интересны те новые музыканты, которые уже имеют своих поклонников, уже знамениты и могут свою аудиторию сохранить. Так что на первом этапе лейбл не придёт сам и не предложит помощь, надо делать всё самому.

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 5.

 

Мейджоры — это маркетинговые монстры

 

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 6.

 

 

А вот недавно была новость про то, что Four Tet решил выпустить no leaks альбом, без каких-либо утечек: никаких превью, тизеров, сэмплов и т. д. Какой тут контакт с аудиторией?

Я думаю, Four Tet уже просто на другой стадии. Это мог быть просто ход, чтобы создать вокруг альбома ореол тайны, загадочности — но для таких вещей нужно, чтобы у тебя уже было достаточное количество поклонников. Обычно только «большие» музыканты так себя ведут.

Но ведь если подогревать интерес к альбому, то поклонники всё время о нём будут помнить и ждать.

Это точно, и это стопроцентно доказал недавний опыт Daft Punk. Sony сделали им очень крутую маркетинг-кампанию. Даже, может, слишком крутую — все устали слышать их и о них повсюду, но это было невероятно, даже мои бабушка с дедушкой купили альбом.

Блоги-лейблы

А что ты думаешь о роли лейблов в современном мире? Они утратили своё влияние, или наоборот?

В последние годы появилась очень интересная схема: люди, которые увлекаются музыкой и разбираются в ней, создают свои сообщества любителей, свои блоги и каналы на Youtube, которые становятся популярными медиа — UKF, например. Многие артисты высылают для публикации свои релизы владельцам этих блогов и каналов. Постепенно блогеры публикуют только то, что им присылают артисты, и привязываются к некоторым из них. По сути этот медиаканал сам становится лейблом.

Но, конечно, традиционные лейблы всё ещё актуальны. Музыканты не могут делать абсолютно всё самостоятельно. Те же Daft Punk не смогли бы сами устроить такой шум вокруг альбома: мейджоры — это маркетинговые монстры, они суперспециалисты в этом плане. Пока только они могут создавать таких икон, как Daft Punk, Бейонсе, Леди Гага, Канье Уэст, Jay-Z.

Так ты думаешь, успех Daft Punk случился благодаря лейблу?

Здесь лейбл просто хорошо понял современную реальность. Плюс в маркетинге очень помогло большое количество коллабораций на альбоме. Лично я был разочарован альбомом: он получился очень попсовым, совсем не таким, какими, по-моему, должны быть Daft Punk, но это не мне решать, разумеется. Они очень хорошо сыграли на том, что мир сейчас един, объединён интернетом.

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 11.

 

Одна из главных задач цифрового музыкального пространства — объединение людей

 

Руководитель Zvooq о том, зачем нам нужны музыкальные сервисы. Изображение № 12.

Стриминговые сервисы

Какова, на твой взгляд, роль музыкальных сервисов в ежедневной жизни человека?

Можно я начну издалека? Я сам из Голландии, и когда ребята из Dream Industries позвали меня работать в Zvooq, русские пираты были знамениты на весь мир, все об этом слышали. И я тогда подумал: то, что сработает в России, сможет сработать и во всём остальном мире. Я уже тогда слышал про «ВКонтакте» и заметил кое-что уникальное о музыке в России: эта социальная сеть, которая интегрировала огромное количество музыки (пусть лейблы её просто ненавидят), сильно повлияла на то, что музыка стала гораздо более социализированной здесь, чем где-либо ещё. Всё благодаря тому, что вся музыка была собрана в едином месте. Теперь же музыкальных сервисов становится больше. Проблема в том, что, если ты используешь один сервис, а твой друг — другой, вам никак не объединиться, и возникает опасность, что музыка снова раздробится на куски. Так что я думаю,  одной из главных задач цифрового музыкального пространства в ближайшее время станет объединение людей, которые пользуются разными музыкальными сервисами. Например, ты пользуешься Zvooq и делишься песней в «Фейсбуке», твой друг из Швеции кликает на ссылку, и она у него открывается в Spotify — это очень важно. И как раз тут «ВКонтакте» может сыграть очень важную роль. Я знаю о непростых отношениях Павла Дурова и музыкальной индустрии и думаю, что нам есть что обсудить.

Что ты думаешь о русской музыке?

Мне интересно быть в России, я иногда включаю перед сном телевизор, чтобы получить немного культурного шока: Дима Билан, Стас Михайлов, Алла Пугачёва и всё такое. Я обожаю русских drum-n-bass продюсеров, я приятно удивлён, насколько этот жанр здесь популярен — в Голландии это очень андеграундная тема.

Проблема русских артистов в том, что они почему-то не понимают, что есть множество способов зарабатывать деньги, особенно в эпоху диджитала, кроме продажи пластинок и лайвов. Музыка сама по себе не является продуктом, продукт — это её носитель, медиа. Люди платят за продукты, а не за музыку как таковую. Если ты хочешь заплатить за музыку, то спустись в переход на улице, заплати уличному музыканту, чтобы он сыграл тебе Рахманинова.  

На каких продуктах можно заработать деньги, например?

Зависит от артиста, от того, как он себя позиционирует. Не хочу стереотипизировать, но грубо говоря, если ты хипстерская икона, можешь выпустить футолку с треугольником, и все её будут носить. Есть Kickstarter, например, там музыкантам приходится быть действительно изобретательными и предлагать людям продукт, который не обязательно является непосредственно музыкой. Представим, что все люди очень эгоистичны (хотя это не так): что ты можешь предложить им взамен на деньги, которые они тебе дадут? Вот вам упражнение: придумать креативный ответ на этот вопрос. Кому-то будет интересно увидеть своё лицо на обложке твоего диска, кому-то — поучаствовать в клипе. Аманда Палмер — отличный пример ответа на этот вопрос.

А что если тебе просто очень нравится делать музыку и ты совершенно не умеешь ничего продавать, хочешь сидеть дома и ни с кем не общаться?

Тогда тебе лучше делать действительно хорошую музыку и окружить себя людьми, которые круто смогут её продавать, потому что без этого никуда. Вообще, моя философия в том, чтобы каждый делал только то, в чём он силён — так получаются самые сильные команды.

Фотография via studiotransformer.ru

  

Рассказать друзьям
0 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются