ИнтервьюКак применить в России опыт голландских архитекторов
Анастасия Смирнова о том, что делает архитектуру в Нидерландах успешной
Анастасия Смирнова
Основатель российско-голландского бюро архитектурных и социокультурных проектов SVESMI (Роттердам) и программный директор образовательной программы 2012-2014 Института архитектуры, медиа и дизайна «Стрелка».
Несмотря на множество исторических и территориальных сложностей, голландская архитектура достигла необыкновенных успехов, а местные архитекторы — от Вини Мааса до Рема Колхааса — известны во всём мире. Основатель бюро SVESMI и программный директор образовательной программы «Стрелки» Анастасия Смирнова рассказывает в своей колонке на Look At Me, как так получилось и чему российские архитекторы могут поучиться у своих голландских коллег.
В Голландии статус архитектора традиционно очень высок. Учитель, доктор, архитектор — здесь это профессии примерно одного ряда, чрезвычайно важные и нужные для жизни. Возможно, дело в том, что строить на отвоёванных у моря землях всегда было страшно сложно. Возведение даже небольшого здания на здешней коварной почве требовало не только особых умений и знаний, смелости, интуиции, практичности, но и недюжинных организаторских способностей — ведь буквально в любом строительстве требовалась помощь и серьёзная поддержка горожан.
Голландскому архитектору во все времена приходилось быть и инженером, и своего рода исследователем — знать местность, особенности климата, учитывать возможность будущих наводнений и при этом тесно сотрудничать с общинами и принимать ответственные решения вместе с коллективом. Умение скрупулёзно изучать контекст, а также географический, социальный, политический, культурный бэкграунд и сейчас остаётся важной особенностью голландского проектирования и залогом высокого качества здешней архитектурной продукции, которое они с успехом экспортируют.
В основе голландского архитектурного образования лежит один очень важный принцип. Архитектор не только и не столько строит дома, а придумывает и программирует среду, в которой будут жить вполне конкретные люди и будут происходить вполне конкретные события. Безусловно, возведение физического тела здания остаётся задачей архитектора, но не менее важна и разработка интересных сценариев для жизни внутри и вокруг здания — кто и как именно будет этим зданием пользоваться, как оно повлияет на окружение и что произойдёт с ним в будущем? Архитектор несёт ответственность, в том числе и социальную, за дальнейшее существование построенного им дома, квартала. Он одновременно инженер, социолог, культуролог, художник и исследователь, а если собственной экспертизы ему не хватает, то он должен знать, как подобрать мультидисциплинарную команду и эффективно работать с разными специалистами.
Архитектор не только и не столько строит дома, а придумывает и программирует среду
На самом деле, такой комплексный подход к проектированию — признак высокой архитектурной культуры. Действительно, в Голландии средний уровень профессионалов впечатляюще высок. Помимо звёзд мирового значения — Рема Колхаса, Вини Мааса, Виллема-Яна Нойтлингса — здесь есть множество просто очень хороших архитекторов, работающих в меру своего таланта по тем же принципам.
Голландия расположена на своеобразном перекрёстке, через её территорию всегда проходили и сейчас проходят торговые пути всех мастей. Умение слушать и слышать других — залог успеха любого голландского бизнеса, архитектурного в том числе. Оказывается, можно не опасаясь за свою национальную гордость, оставаться открытым к невероятным иностранным обычаям и укладам; можно многому научиться и многое перенять. Недаром здесь считается хорошим тоном поработать несколько лет в дальних, экзотических странах — это как бы важная часть образования. Умение вдохновляться чужим, не теряя собственного, особенного характера, позволяет голландским архитекторам эффективно сотрудничать с иностранными специалистами и плодотворно работать даже в незнакомом контексте.
Мне кажется, что России есть чему поучиться у Голландии, особенно в области строительства жилья для людей небогатых. Ведь у нас это огромная проблема: сотни тысяч живут в безнадежно устаревших микрорайонах, срок годности которых давно истёк. Советские многоэтажки, качество которых и на момент постройки было низким, не могут стоять вечно. Ещё буквально десятилетие, и мы окажемся в ситуации масштабного социального кризиса — россиянам без существенных доходов просто некуда будет переселяться. Кроме того, у нас остро стоит вопрос расселения иностранцев, приезжающих на работу из бывших советских республик — массы людей, которые выполняют в наших городах самые чёрные работы, живут в ужасающих условиях.
Считается хорошим тоном поработать несколько лет
в дальних, экзотических странах — это важная часть образования
Уже сейчас нужно срочно запускать программы доступного жилья нового типа, и тут можно обойтись без изобретения велосипеда. В Голландии накоплен большой опыт строительства экономичного, но качественного и удобного жилья, здесь умеют профессионально планировать жилые районы, здесь не без успеха решают сложнейшие проблемы расселения и ассимиляции мигрантов. Адаптировать этот опыт к российским условиям вполне возможно, было бы желание. К сожалению, пока сотрудничество идёт туго. Известна история с мастер-планом Перми — кстати, очень профессиональный проект голландского бюро KCAP, который вместо поддержки получил только палки в колёса. А ведь такие мастер-планы могли бы помочь сделать жизнь в наших городах более цивилизованной и человеческой.
Мы в бюро SVESMI пытаемся применять некоторые голландские принципы в российском контексте. Скажем, в проекте реформирования системы московских библиотек для нас важно было подчеркнуть — каждая библиотека этой системы уникальна, каждую нужно программировать с учётом конкретного городского контекста, нужд горожан из близлежащих домов и архитектурных особенностей здания, в котором библиотека расположена. Ведь библиотеки в старом центре города и на окраине — это две очевидно разные истории. С другой стороны, библиотеки Москвы — это именно система, а не набор разнохарактерных заведений, поэтому нужен свод общих для всех правил и регуляций — и вот тут нам снова помогает голландский опыт. Гибкие системы логичных и внятных правил, которые не тормозят развитие любой системы, а наоборот способствуют её процветанию, — ещё одно голландское ноу-хау.
В «Стрелке» образование построено на голландской и международной эскпертизе в области урбанизма, однако наши студенты понимают, что действовать по принципу copy/paste в России не получится никогда. Все существующие методики требуют адаптации, нового языка, кропотливой разъяснительной работы с заказчиком, властями, горожанами: поиск правильных путей применения тех же голландских рецептов — важнейшая и очень сложная составляющая любого урбанистического или архитектурного проекта.
Удивительно, что голландские архитекторы, инженеры и дизайнеры равно успешно работают в самых разных масштабах — строят новые острова в море или гигантские дамбы, при этом делают отличный дизайн из переработанных материалов, мусора и прочего подножного сора. Подлинную революцию в мире дизайна совершила в самом конце прошлого века компания Droog, заставив по-новому взглянуть на роль дизайнера и поставив под сомнение саму необходимость бесконечного производства (и приобретения) новых вещей. А что если дело просто в изобретении новых функций для устаревших объектов?
Голландские архитекторы, как и дизайнеры, тоже большие мастера использовать то, что уже есть, тонко, внимательно и точно перерабатывать существующую архитектуру под новые программы и нужды. В России есть что переработать, и тут их экспертиза была бы опять очень уместна. Я с нетерпением жду открытия павильона «Времена года» в Парке Горького; эта реконструкция советской стекляшки по проекту Рема Колхаса и его бюро ОМА — отличный пример того, как можно дать новую, необыкновенную жизнь старым мехам.
Комментарии
Подписаться