ИнтервьюКак малыми силами разработать айдентику большого музея
Анна Кулачёк и Ирина Иванова о победе в конкурсе Политехнического музея
интервью
Даниил Трабун
Всё лето Политехнический музей проводил конкурс на разработку нового бренда. Задача стояла сложная: по условиям конкурса нужно было разработать визуальный образ, который будет изменяться вместе с музеем, при этом логотип не должен быть «модным» (в Политех будет ходить публика от 6 до 60 лет). Рассказывают, что Илья Рудерман отказался от места в жюри конкурса, чтобы иметь возможность поучаствовать в нём. Победителями стали Аня Кулачёк и Ира Иванова, которые, по мнению жюри, сделали самую интересную и изменяющуюся структуру бренда. Мы попросили Иру и Аню рассказать о новой айдентике Политехнического музея.
Ира Иванова, Аня Кулачёк
дизайнеры
То, что мы выиграли, — довольно уникальная ситуация. Мы часто слышали что-то вроде «Наивные, они никогда не выберут двух девочек вместо студии, которая действительно смогла бы это развивать», — когда отказывались тусоваться из-за работы над проектом. Так вот, у Политехнического музея — очень грамотная стратегия развития. Тема науки сейчас актуальна, «быть умным — модно», и Политех хочет донести это до детей. Проблема российской образовательной системы в том, что интересную информацию подают неинтересно. Химию я в детстве вообще не переваривала, а сейчас с удовольствием сходила бы на урок. Нужно было сделать логотип, который мог бы модифицироваться под все эти компоненты.
Работы других
финалистов конкурса:
В финал также попали работы Студии ГД из Перми, Елены Каймановой, Сони Ступеньковой, Натальи Агаповой, Cтудии VitaminGroup и семь вариантов Лаборатории дизайна ВШЭ.
Исследование
Сначала мы провели исследование (на фото ниже) — просмотрели всю информацию, связанную с наукой: схемы, химические таблицы. Технический дизайн всегда исходит от функций, поэтому и красив по-настоящему, не надуманно. Единая структура, которая меняется в зависимости от функций, связана и с новыми задачами Политеха, который хочет развиваться, уйти от пыли и закрытости, делать новые лаборатории. Стиль должен был подстраиваться под любую задачу, быть универсальной системой.
Об образовании
Анна Кулачёк: Мы учились у Юрия Гулитова в Высшей академической школе графического дизайна. Многие говорят, что в ВАШГД растят художников. Например, в Британке — более коммерческое образование, а в ВАШГД оно направлено на конкурсы, преподаватели ставят в примеры классиков, плакатистов. Днём я работала в студии, а вечером училась. Коммерческая основа, которая вечером подкреплялась слоганом «Ребята, всё-таки давайте думать», в итоге дала хороший результат.
Портфолио
Первым этапом конкурса было портфолио. По отдельности у нас были неплохие портфолио, но когда мы собрали общее, то поняли, что вместе мы — сила. Наверное, это нас даже больше порадовало, чем то, что мы прошли. Второй этап длился две недели. Мы никуда не выходили и сидели за работой каждые выходные, так что было ощущение, что мы хирурги — разрезали, прооперировали, зашили, готово. За два дня спали, наверное, часа три в общей сложности. Казалось странным делать вместе один вариант, и мы хотели сделать два, но в итоге получился один, но проработанный. Результат отправили не как обычно за 5 минут до конца, а за 5 часов до дедлайна, но ощущение недоделанности осталось.
Работу распределяли просто: например, пока одна делает навигацию, вторая работает над постерами, потом сверяемся и дорабатываем. Мы перекидывали друг другу файлы всё время.
Об авторитетах
Ира Иванова: Мы всегда любили работы Димы Кавко. Следили за ним во время учёбы в ВАШГД. Ты видишь, что под всем этим есть система. Хотя он и отрицает дизайн, говорит, что ему это неинтересно, видно, что за всем, что он делает, есть система. Один из лучших дизайнеров в России, которых я знаю. Нравится, как работает Протей Темен. В принципе, из всех логотипов на конкурсе именно его логотип Политеха особенно понравился. Протей говорит, что он про искусство, а заходишь на сайт, смотришь айдентику и думаешь «Какое искусство?!». Это же такой дизайн. В общем, он миксует искусство со своими задачами. А ещё, конечно, Аня Наумова, Кирилл Благодатских, Мердан Агаев и Дима Барбанель.
Итоги
То, что есть сейчас, — это не результат. Сегодня на основе небольших проектов от музея мы понимаем конкретные задачи и прорабатываем концепцию. Нам предстоит ещё многое сделать, и меня смущает то, что люди видят продукт на том этапе, когда он ещё создаётся. Существующая концепция будет скелетом многих других стилей, например, лабораторий или детских центров. Мы только сейчас, на практике, видим, что нужно этому скелету добавить, например, какой-нибудь дополнительный элемент. Причём по структуре эти дополнительные элементы будут разными. Фирменный стиль — это не значок, а система.
По результату этой работы мы сделаем брендбук, чтобы дизайн-команда могла всё это в дальнейшем воплощать. Ошибочно делать его сейчас, потому что никто не знает, как стиль будет работать. По моему опыту, нужно поработать со стилем, внедрить его, а после этого делать стайлгайд, потому что только тогда можно выявить косяки. От применения непроверенных на практике стайлгайдов плакать хочется.
Основные носители, которые важны сегодня, — плакаты. На них лучше всего прослеживается система. Музей — это открытое пространство, это экспозиции, следовательно, мы идём к навигации, плюс постеры и стенды. Среда очень важна. Когда ты придумываешь айдентику, ты создаёшь систему, задаёшь правила. Тебе нужно придумать игру из имеющихся составляющих, и, когда получается, начинается самое интересное: «Всё! У нас есть эти элементы, вот такие правила, здания музея, коридоры, книжка, ручка, сайт. Что если все окна музея затянуть такими боксами, и будет огромная схема, и мы сделаем такую рекламу». Не можешь остановиться. Иногда доходит до нереальных штук: у нас в презентации, например, был поезд. Нужно предлагать 200 %, пусть клиент сделает хотя бы половину.
Комментарии
Подписаться