ИнтервьюМашины создают машины: Что такое творческие лаборатории ФабЛаб
Основатель сети Нил Гершенфельд о производстве будущего
интервью
Фотограф
Андрей Герасимчук
В Москве и других городах России разворачивается программа по открытию творческих мастерских — так называемых ЦМИТов. Идеология этих лабораторий была заложена в США, в Массачусетском технологическом институте (MIT), а её отцом является директор Центра битов и атомов Нил Гершенфельд, который открыл первый ФабЛаб (FabLab). Look At Me побывал на закрытой дискуссии в Москве, пообщался с основателем и идеологом международной сети ФабЛаб и выяснил, почему творческие мастерские разрастаются, словно «Макдоналдс», как выглядит производство будущего и что браузер для попугая — вовсе не игрушка.
Нил Гершенфельд
Руководитель Центра битов и атомов Массачусетского технологического института
Ещё в 1952 году в Массачусетском Технологическом институте (MIT) создали первый управляемый компьютером фрезерный станок. Но это было очень давно. Что будет дальше? На смену машинам, которые делают вещи, придут машины, которые делают машины, а материалы будут заключать в себе информацию. Речь идёт о программируемых материалах, которые способны образовывать объекты самостоятельно. Так программируемый материал становится машиной. И на этом этапе одна машина может сделать всё что угодно, создать целую систему. Это лишь наши исследования и научные изыскания о цифровом производстве. Но позвольте обратиться к истории.
Я ожидал, что придут 10 студентов, а пришли около двухсот, и они начали разрабатывать свои проекты
Сначала были гигантские ЭВМ, затем малые коммерческие машины, хобби-компьютеры, потом появились персональные компьютеры. Интернет, видеоигры и всё, чем вы пользуетесь на своём компьютере, появилось где-то во времена мини-компьютеров в 60-х. ФабЛаб — это примерно как мини-компьютеры и они пока не так доступны и дешевы, как ПК, но всё развивается. Мы повторяем историю компьютеров, только в сфере производства.
Я понял это, когда начал вести курсы How to create (almost) anything.
Я ожидал, что придут 10 студентов, а пришли около двухсот, и они начали разрабатывать свои проекты. Так одна девушка создала портативное устройство, которое позволяет выкричаться, сохранить свой крик и воспроизвести его, когда это удобно. Было и платье с сенсорами, которые активизировали «шипы», чтобы защитить личное пространство носителя. Был и интернет-браузер для попугаев.
Scream body — портативное устройство, которое позволяет выкричаться, сохранить свой крик и воспроизвести его, когда это удобно
Посмотрев на это, вы можете сказать: «Это мило, но мы из индустрии, мы серьёзные». Но стоит вспомнить слова Кена Олсена — основателя Digital Equipment Corporation, которая была лидирующей компьютерной компанией в мире. Он сказал: «Нет ни одной причины, по которой кому-либо может понадобиться компьютер дома». Его компания обанкротилась. Про цифровое производство можно говорить то же самое: «Всё очень здорово, но это лишь игрушки. У нас есть большие машины для большой индустрии». Но все компании-гиганты, которые говорили, что маленькие персональные компьютеры — это игрушки, мертвы. Так что перед тем, как называть проекты по персонализированному цифровому производству глупыми, вспомните о тех компаниях-динозаврах.
Последнее время много внимания уделяют 3D-принтеру, однако, это лишь как микроволновка — она полезна, но не заменяет всего остального на кухне
Итак, сначала у нас была большая идея — создать ФабЛаб в Бостоне, но потом мы открыли ФабЛаб в Гане, в Южной Африке, в Индии и Афганистане. Каждый раз, когда мы открывали ФабЛаб, кто-то ещё хотел открыть ещё один. Сейчас их уже 200 по всему миру, и их число удваивается каждые полтора года. Ценность сети ФабЛабов в том, что все лаборатории делятся своими знаниями и разработками. Все они имеют один набор инструментов: 3D-принтер, 3D-сканер, лазерный резак, трёхосевые станки ЧПУ (CNC), оборудование для фрезеровки печатных плат. Всё оборудование вместе представляет собой подобие кухни. Последнее время все много внимания уделяют 3D-принтеру, однако, это лишь как микроволновка — она полезна, но не заменяет всего остального на кухне. Главная задача — собрать оборудование таким образом, чтобы всё сочеталось.
целый дом существует на солнечной энергии. Всё, включая мебель внутри, было создано в ФабЛаб
Один из наиболее впечатляющих проектов фаблаб был реализован в Барселоне. Местные энтузиасты создали целый дом, который функционирует на солнечной энергии. Они подумали, почему бы не сделать настоящий дом по тому же принципу, что создаются кукольные домики? Всё, включая мебель внутри, было создано в ФабЛаб, за исключением солнечных батарей. Интересно, что человек, организовавший ФабЛаб в Барселоне, теперь является планировщиком и главным архитектором города.
Существует множество проектов, рождённых в ФабЛабах, которые превратились в бизнес-компании. Например, Ultimaker, MakerBot, Othermill. Все эти машины были разработаны в ФабЛабах и стали коммерчески успешными. В манчестерской лаборатории разработали NiftyDrive, которые собрали на Kickstаrter необходимую сумму на запуск.
Идея пистолета, напечатанного на 3D-принтере, — глупа. Просто потому что пистолет, напечатанный на 3D-принтере, — отвратительный
Но есть и интересные социальные проекты, например, ФабЛаб в Белфасте объединил местных католиков и протестантов, враждующих столетиями. Дети из двух разных сообществ прекрасно ладят, не обращая внимания на религиозные разногласия. ФабЛаб в МИСиС — прекрасный социальный пример. Там занимаются школьники, но их проекты технически сложнее, чем у тех же студентов, которые учатся в МИСиС.
Наша следующая цель — лаборатория, которая создаёт лаборатории. Мы работаем над технической частью такого проекта, в рамках которого машины могут создавать другие машины. Так, например, с помощью оборудования за $1 млн можно создать аппараты стоимостью $100 тыс. Аппарат за $100 тыс. может в свою очередь воспроизвести устройство в пределах $10 тыс. и так далее.
Лаборатории помогают сделать то, чего вы не можете купить. Но заполучить оружие — просто. Никто не использует ФабЛабы, чтобы делать оружие, оно итак повсюду. А идея пистолета, напечатанного на 3D-принтере, — глупа. Просто потому что пистолет, напечатанный на 3D-принтере, — отвратительный пистолет. Я уверен, что пройдя здесь неподалёку, я смогу купить пистолет лучшего качества.
Фотографии by Adrià Goula via patinunezagency.com
Комментарии
Подписаться