ИнтервьюСоздатели браслета-конструктора Taptap
о том, как общаться
на расстоянии
Дмитрий Гориловский о тактильных коммуникациях будущего
материал подготовила
Дарья Абрамова
На позапрошлой неделе на Kickstarter запустился российский проект под названием Taptap — мультимедийный браслет (а точнее — пара браслетов), который позволяет близким людям общаться на расстоянии с помощью прикосновений. С начала запуска Taptap — творения компании российских разработчиков Woodenshark — заработал уже 55 тысяч долларов и огромное количество вдохновлённых отзывов.
Look At Me встретился с Дмитрием Гориловским, создателем браслета (а в прошлом — сотрудником компании «Йота» и автором и участником проекта YotaPhone), и поговорил о тактильных коммуникациях, о моде на технологии и о специфике российского рынка.
«Идея TapTap у меня появилась ещё в 2006 году под впечатлением от концепта Nokia 888 и логотипа финской компании, где одна рука касается другой. Сначала я думал, он будет существовать просто на телефонах: постучал по телефону — он завибрировал. Но выяснилось, что девушки, например, не носят телефоны в карманах, а кладут в сумочки, а физическое воплощение для продукта очень важно: он должен быть осязаемым сам по себе, программа здесь не работает. К этому мы пришли постепенно.
Где-то год назад я активно взялся за реинкарнацию старых идей, довольно быстро пришли к нескольким вариантам дизайна устройства. Требований было много, поэтому результатом всегда был кто-то недоволен. Буквально этим летом, когда мы закончили работу над очередным воплощением браслета, к
нашей команде присоединилась Ольга Перова, мой текущий партнёр (она отвечает за финансы и операционное управление), и критично сказала, что дизайн мы сделали слишком гиковский, от мальчиков для мальчиков. Выкидывать в очередной раз результат полугодовой работы совсем не хотелось, но попытка дала плоды, и мы получили то, что всех наконец примирило.
Основная идея TapTap очень простая. Например, мне звонит моя мама и говорит: «Какого чёрта ты мне так долго не звонил?». И это не значит, что она хочет меня поругать, это значит, что она хочет меня услышать. То же самое, когда мы шлём близким людям смайлики и эсэмэски типа «Как дела?». Это далеко не всегда значит, что мы действительно хотим узнать, как дела, скорее, мы хотим показать, что думаем о них. И я подумал: зачем нужны все эти хождения вокруг да около, если можно просто напрямую дать человеку знать, что я о нём думаю — ведь это самая ценная мысль для близких людей, и так часто эта мысль нас посещает. Поднимать ради этого телефон, открывать контакты… Так можно просто упустить момент, вы на что-то отвлекаетесь, и всё, вы в суете дел.
Россия — единственная страна, где люди писали, что такой браслет никому не нужен
Мы решили воплотить эту мысль в нечто тактильное. Неправильно было делать то, что рассчитано на тактильные ощущения в виде программы. На Kickstarter мы запустились со слоганом New way to say I love you. Но буквально сегодня утром, почитав комментарии к нашему проекту, я поменял его на A touch communication wristband. Вообще Kickstarter — это очень хороший способ общения с людьми, тебе задают вопросы, и ты понимаешь, что восприятие продукта другими людьми может кардинально отличаться от твоего.
Браслеты Taptap — парные: когда один человек дотрагивается до своего браслета, его пара (не обязательно в романтическом смысле: это может быть ваша мама, подруга или брат) почувствует лёгкую вибрацию на руке.
Например, вчера мне написала женщина, у которой сын страдает расстройством с внезапными приступами паники. Он часто звонит ей на работу, когда она на встречах и не может ему ответить. Наш браслет для неё — идеальное решение, ведь она может просто постучать по нему, и сын поймёт, что она рядом, и всё хорошо. Поэтому я решил не ограничиваться любовной темой. Мы даём людям возможность мгновенной невербальной коммуникации, а дальше они сами решают, в каких целях её использовать. Может быть, это «Я люблю тебя» или «Я думаю о тебе» или «Я рядом» и т. д. Мы даём подсказки, но не ограничиваем заданными рамками.
Чтобы людям не приходилось носить на себе кучу браслетов, мы продумали возможности добавления в TapTap дополнительных функций. Программист может запрограммировать браслет так, чтобы он работал, как шагомер, будильник, устройство для игр (так как браслет связан с телефоном) и т. д. Нам проще сотрудничать с командами, которые хотят делать все эти функции, чем самим создавать очередной шагомер.
Чтобы людям не приходилось носить на себе кучу браслетов, мы продумали возможности добавления в TapTap дополнительных функций
У нас достаточно свободное позиционирование продукта, люди сами могут выбирать, что им делать c TapTap. Кому-то шагомер вообще не нужен, а нужен только умный будильник, который будит в нужной фазе сна; кому-то нужно только в игры поиграть; кому-то — понять, сколько он шагов сделал, и чтобы телефон при этом не посадил батарейку. Мы создали такой конструктор, его базовая функциональность — тактильная коммуникация, всё остальное люди выбирают сами.
Taptap связан с мобильным телефоном через Bluetooth — так что не обязательно всё время держать их рядом
Все протоколы обмена данными мы выложим в открытый доступ. Если кто-то сделает другой браслет — пожалуйста, используйте тот же самый протокол. Наша задача – не захватить мир, мы говорим лишь о тактильных коммуникациях. Мы не претендуем на эксклюзивность или уникальность, разработчикам не нужно плодить сущности и создавать два разных протокола, которые делают одно и то же, — смысла в этом ноль.
Мы планируем запустить массовое производство в апреле 2014 года. В основном это связано с фазой тестирования — я очень боюсь гибкой электроники, которая есть в JawBone и Nike Fuel, у них с этим было много проблем. Собственно поэтому мы пришли к капсуле, с её помощью мы придумали, как можно будет менять дизайн браслетов. Один браслет — это скучно, даже если он вам изначально нравится, то через некоторое время надоест.
Сейчас в наших планах сборка продукта на Тайване. Интернет-продажи мы начнём через наш сайт и партнёров, таких как Amazon в апреле 2014 года.
Я стараюсь не привязывать запуск продукта к России: запускаться на местном рынке не слишком эффективно, потому что тогда придётся полгода потратить на адаптацию к местной специфике, которая нигде больше не повторяется. И когда я соберусь в Европу или США, придётся делать всё заново. Как пример, мне недавно нужно было отправить обычную электронную плату для нашего заказчика в США. Прихожу в DHL и говорю: «Вот платка, мы её сами сделали». Их ответ: «Вам нужно заключение ФСБ о том, что это не военные технологии», при этом там нет ни одной русской микросхемы. И такие ситуации в России не то что каждый день, а каждый час. Нам это не нужно: одно дело, когда ты придумываешь, как решать проблемы, другое — когда придумываешь, как решать проблемы, которых не существует. Поэтому мы стараемся сейчас минимизировать влияние России на нас. Это ни хорошо, ни плохо: у нас офис разработчиков — в Петербурге, Михаил с напарником — в Ижевске, я живу в Германии, и у нас есть сотрудники в Китае.
Сейчас в наших планах сборка продукта на Тайване. Интернет-продажи мы начнём через наш сайт и партнёров, таких как Amazon.
Онлайн-продажи для нашей специфики идеальны: когда вы заказываете 2 браслета, можно указать 2 разных адреса, по которым их нужно доставить. В Европе и США вообще очень распространены ситуации, когда близкие люди находятся в разных городах. Один где-то работает, другой где-то учится. В России таких ситуаций меньше, и даже сейчас, несмотря на то что мы пока в очень тихом режиме работаем и особо с прессой не общаемся, Россия — единственная страна, где люди писали, что такой браслет никому не нужен: «Я своей жене уже один раз сказал, что я её люблю, и больше не собираюсь». Даже с точки зрения маркетинга с русским языком сложнее. Я легко представляю себе растяжку где-нибудь в Нью-Йорке: Taptap — a new way to say I love you. А подобная растяжка в Москве? Все поморщатся, подумают, что это какая-то фигня».
Комментарии
Подписаться