ИнтервьюКарел Мартенс о том, как ограничения помогают дизайнерам
Известный голландский графический дизайнер объясняет, почему в доцифровую эпоху было легче работать
материал подготовила
Анна Савина
Голландский графический дизайнер Карел Мартенс, который 23 ноября выступил с открытой лекцией на факультете дизайна Высшей школы экономики, известен благодаря своим минималистичным работам — он разработал дизайн десятков книг, печатных изданий и марок, а также основал Werkplaats Typografie, которая публикует экспериментальные работы студентов ArtEZ Institute of the Arts в голландском городе Арнеме. Мы поговорили с Мартенсом о том, как работали дизайнеры в доцифровую эпоху и почему ограничения помогают в этой профессии.
Я часто сравниваю дизайн с приготовлением еды: если у тебя есть всего несколько ингредиентов, ты должен быть более изобретательным
Мне кажется, что многие голландские дизайнеры, и в том числе и я, предпочитают ограничивать себя в средствах, потому что это во многом продиктовано традициями и культурой нашей страны. Один из главных художников Нидерландов — Пит Мондриан, хотя он, конечно, долгое время прожил в США. Он использовал минимум средств, и его работы — это хороший пример того, как самоограничение помогает сделать что-то по-настоящему выразительное.
Помимо этого, существует много теорий о том, что однообразный пейзаж Нидерландов, простая архитектура и вся визуальная среда в целом диктуют правила и изобразительному искусству, и дизайну. С другой стороны, в самоограничении нет ничего особенного и для тех, кто вырос не в Нидерландах, потому что каждый в определённые моменты жизни должен делать выбор, чем заниматься: плавать по морям, быть спортсменом-конькобежцем или кем-то ещё. В любом случае ты не можешь заниматься всем на свете и должен создавать собственные ограничения. Это правило действует и в жизни, и в сфере дизайна.
Раньше в распоряжении дизайнеров было мало инструментов: чтобы придумать что-то, мне нужны были только бумага, карандаш и ножницы. Я часто сравниваю это с приготовлением еды: если у тебя есть всего несколько ингредиентов, ты должен быть более изобретательным.
При этом, несмотря на ограничения, нужно было найти способ сделать что-то необычное и выйти за общепринятые рамки, используя, например, только один или два цвета. В прошлом, если ты был начинающим дизайнером, ты не мог получить хорошую работу; и нужно было работать с маленькими типографиями, которые тоже были очень ограничены в средствах и имели в своём распоряжении всего несколько шрифтовых гарнитур, и, конечно, среди них не было тех гарнитур, которые хотелось бы использовать. Кроме того, раньше при создании айдентики было множество строгих ограничений: например, нужно было выбрать такой цвет, который одинаково хорошо смотрелся бы и на бумаге, и на стекле, и на других материалах.
Кроме того, работая дизайнером, ты постоянно зависел от множества других людей. Например, ты должен был сделать макет книги и отдать её в типографию. Если ты делал ошибку, то её уже невозможно было исправить, и тираж был испорчен, конечно, это очень дисциплинировало. Намного больше человек были вовлечены в производство книги, чем сейчас, когда ты можешь печатать всё на домашнем принтере, и за каждый этап отвечали разные эксперты. Однако в то же время ты должен был объяснять всё: если ты хочешь добавить цвета, ты должен объяснить в деталях свою идею сотруднику типографии. Он не мог самостоятельно принимать решения, а мог только следовать моим инструкциям, но при этом я не знал, какие существуют технические ограничения и каковы границы его возможностей. Сейчас всё находится в руках дизайнера, и он сам может воплощать свои идеи, просто используя хороший принтер.
В своей практике я не раз совершал ошибки, но часто они помогали мне сделать что-то невероятное и неожиданное. Когда дизайнеры делают ошибки, они должны говорить «О, прекрасно!» — этим они отличаются от ремесленников, которые не могут испортить тираж издания. Ты всегда должен считаться с обстоятельствами — техническими возможностями типографии или инструментами, которые предлагают цифровые графические редакторы. Сначала это меня расстраивало, но потом я понял, что это заставляет людей быть более креативными.
Журнал об архитектуре OASE
В наше время, с развитием цифровых технологий, у нас есть миллионы «ингредиентов». Сейчас ты можешь заказать любой шрифт и цвет, но легче работать не стало, и дизайнеры всё равно ставят себе какие-то условия. Вместе со своими студентами я делаю журнал об архитектуре OASE, и у нас совсем немного средств, но довольно много свободы. При этом мы всё равно ставим себе какие-то условия, ограничиваем визуальные средства и придумываем, как сделать обложку и вёрстку выразительными с помощью минимальных затрат. Это превращает работу из рутины в приключение, а это самое важное, потому что рутина — самое плохое, что может произойти с дизайнером.
Фото: Роман Суслов
Комментарии
Подписаться