Views Comments Previous Next Search
Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР — Интервью на Look At Me

ИнтервьюДизайнер или конструктор: Как понимали дизайн
в СССР

Историк дизайна Артём Дежурко о том, почему можно называть Михаила Калашникова дизайнером

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 1.

Материал подготовила

Анна Савина

Можно ли называть Михаила Калашникова и других советских специалистов, создавших узнаваемые объекты прошлого, дизайнерами? Мы спросили историка дизайна Артёма Дежурко, правильно ли использовать этот термин по отношению к художникам-конструкторам и как относиться к советскому дизайну.

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 2.

Артём Дежурко

историк, преподаватель факультета
дизайна НИУ ВШЭ

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 3.

 

Многие считают, что мы не можем называть Калашникова дизайнером. Но если бы мы писали о нём по-английски, то никто не мог бы придраться, потому что с точки зрения английского словоупотребления словом дизайнер обозначается именно то, что делал Калашников. Такая путаница происходит из-за того, как это слово понимается в русском языке. Оно появилось относительно недавно и может менять значение прямо сейчас, на наших глазах. Может быть, лет через 20 назвать Калашникова дизайнером не будет ошибкой. Однако пока русское слово «дизайнер» имеет более узкий смысл, чем английское. По-английски дизайном называется вообще проектирование любого типа, и поэтому дизайнером можно назвать каждого человека, который занимается проектированием.

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 4.

Пехотинец стреляет из АК-47

 

Дизайнер — не обязательно официальное название профессии, но так как Калашников спроектировал автомат, он является его дизайнером. Разграничение между конструктором и дизайнером появилось в советское время, поэтому мы считаем, что дизайнер — это художник-оформитель. В СССР дизайном в отсутствие дипломированных специалистов занимались конструкторы. При промышленных предприятиях были конструкторские бюро, в которых и проектировались вещи. Правда потом, примерно в 1980-е годы, в эти бюро стали приходить дизайнеры, но они были младшими сотрудниками, их никто не слушал и им платили маленькую зарплату — в общем, эта профессия считалась непрестижной.

  

В Советском Союзе были и дизайнеры, которые называли себя именно так, хотя многие и считали их художниками-конструкторами

  

 

 

В общем, в Советском Союзе были и дизайнеры, которые называли себя именно так, хотя многие и считали их художниками-конструкторами. Примерно с начала 1960-х годов появились целые кафедры в вузах, которые готовили таких специалистов. Кроме того, был Научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), то есть профессия дизайнера была институализирована. Также в СССР, да и во всём мире, очень классными дизайнерами были люди, которые профессионального образования не получили. В списке Look At Me много людей, которые не были профессиональными дизайнерами, — у них в трудовой книжке было написано другое, они могли быть архитекторами или инженерами, тем не менее они были дизайнерами по сути. Такая ситуация была не только в СССР — знаменитый дизайнер Арне Якобсен был архитектором по образованию, не считал себя дизайнером и даже протестовал против такого определения. Поль Хеннингсен был писателем, но иногда проектировал лампы — можно найти много таких примеров.

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 5.

Мини-трактор «Сверчок», 1989 год, Дмитрий Азрикан

 

Советские дизайнеры знали о том, что происходит на Западе, они читали специальные журналы, в которых рассказывалось об этом. Кроме того, сотрудники ВНИИТЭ представляли СССР на Международном совете дизайнерских организаций (ИКСИД), связывались с иностранными дизайнерами, привозили их в Советский Союз с лекциями, а также показывали за границей выставки советского дизайна. Неправильно думать, что, находясь здесь, они ничего не знали о происходящем за границей: как и советские кинематографисты, которые знали, кто такой Коппола, они были в курсе событий.

  

Неправильно думать, что, находясь здесь, советские дизайнеры ничего не знали о происходящем за границей

  

 

 

При этом нельзя обвинять советских специалистов в том, что они копировали работы западных коллег. В дизайне вообще много копирования, и довольно редко в истории дизайна происходят большие изобретения — это просто неправильная задача. Дизайнер не должен изобретать новую форму, он должен решать проблемы, которые перед ним стоят. Если результатом решения этой проблемы будет какая-то новая форма, это не хорошо и не плохо, просто так получилось. В Cоветском Союзе и вообще в любой стране массово производились вещи, дизайн которых можно счесть плагиатом, CCCР не отличался в этом смысле от западных стран.

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 6.

ФЭД-3 — советский дальномерный фотоаппарат.
Производился с 1961 по 1979 год.

 

Что касается невоплощённых, «бумажных» проектов, то мне кажется, что дизайн — это в первую очередь вещи, конечный продукт, и какой бы хорошей ни была дизайнерская разработка на бумаге, она не имеет ценности, пока её не производят. Советская промышленность делала красивые вещи. Хотя это и происходило довольно редко (и чем позже, тем реже), но такие случаи были. Мне очень нравятся судна на подводных крыльях (например, «Тайфун» и «Колхида»), фотоаппараты «ЛОМО» и «Зенит» — они просто роскошные, их дизайн ценится не только в России, но и во всём мире.

Дизайнер или конструктор: Как понимали дизайн 
в СССР. Изображение № 7.

UPD. Редакция приносит извинения читателям, в статью закралось несколько фактических ошибок. Уточняющий комментарий Артёма Дежурко:

«Я должен извиниться перед читателями статьи за многочисленные искажения в ней, которые появились по мере превращения моего монолога, записанного на диктофон, в текст. Это произошло по нескольким причинам, одна из которых, думается, — моё собственное косноязычие.

Во-первых, я считаю, что Калашникова дизайнером называть нельзя. Но русская фраза "Калашников — дизайнер АК-47", которая ошибочна, как по волшебству становится точной, если её перевести на английский: "Kalashnikov is the AK-47 designer". Ну, потому что русское слово "дизайнер" — не точный синоним английского designer. В нашем языке это только название профессии, а в английском design — слово старое и с множество значений: "рисунок", "проект", "замысел"; и сказать: такой-то designed что-то, он designer этой вещи — по-английски значит просто сказать, что он эту вещь спроектировал, или даже что он её придумал.

То, что в русском интернете Калашникова настойчиво называют дизайнером — на мой взгляд, следствие того, что молодые авторы, которые там пишут, двуязычны, и в их русском языке часто встречаются кальки с английского (а в их английском — наверняка много калек с русского).

Во втором абзаце — фактическая ошибка: я говорил, что дизайнеры в КБ стали приходить с начала 60-х годов, а в тексте написано, что с 80-х. Вообще, во втором абзаце я не нахожу ни одной своей мысли. Промышленный дизайнер в СССР — это совершенно та же профессия, что и в любой другой стране, а в тексте мне как будто приписывается мнение, что в СССР опять сделали что-то не так, как принято во всём мире.

Третий абзац в целом точно передаёт мои мысли, но первая фраза содержит ужасающую ошибку. "Художник-конструктор" и "дизайнер" — полные синонимы. Эти слова появились в СССР одновременно, в конце 50-х, и слово "дизайнер" стало общепринятым названием профессии среди самих дизайнеров, а "художник-конструктор" — её официальным, реестровым названием.

После трактора всё точно».

Редакция и впредь будет открыто рассказывать о собственных ошибках и меньше их совершать.

фотографии via flickr.com/camera_glamour

Рассказать друзьям
8 комментариевпожаловаться

Комментарии

Подписаться
Комментарии загружаются